Свою историю педагогическое образование Ярославской области отсчитывает с 16 (28) ноября 1871 года, когда в селе Новом Мологского уезда Ярославской губернии была открыта учительская семинария. За полуторавековой период сеть образовательных учреждений, главное назначение которых подготовка кадров для системы образования региона, неоднократно менялась.
Крепкая база: 4 колледжа, 3 вуза
Сегодня в системе СПО Ярославской области обучением педагогических кадров занимаются четыре учреждения, подчиненные Департаменту образования региона: Ростовский педагогический колледж, Рыбинский профессионально-педагогический колледж, Угличский индустриально-педагогический колледж, Ярославский педагогический колледж. Кроме того, с 2012 года ведется подготовка по специальности «дошкольное образование» в Пошехонском аграрно-педагогическом колледже.
В педагогических колледжах обучаются более 2600 студентов. Прежде всего на специальностях «дошкольное образование», «преподавание в начальных классах» и «физическая культура», а также «педагогика дополнительного образования», «коррекционная педагогика в начальном образовании», «специальное дошкольное образование», «музыкальное образование».
Выпускники педагогических колледжей, желающие получить высшее образование, могут продолжить обучение педагогике в трех вузах – Ярославском государственном педагогическом университете имени К.Д.Ушинского, Ярославском государственном техническом университете, Ярославском государственном университете им. П.Г.Демидова.
Как правило, в этих учреждениях выпускники педагогических колледжей обучаются по направлениям, связанным с квалификациями, полученными на ступени СПО. Но иногда они выбирают иные направления. Это позволяет, с одной стороны, повысить конкурентоспособность молодых и уже состоявшихся педагогов; с другой – адресно обеспечить школы, детские сады и другие образовательные учреждения Ярославской области востребованными кадрами; с третьей – точнее применять способности и компетенции начинающих и опытных специалистов.
Сегодня в региональной системе образования работают более 720 таких выпускников педагогических колледжей. Почти четверть из них получили высшее образование в области психологии, столько же – в области дошкольного образования, более 7% – в области географии, более 5% – в области биологии, немногим меньше – в области русского языка и литературы. Более 2% выпускников педагогических колледжей окончили вузы и стали специалистами в таких областях, как дефектология, логопедия, математика, история и обществоведческие науки.
Востребованные специалисты
Сегодня в региональной системе образования значительная доля педагогических работников – выпускники педагогических колледжей. В общеобразовательных организациях среди учителей начальных классов их более 37%, учителей физической культуры – 18,5%, учителей иностранного языка – 10,4%. В числе воспитателей дошкольных учреждений – более 44%. В целом среди педагогических работников доля выпускников педагогических колледжей составляет 26,3%, среди руководящих – 14,5%.
В 8 из 19 муниципальных образований Ярославской области более 40% всех педагогов в свое время окончили педагогические колледжи. В Некоузском, Рыбинском и Угличском районах таких работников более половины, а в Мышкинком – около 65%.
В 8 муниципалитетах региона более четверти руководящих работников образовательных организаций в качестве первого профессионального образования получили среднее педагогическое. В Большесельском и Угличском районах их более 40%, в Мышкинском – более половины, а в Некоузском – 54,5%. В 10 муниципалитетах Ярославской области соответствующее образование получили специалисты и руководящие сотрудники органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. В нескольких муниципальных образованиях бывшие выпускники педагогических колледжей возглавляют органы управления образованием или методические службы, руководили или руководят социальной политикой своих районов.
Высокая востребованность и представленность в муниципальных системах образования педагогических кадров, подготовленных в педагогических колледжах, во многом связана с особенностями подготовки студентов на уровне СПО. Среди важных факторов:
– высокий уровень практико-ориентированности обучения, обеспечивающий владение актуальными в образовательных организациях компетенциями и быструю адаптацию к работе в конкретных учреждениях;
– организация практической части обучения в широкой сети максимально близких к условиям будущей работы муниципальных образовательных организациях, позволяющая, с одной стороны, потенциальному работодателю составить представление о конкретных студентах, с другой – самому студенту сохранить или приобрести социальные связи с местным сообществом;
– коллективы педагогических колледжей в процессе подготовки студентов акцентируют внимание на проектной и исследовательской деятельности, а не на научной работе.
