search
main
0

Знает, понимает, следует Политическая культура от “а” до “я”

Диссонанс между социально желаемым и реальным политическим сознанием в обществе мешает формированию политической культуры у старшеклассников. Современное российское общество оказалось не готовым воспринять многие демократические преобразования, в частности, в политической сфере. Поспешность провозглашения новых демократических институтов власти, зачастую имеющих латентное тоталитарное содержание, волюнтаристские эксперименты в области творчества, а порой и полное отсутствие элементарной юридической общекультурной подготовки со стороны отдельных законодателей, привели к тому, что в современной России стало почти что нормой несоблюдение законов.
Кроме того, откровенная безнравственность многих политиков, откровенное преследование личных интересов и амбиций, явная детерминированность политики экономическими интересами узких предпринимательских группировок привели к тому, что в обществе сложилась система безнравственной экономики, которая служит средством наживы различного рода элит за счет других категорий граждан. Наблюдения педагогов показали, что на сознание учащихся особенно глубокое влияние оказывает усиливающаяся тенденция к глубокой социально-экономической дифференциации людей, а следовательно, семей учеников и их самих. От внимания молодых людей не ускользает тот факт, что политическая сфера жизни общества стала ареной безнравственности, в отдельных случаях даже преступной деятельности.
Современным учащимся старших классов присущи в той или иной степени категоричность, максимализм, нетерпимость к другому мнению, нигилизм, социальный эгоизм, отсутствие ценностной ориентации. Больше всего подростков волнуют такие проблемы, как спад производства и экономическая ситуация в стране, общее социально-экономическое состояние России (многие его оценивают как кризисное), настоящее и будущее всего человечества в целом. При изучении политологических вопросов на уроках обществознания была выявлена связь между скептическим отношением старшеклассников, возможностью повлиять на действия властей и спадом интереса к политическим событиям. Они дают низкую оценку своей компетентности в вопросах общественной жизни в целом и политической жизни в частности.
Было также выявлено противоречие между теми ценностями и нормами, которые провозглашает школа, и тем, что ученики видят в жизни. Это объясняется тем, что ценностные ориентации у школьников стихийно адаптируются в современных политических условиях, а школьная система образования до сих пор определяет подходы к обществознанию.
Для проведения эксперимента за основу был взят учебник Н. Воскресенской, Н. Давлетшиной “Демократия: общество и государство”. Выбор был основан на том, что эта учебная книга была одной из первых одобрена и рекомендована Министерством образования Российской Федерации. Критерии выбора были следующие:
1. Наличие материалов для формирования базовых знаний по вопросам принципов государственного устройства, механизмов реализации власти в демократическом государстве.
2. Методическое оснащение учебника включало ряд вопросов личностно-ориентированного характера, требующих критического анализа политической реальности и направленных на самопознание учащихся, выработки ими научно обоснованных взглядов.
3. Доступность изложения материала, наличие документов (Конституция РФ и Всеобщая декларация прав человека), Словаря политологических терминов.
Необходима была подготовка экспериментальных материалов. После использования существующих программ для предметов “Граждановедение”, “Обществознание” нами был выработан вариант программы по обществознанию для 10-11-х классов.
Она предусмотрела некоторую корректировку содержания учебника по темам: “Гражданское общество”, “Политическое лидерство”, “Политическая культура”, “Политика и власть”. По своему содержанию они имеют воспитывающее значение и способствуют более эффективному формированию политической культуры учащихся. Для более эффективного осуществления эксперимента была разработана, издана и распространена среди школ, выразивших желание участвовать в исследовании, “Рабочая тетрадь. Выпуск I. Основы политологии”, а также учебное пособие для учителя “Преподавание обществознания (граждановедения)” по курсу Н.Воскресенской, Н. Давлетшиной “Демократия: общество и государство”.
Предложенная программа рассчитана на 34 часа. При наличии дополнительного объема часов мы рекомендовали наиболее актуальные темы программы расширить до модульных блоков: например, Конституции РФ – Основного Закона и избирательно права Российской Федерации (принципы, механизмы и нормативные аспекты избирательного права Российской Федерации). Темы модульных блоков определила общая педагогическая цель – формирование политической культуры учащихся.
