В начале 90-х годов прошлого века, когда школы получили относительную свободу, многие директора активно стали вводить у себя латынь. Например, в 57-й школе Москвы она была введена в обязательное расписание всех классов, в Санкт-Петербурге появилась петербургская классическая гимназия №610 (кстати, математическая), где до сих пор преподают и латынь, и древнегреческий. В гимназии №1567, которую я окончила, было четыре профиля, там латынь ввели как спецкурс по выбору.
Вначале это было правилом хорошего тона, показателем высокого уровня гимназии, а также своеобразным бриллиантиком, который хоть и не дает никаких особых бонусов при поступлении в вуз, зато потом им можно будет блеснуть в приличном обществе. Кстати, я считаю, что именно эта волна интереса и помогла мне победить на конкурсе «Учитель года Москвы-1999». Директору Департамента образования Любови Кезиной очень понравилась идея латыни как школьного предмета, потому что это было нестандартно, необычно.Вплоть до середины нулевых все было хорошо. В 1995 году прошла Первая Московская олимпиада по латинскому языку, которая хоть и не получила впоследствии статуса всероссийской, однако до сих пор пользуется большой популярностью. Была организована работа летней школы по изучению античности, которая также ежегодно собирает множество очень способных детей и лучших преподавателей страны.Но затем наступило охлаждение. И связано оно вовсе не с отсутствием интереса со стороны учителей или учеников, а с тем, что школы просто начали экономить на всем, сокращая преподавателей и отдавая предпочтение тем предметам, которые сдают на ЕГЭ. Изучение классических языков сохранилось только там, где есть энтузиасты. Правда, неожиданно выяснилось, что есть спрос на репетиторов по латинскому и греческому. Связано это в ряде случаев с тем, что люди уезжают семьями за границу и детям предстоит там поступать в частные школы, где уже преподают классические языки с начальных классов. Впрочем, и здесь, в России, многим становится ясно: латынь – знак качества образования. Не случайно этот предмет ввели и в лицее при ВШЭ, да и в самой Вышке открылся департамент иностранных языков, там будут готовить учителей со знанием латыни. Я преподаю латынь у компьютерных лингвистов, которые занимаются созданием искусственных электронных языков, составлением программ. Они учат мой предмет с огромным удовольствием, копаются в словарях, находят логику, ищут параллели с другими языками.Что касается других стран, то в немецких гимназиях, кстати, латынь приравняли ко второму иностранному. Там можно даже сдавать на латыни вступительные экзамены в вуз. Также в ряде стран сейчас активно разрабатывают направление «Латынь и аутисты». Оказывается, дети с синдромом аутизма хорошо реагируют на латынь, ведь на ней не надо разговаривать, но вполне можно читать и писать. В ряде стран выпускают газеты и журналы на латыни, есть латинское радио. Фанаты языка выпускают комиксы на латинском, перевели на него целый ряд художественных произведений (например, «Гарри Поттера») и песен (в частности, хиты Элвиса Пресли), есть рок-группы, которые поют на латыни. Есть даже латинская Википедия – la.wikipedia.org. Конечно, это своего рода попса, призванная помочь школьникам учить латынь весело и непринужденно. Но кто сказал, что это плохо?
Мария ФИЛИППЕНКО, преподаватель немецкого и латинского языков в НИУ ВШЭ, преподаватель латыни в лицее при НИУ ВШЭ и немецкого языка в Институте Гете, лауреат конкурса «Учитель года России-1999»
Комментарии