Государственная общеобразовательная школа «Школа здоровья» №1321 «Ковчег» одна из первых в Москве начала осуществлять концепт образовательной и социальной интеграции учащихся с ограниченными возможностями здоровья в среде здоровых сверстников. Созданная по инициативе специалистов и родителей детей, посещающих занятия в Центре лечебной педагогики, школа с первых дней своей работы отдавала приоритет семейно-центрированным подходам в социально-реабилитационной работе.
Опыт двадцатилетней работы школы «Ковчег» по осуществлению интеграции учащихся в социум свидетельствует о том, что одной из наиболее актуальных и острых проблем стало жизнеустройство выпускников с инвалидностью после окончания школы, получение ими качественного профессионального образования и обретение ими собственного места в жизни. Философия инклюзивной школы, принципы ее деятельности и уклада предполагают обеспечение процесса подготовки всех выпускников школы, в том числе и выпускников с ограниченными возможностями здоровья, к активной социальной жизни, максимально возможное включение их в профессиональную деятельность по окончании школы. Возможность такого социального включения стала одним из критериев успешной деятельности инклюзивной школы.
Для решения этой задачи в школе №1321 «Ковчег» был создан специальный Учебный центр «Ковчег-Волконский». Это совместная инициатива французского кондитерского предприятия «Волконский-Кейзер» и школы «Ковчег», позволяющая начать обучение профессии кондитера учащихся старших классов с целью последующего их трудоустройства на предприятиях производства «Волконский-Кейзер». В смешанных учебных группах Центра могут обучаться как учащиеся с особенностями развития, так и обычные ученики. О деятельности этого необычного школьного Учебного центра лучше всего рассказывают непосредственные участники событий – мастера профессионального обучения Учебного центра «Ковчег-Волконский» и ученики, например, преподаватель Учебного центра «Ковчег-Волконский» кондитер пятого разряда Милена Иерусалимская во время небольшого перерыва. Когда все тарталетки были поставлены в печку и был заведен таймер, мы расспросили Милену о настоящем и будущем этого интересного проекта.
– Откуда появилась идея вместе с инклюзивной школой «Ковчег» начать обучение профессии кондитера?
– Идея научить детей профессии кондитера появилась у владелицы нашей компании Стефани Гарес. А школа оказалась очень отзывчивой к этой идее. Есть такая организация кондитеров Companion во Франции, у нее есть представительства по всему миру – в Китае, в Италии, в Японии. Задача этой организации – распространять свои знания, свои навыки и умения по всему свету, обучать людей, готовить их для дальнейшей работы, передавать знания, навыки, умения, знакомить с тонкостями этой профессии, потому что это особая, эксклюзивная профессия. И обучение тоже особое.
– В чем заключается эта особенность обучения профессии?
– В том, чтобы передавать те традиции, которые пришли к нам из XVIII века со времен основоположника кондитерского искусства Антуана Карема. Они сохранялись на протяжении стольких веков, дошли до нас, а мы передадим их другим.
– А почему для реализации проекта выбрана инклюзивная школа «Ковчег»?
– Идея возникла потому, что «Ковчег» школа необычная и здесь, как известно, учатся обычные дети и дети с ограниченными возможностями здоровья. Все они способны работать, обучаться новому. У них может это хорошо получиться, потому что это ремесло, то есть то, что у человека не отнимешь. Если человек владеет профессией, которая связана с его ручным трудом, обладает знаниями, то он этого не потеряет, это всегда поддержит в жизни.
– Что вы, как мастер производственного обучения, можете сказать об учащихся Центра?
– Многие наши ученики – дети необычные, это и привлекает. Не хочу кого-то выделять, а кого-то оставить в стороне, но могу сказать: в общем результаты обучения радуют! Каждый ученик раскрывает свои возможности и, может быть, научится делать то, чего не делают другие. Так и получается, что кто-то из учеников овладевает профессией полностью, и это замечательно, а кому-то удается овладеть лишь некоторой операцией, но в таком совершенстве, что это умение тоже пригодится, будет применимо. На производстве ведь есть разделение труда, и все могут достигать прекрасных результатов!
– Какое оборудование используется в обучении?
– Все оборудование профессиональное, это не имитация. Тестораскаточная машина, низкотемпературный холодильник – все как на реальном производстве. Все оборудование Центра очень точно воспроизводит условия профессионального производства «Волконский». Именно поэтому мы обучаем не только каким-то навыкам, а именно основам профессии. Наша цель – подготовить элиту кондитеров. Придя на производство и работая там уже в качестве кондитера-профессионала после обучения в Центре, в перспективе этот кондитер должен стать шефом и обучать тех, кто будет приходить на работу. Одно то, что сотрудник прошел обучение именно в Учебном центре «Ковчег-Волконский», должно быть показателем хорошего качества
– А что можно сказать о продукции?
– Во-первых, все рецептуры, которые мы отрабатываем, подлинные, точно такими же рецептурами мы пользуемся на производстве. Все рецептуры отработаны в точном соответствии с правилами. Можно отметить, что мы работаем исключительно с высококачественными натуральными продуктами, без использования красителей и искусственных ингредиентов.
– Что еще входит в учебный план первого года обучения в Центре?
– Изготовление песочного теста, заполнение форм тарталеток, подготовка начинки, покрытие специальным кондитерским гелем. Дальше изготовление сладкого сдобного теста – венского, из него мы будем делать брейсаны – сладкие булочки с маслом и сахаром.
– А что дети будут изучать в следующем году?
– В планах – освоение технологии приготовления слоеного теста, дрожжевого теста, муссов, пирожных, шоколадных конфет. А еще экскурсии на предприятия, хлебобулочные комбинаты и сложные квалификационные экзамены.
Таким образом, школьный Учебный центр «Ковчег-Волконский» решает очень важные задачи социализации и социальной адаптации учащихся инклюзивной школы. Ценность этой инициативы в том, что овладение профессией в стенах школы может оказать существенное влияние на повышение качества жизни выпускников с ограниченными возможностями здоровья, поскольку дает им возможность полноценного включения в социальную жизнь и обретения уверенности в будущем, создает возможность подлинной профессиональной реализации.
Комментарии