По проблематике каждого из блоков было изучено большое количество научной, учебной литературы. Определены цель изучаемого блока, содержание и темы уроков, методы и формы организации учебного процесса. Разработаны “Рабочая тетрадь. Выпуск 2. Основы конституционного строя Российской Федерации” и пособие “Я выбираю”, посвященное изучению избирательного права. Пособия изданы в виде брошюр в городах Пермь и Ижевск, опубликованы в “Граждановедении”.
Методическое обеспечение было составлено по следующей схеме:
1. Выполнение практических заданий, заполнение схем, таблиц, направленное на лучшее понимание и усвоение теоретического материала.
2. Личностно-ориентированные вопросы и задания.
3. Раскрыты основные понятия, термины.
4. Материалы для размышления – высказывания по изучаемым проблемам знаменитых людей. Цитаты из произведений мыслителей разных времен и народов.
5. Современное состояние вопроса (те проблемы, которые требуют решения, исследования).
На основании проведенного теоретико-методологического анализа можно выделить следующие уровни сформированности политической культуры учащихся.
Первый (низкий) информационно-нейтральный, эмоциональный. Характеризуется безразличным, нигилистическим отношением ученика к политической реальности, отсутствием знаний о политической системе и индифферентностью по отношению к ним. Взгляды определяются переживаемыми эмоциями под влиянием семьи, близкого окружения (ученической среды, друзей). Система ценностей личности не сложилась, проявляется личный и социальный эгоизм.
Особенностью второго уровня (среднего) избирательно-фрагментарного, эмоционально-волевого является накопление информации об общественно-политических явлениях, постепенное овладение понятиями политологии, репродукция полученных знаний, взгляды на политическую реальность становятся более осознанными, эмоциональное отношение подвергается сомнению. Формируется система ценностей аксиологического свойства.
На третьем уровне (высоком) системно-ценностном, эмоционально-рациональном наблюдается в достаточной мере для социального опыта старшеклассника система ценностных ориентаций, основанная на аксиологическом подходе. Учащиеся владеют и свободно используют приобретенные политологические знания. Заинтересованно относятся к политической реальности, готовы к участию в политической жизни страны, имеют знания о методах взаимодействия с обществом и государством.
При формировании у учащихся навыков выработки политической позиции и ценностей мы стремились избегать формирования политических стереотипов – “постоянных, сложившихся, неизменных образцов”. Они представляют субъективно значимое знание о политическом явлении и фиксируют внимание человека на сторонах объекта, важных именно для него. Ценности связаны с политическими стереотипами и придают им эмоциональную окраску и устойчивость. Следует опасаться того, что сложившиеся политические стереотипы могут приводить к тому, что определенная политическая информация может отвергаться человеком даже при неоднократном повторении, тогда как другая легко и быстро усваивается.
На сознание подрастающего человека оказывают воздействие общественные представления, их иногда называют “массовым сознанием”. В ученическом коллективе можно встретить различные стереотипы, заимствованные в семье, обществе, СМИ.
Задача учителя – исключить саму возможность создания стереотипов, тем более навязывания ученикам собственных.
Но если в нашем исследовании мы ведем речь о передаче и усвоении учащимися политического опыта, то политические традиции общества накладывают отпечаток на восприятие и осмысление политологических знаний, этот факт необходимо учитывать в учебном процессе. Для этого уровня нами определены ценностные ориентации, без которых невозможно говорить о высоком уровне развития политической культуры: внутренняя свобода и ответственность; соблюдение прав и свободы личности; защита прав и свобод других лиц; уважение человеческого достоинства; толерантное отношение друг к другу; гармоничное проявление патриотических чувств; культура межнационального общения; ответственность за судьбы своего Отечества и мирового сообщества в целом. Если учитель добивается формирования изложенных ценностей, то мы можем считать, что смогли реализовать системно-ценностное образование и воспитание. В более широком плане необходимы общечеловеческие ценности, которые являются системообразующим фактором при формировании политической культуры учащихся.