Кроме того, есть устойчивый тренд: выпускники педагогических колледжей, получая высшее образование, параллельно работают в образовательных организациях. Постоянное соотнесение получаемых в вузе знаний с практикой – лучшая форма непрерывного повышения квалификации молодого дипломированного педагога. Можно говорить о профессиональном развитии в логике растянутого во времени дуального образования, которое сегодня признано одним из эффективных средств подготовки кадров.
Опыт побед
Многие выпускники педагогических колледжей Ярославской области участвуют в муниципальных этапах всероссийских конкурсов профессионального мастерства. На региональном уровне в течение последних 15 лет педагоги, получившие в свое время среднее профессиональное образование, постоянно становятся лауреатами и победителями конкурсов «Учитель года России», «Воспитатель года России», «Педагог-психолог России», «Сердце отдаю детям», «Учитель-дефектолог России». Особый успех – победа выпускницы Угличского индустриально-педагогического колледжа Ольги Автономовой (Знаменской) в региональных этапах двух всероссийских конкурсов: «Воспитатель года» (2005) и «Педагог-психолог России» (2012).
Студенты педагогических колледжей Ярославской области неоднократно становились победителями и призерами национальных чемпионатов WorldSkills Russia в компетенциях «Дошкольное воспитание», «Преподавание в младших классах», «Физическая культура, спорт и фитнес». Результативность массовой практики подготовки будущих педагогов на основе стандартов WorldSkills подтверждается высокими результатами демонстрационных экзаменов.
Кроме того, опыт региона по реализации образовательных программ среднего профессионального образования с учетом компетенций WorldSkills с 2019 года транслируется в формате курсов повышения квалификации Академии «Ворлдскиллс Россия» на базе региональных специализированных центров компетенций «Дошкольное воспитание» и «Преподавание в младших классах», созданных в Ярославском педагогическом колледже.
Яркие события в честь юбилея
В прошлом году, когда отмечалось 150‑летие педагогического образования региона, состоялся широкий спектр ярких событий. Большинство из них представлено на специальном сайте http://150pedobryaroslavl.tilda.ws. Разделы-«территории» сайта («Научные проекты», «Педагогический диалог», «Занимательная педагогика» и «Активные увлечения») знакомят посетителей с прошлым и настоящим областной системы среднего профессионального педагогического образования, с ресурсами и возможностями для подготовки педагогических кадров, с педагогами и руководителями.
Объединенные усилия коллективов всех четырех педагогических колледжей региона позволили провести мероприятия, имевшие резонанс не только в Ярославской области, но и далеко за ее пределами:
– межрегиональная научно-практическая конференция «Современные образовательные коммуникации как инструмент подготовки будущих педагогов»;
– фестиваль «Спортландия на волжских берегах»;
– автопробег «Золотое педагогическое кольцо Ярославии» по городам Ярославской области, в которых расположены педагогические колледжи;
– цикл видеороликов «От первого лица» с руководителями, преподавателями, студентами и родителями;
– создание навигационной карты «4 города – 4 педагогических колледжа» (виртуальная экскурсия по увлекательным местам);
– награждение педагогов, руководителей и студентов педагогических колледжей.
В рамках юбилейных мероприятий был утвержден памятный знак «150 лет педагогическому образованию Ярославии». Им отмечены педагоги и руководители системы профессионального образования Ярославской области, которые более 25 лет посвятили этой работе, а также те, кто внес значительный вклад в кадровое обеспечение системы образования региона.
Искренне надеюсь, что 150‑летие педагогического образования Ярославии стало не только хорошим поводом констатировать успехи в обеспечении региона квалифицированными кадрами, но и новым импульсом повышения эффективности работы учреждений, компетентности их команд в современных условиях.
Александр ГУДКОВ, заместитель директора Департамента образования Ярославской области
Комментарии