С выходом в издательстве “Международные отношения” книги Олега Блоцкого “Владимир Путин. История жизни” у нас появляется возможность познакомиться с детством и юностью президента. В жизни известных людей особенно волнует их детство. Ведь именно в детстве закладываются те черты характера, благодаря которым человек выбирает путь, начинает восхождение к высотам. И поскольку эта тема интересна многим (даже не из праздного любопытства), а тираж книги О. Блоцкого хотя и высок по нашим временам, но все-таки значительно ниже советских тиражей, мы хотим представить ее читателям. К тому же, хотя книга и адресована “широкому кругу”, как сказано в аннотации, ее цена значительно сузит этот круг.
Мы привыкли к литературной одаренности генеральных секретарей и президентов. Здесь традиция не прерывается, пожалуй, со времен Хрущева, автора известных воспоминаний. Но прижизненной “истории жизни” удостоился только Путин. Книга О. Блоцкого с фотографиями из семейного архива президента – своего рода имиджевая реклама. Автор с издателями определили ее жанр как публицистический. В публицистике, как известно, факт служит средством убеждения, поэтому задача жизнеописания определяет и подбор фактов из биографии президента, и их интерпретацию. Любители компромата будут разочарованы. Историки найдут в книге лишь подборку любопытных сведений о родителях президента, его школьных годах, учебе. Что-то из них, конечно, можно будет использовать для более серьезного труда о жизни и деятельности Владимира Путина, поблагодарив Олега Блоцкого за тщательность и внимание к своему герою.
“Выпуск трех восьмых классов состоялся в начале июня 1968 года. Ученики вместе с родителями собрались в школе, где им сначала вручили аттестаты, а затем пригласили к столам, на которых стояли фрукты, ситро, пирожные и конфеты. Здесь Путин поспорил, что за один раз сможет съесть двадцать пирожных. Ударили по рукам, и выпускник принялся за дело, оговорив, правда, что пирожные будет запивать лимонадом. Спор в итоге Владимир Путин проиграл, осилив то ли четырнадцать, то ли пятнадцать пирожных”.
Олег Блоцкий. “Владимир Путин. История жизни”
Книга написана простеньким языком, как бы с претензией на максимальную доходчивость. Центральный персонаж, его высокие моральные и другие хорошие качества должны быть ясны всем. Подобным образом Лев Толстой со Всеволодом Гаршиным писали “рассказы для народа”. Олег Блоцкий, тоже решив быть более понятным народу, повествует о Путине.
…Родители Путина не запасались заранее детскими вещами, считая это плохой приметой. Вначале вместо коляски или кроватки они пристроили сына в “большую плетеную овальную деревянную корзину”. “У Путиных все было точно так, как в других ленинградских семьях, имеющих малышей: пеленки вываривались в ведре и сушились возле печки, которая находилась в их комнате”. В детстве жесткого присмотра со стороны родителей за сыном не было. Будущий президент частенько дрался, но без необходимости в драку не ввязывался. Учился он в ленинградской школе N193, которая располагалась буквально через дом. 1 сентября 1960 года Путины отвели сына в школу, вручив ему вместо букета горшок цветов. В новых классах обычно не было комнатных цветов, и учителя просили принести именно их. Пара листов в книге Блоцкого посвящена первой учительнице Путина Тамаре Павловне Чижовой, ныне покойной.
Учился Путин на тройки и четверки. Играл в футбол, бегал по сараям во дворе, дрался, но к лидерству среди друзей не стремился. В шестом классе его приняли в пионеры, в начале восьмого – в комсомол. К тому времени он взялся за учебу всерьез и увлекся самбо. Родители относились неодобрительно к тренировкам, считая, что сыну лучше заниматься музыкой. Кстати, Путин пробовал играть на баяне и гитаре.
Девятый и десятый классы будущий президент учился в другой школе – N281. И тогда, под впечатлением от “Неуловимых мстителей”, книги Вадима Кожевникова “Щит и меч” (о советском разведчике в фашистском тылу), впоследствии экранизированной, Путин решил работать в КГБ. Пришел в общественную приемную Комитета госбезопасности по Ленинграду и области. Юноше объяснили, что вначале ему нужно отслужить в армии или окончить вуз (лучше – юридический или юрфак), а затем поступить в специальное учебное заведение КГБ.
“Вспоминается, как учитель труда тащил Путина за шкирку из своего класса в наш кабинет. Мы мастерили на его уроке какие-то совочки для мусора, и Володя что-то изготовил не так или что-то учудил, проступок какой-то совершил. Вот учитель его и “депортировал”. Путин таким обхождением был чрезвычайно разъярен. Он долго успокаивался и не сразу пришел в себя. Успокаивался тоже интересно. Вроде уже все – прошло. Вдруг он снова вспыхивал и начинал возмущаться. И так несколько раз”.
Из воспоминаний Виктора Борисенко, школьного друга В. Путина
После этого Путин узнал, в каком ленинградском вузе есть юридический факультет, какие науки там изучают. В школе перестал заниматься химией и физикой, а начал штудировать литературу, русский язык и другие необходимые предметы. Упорство принесло плоды. И, как известно уже без книги Блоцкого, у парня хватило настойчивости, чтобы осуществить свою мечту.
Книга Олега Блоцкого не закончена, и мы не знаем о работе Путина в Комитете госбезопасности. Но, очевидно, следует ждать выхода второй книги. Наверное, и там Путин предстанет эталоном и в спорте, и в труде, и в личной жизни. Но хотелось бы, чтобы автор не раздувал свой труд, вставляя совершенно не нужные главы, как сделал это в первой книге. К чему забивать читателю голову биографией разведчика Яна Берзина, когда можно лишь упомянуть, кто это. Ни к чему пересказывать и родословную Путина, если в конце книги она четко представлена на схеме. Есть и другие композиционные недостатки, прямо бросающиеся в глаза. Например, глава о школьном друге Путина Викторе Борисенко, его воспоминаниях, вдруг переходит в главу, повествующую о том, как воевал с немцами отец будущего президента. А это совсем другая эпоха. Вообще главы книги связаны между собою в лучшем случае ассоциативно, будто писались не одним человеком, а бригадой “пиарщиков”. Но, главное, в некоторых местах автор льет столько елея, что невольно приходят на память “Рассказы о Ленине” Михаила Зощенко. Те же слащавые приемы раскрытия образа, только не рассчитанные на детскую аудиторию, та же интонация… Чем так писать, лучше уж никак не писать. Кстати, что в книге действительно интересно, кроме отдельного документального материала, так это отрывки из воспоминаний самого Путина. Может, ему стоит взяться со временем за мемуары?
Виктор БОЧЕНКОВ
Комментарии