В современных политических, социально-экономических условиях необходимо прагматизировать обучение и воспитание, соотносить систему образования с конкретным человеком и его конкретными условиями жизни. Это будет способствовать формированию системы ценностей и подготовке старшеклассников к конвенциональному политическому участию в жизни общества. Достигнуть этого мы можем, определив доминирующие признаки в педагогическом процессе. Это заинтересованность в решении существующих общественно-политических проблем, активное участие в жизни общества, способность взаимодействовать с государством и обществом. В нашем исследовании мы посчитали возможным применить названные признаки в качестве основных критериев для определения уровня сформированности политической культуры учащихся. Каждый из них включает в себя следующие компоненты.
Это заинтересованность, проистекающая из личности ученика, которая в свою очередь включает: стремление к информированности о своих политических правах, политической системе, политических событиях и процессах; способность вырабатывать собственное мнение на основе владения информацией о политических лидерах, партиях и их программах, политических институтах государства и общества; умение и потребность обсуждать политические проблемы с друзьями, родственниками, знакомыми и др. и уровень свободы в обсуждении.
Второй критерий – это способность к регулярным акциям, осуществление которых разрешается политической системой: осознание необходимости сменяемости власти и готовность к участию в важнейшем механизме осуществления демократии – выборах; способность к оценке деятельности власти.
Третий критерий – способность и желание взаимодействовать с обществом и государством:
знание правовых основ и механизмов действия институтов власти;
способность и умение находить решение сложных общественно-политических проблем путем переговоров и взаимных компромиссов – незаменимых инструментов баланса интересов различных социальных групп;
толерантность, уважение к чужому мнению и поведению на основе принятия общечеловеческих ценностей, социальной адаптации и интеграции.
Мы исходили из понимания, что “способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются прежде всего в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обуславливающими возможность их приобретения”. Мы видим, что данные критерии базируются на приобретенных знаниях, развитых интеллектуальных и социальных умениях и навыках выработанной у учащихся системы ценностей.
Критерии носят интегрированный характер и позволяют судить о степени подготовленности будущих граждан к политическому участию в жизни общества, позитивному политическому поведению в активной или пассивной форме. Мы не можем говорить о политической деятельности учащихся, так как они не обладают политическими правами до 18 лет. К моменту обретения гражданами политических прав они должны быть готовы к осознанному соблюдению законов, ответственному участию в выборах и референдумах – пассивной форме позитивного политического поведения или проявлять предвыборную активность, участвовать в выборных органах власти, вести организационную деятельность по мере рациональной необходимости участвовать в митингах и демонстрациях – активной форме позитивного политического поведения.
В нашем исследовании мы исходили из того, что умения учащихся, которые формируются в ходе учебного процесса, можно условно разделить на два вида: интеллектуальные, развивающие мыслительные способности учащихся, и социальные, необходимые для успешного существования и взаимодействия в обществе, успешного решения общественно-политических задач.
Интеллектуальные умения в значительной мере служат развитию личности и одновременно подготавливают к формированию социальных умений и навыков:
устанавливать конструктивные отношения с другими людьми на основе взаимных интересов;
разрешать конфликты не насильственными методами, а путем компромисса;
отстаивать свои собственные интересы и интересы третьих лиц;
вносить коррективы в свое собственное поведение.
Развитие социальных умений – важнейшая составляющая обучения и воспитания при формировании политической культуры учащихся.
На первом этапе исследования целью формирования политической культуры учащихся мы считали адаптацию старшеклассников к новым социально-политическим условиям. В последующие годы нашей работы цель формирования политической культуры учащихся была уточнена. Современной школе необходимо формировать такое поколение, которое будет содействовать продвижению России к цивилизованному демократическому государству. Для этого важно формировать систему ценностей, развивать, помимо интеллектуальных, социальные умения и навыки, подготавливать выпускников к конвенциональному политическому участию в пассивной и активной форме, а значит, не менее значительно научить старшеклассников противостоять неконвенциональному политическому поведению; как минимум на уровне прочной убежденности: коррупции; пренебрежениям нормами закона; нарушению закона; крайним формам проявления религиозной и национальной принадлежности.
В этой связи необходимо корректировать влияние социальной среды, семьи, СМИ. Тем более что “в последнее десятилетие заметно возросла роль средств массовой информации, выступающих порою в роли средств массового манипулирования и в этом качестве действительно выполняющих властные функции. Именно пресса формирует многие расхожие убеждения, установки, стереотипы, определяющие наше политическое сознание и поведение. А также гармонизировать все компоненты формирования политической культуры учащихся (знания, умения и навыки и систему ценностей).
Необходимо остановиться на том, как нами понимается процесс социализации учащихся. В своем педагогическом исследовании мы исходили из представления о социализации, определенной в “Педагогическом словаре” (Г. Коджамирова и А. Кождамиров), авторы его считают, что социализация – “процесс усвоения и активного восприятия человеком социального опыта, овладение навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качестве личности. Социализация осуществляется под воздействием целенаправленных процессов (обучение, воспитание в учебно-воспитательных учреждениях и под влиянием стихийных факторов (семья, улица, СМИ и др.)”.
Педагогический процесс формирования политической культуры учащихся в процессе изучения проблем политологии на уроках обществознания позволяет осуществлять политическую социализацию будущих граждан. Под нею мы будем понимать “постепенное освоение личностью норм, видов возможностей политической деятельности, принятия на себя определенной роли в политике”.
В нашем исследовании мы исходили из того, что политической социализации личности как процессу присуща определенная последовательность. “Политическая социализация имеет следующие составляющие компоненты:
1. Усвоение и восприятие общественно-политического опыта, накопленного предыдущими поколениями, а также современного.
2. Превращение знаний об обществе, политике государства во внутренние убеждения.
3. Выработка способности отстаивать свои политические взгляды.
4. Приобретение необходимых навыков общественно-политической деятельности, освоение ее основных принципов и норм.
5. Реализация знаний и убеждений в практической политической деятельности, в области других сфер общественных отношений”.
Мы можем заключить, что политическая социализация – это и есть формирование политической культуры учащихся. В процессе ее можно выделить общий и конкретный аспекты направленности данного процесса. Общая направленность определяется как наиболее полное овладение индивидом политической практики и опытом для приобретения и использования навыков правомерного поведения, для оценки поведения окружающих и содействия нормальному функционированию политической системы, чем в конечном счете обеспечивается возможность удовлетворять притязания субъекта на необходимую меру политической защиты и реальную возможность пользоваться мыслями, гражданскими правами.
Конкретная направленность политической социализации выражается в том, что учащийся активно развивается в конкретном обществе, которое имеет свои неповторимые закономерности культурного, экономического, социального и политического развития и посредством целенаправленного педагогического процесса обучения и воспитания при изучении проблем политологии.
Политическое сознание – наиболее значимый для нас компонент политической культуры учащихся, поскольку оно, отражая объективный мир политических отношений, выступает в то же время в роли регулятора различных видов социальной деятельности и поведения личности. В ходе изучения проблем политологии на уроках обществоведения складывается система внутренних условий, в качестве которых выступают чувства, потребности, знания, идеалы, интересы, убежденность и социальная направленность.
Педагогическое воздействие носит характер, координирующий спонтанное влияние окружающего мира (семьи, друзей, социальной ситуации, политических событий).
Гипотетически можно предположить, что правильно сформированная индивидуальная политическая культура учащегося будет иметь место тогда, когда личность всесторонне овладеет политологической подготовкой, необходимыми знаниями. Кроме того, необходимы также правильные ценностные отношения к практике его применения, овладение верными оценочными суждениями, устойчивые политические и правовые установки, находящие свое отражение в поведении и деятельности. Следует оговориться, что политическое поведение и деятельность в полном объеме возможны лишь с 18 лет, после приобретения молодыми людьми всех политических прав согласно Конституции Российской Федерации. Поэтому идеальной характеристикой высокого уровня политической культуры учащегося может быть триада “знает – понимает – следует”, т.е. он готов к политическому участию жизни общества в конвенциональной форме.

Ирина ДОЛИНИНА,
старший преподаватель филиала Пермского политехнического университета
Чайковский

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте