search
main
0

Знаем ли мы Пушкина

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печально сидит.

А.С. Пушкин

Интеллектуальная игра рассчитана на участие четырех команд. Каждая команда состоит из 2 групп – младшая (учащиеся 5-7-х классов) и старшая (учащиеся 8-9-х классов). В каждую группу входит по 3-5 участников, включая капитана. На первом этапе игра проводится для каждой возрастной группы отдельно, на втором – группы команды объединяются. Ниже публикуются материалы для проведения первого этапа игры в младшей группе.

Конкурс 1-й. “Мы рождены для вдохновенья…” (конкурс капитанов)
Задание: В предложенном тексте есть слова, которые встречаются в названиях или начальных строках известных вам произведений А.С.Пушкина или в отрывках из них. Составьте и напишите эти названия или начальные строки.
Текст. “Ночью мне приснилось, что я поймал огромного окуня. Поэтому сегодня я окончательно решил во что бы то ни стало отправиться на рыбалку. Рыбак из меня вообще-то никудышный. Но уж слишком замечательной и славной была осенняя погода. Небо дышало свежестью и какой-то радостью. В прозрачном воздухе носились обалдевшие от нежданного потепления птички. Рощи в мертвой тишине отряхали с веток пожелтевший груз листьев. Только у воды, за зарослями камыша, как в сырой темнице, мрачно стоял одинокий зеленый дуб, удивляя золотых сытых пчел, которые бесами крутились вокруг. По всему чувствовалось, что до суровых зимних дней и вечеров еще очень далеко. Последние останки вчерашних туч рассеивались на востоке, где разгоралась новая заря.
Памятуя о своем вещем сне, я выбежал из дома на двор, где тут же был остановлен строгим голосом матери:
– Куда разоделся как жених?
– Старую рубаху не нашел, – попытался оправдаться я.
– Я что тебе – слуга или работник какой, все за тебя искать? – проворчала мать, но пошла разыскивать одежду.
День обещал быть чудесным…”

Варианты ответов: “Уж небо осенью дышало…”; “В тот год осенняя погода…”; Зимнее утро. (“Мороз и солнце; день чудесный!..”); Зимний вечер (“Буря мглою небо кроет…”); Птичка; Няне (“Подруга дней моих суровых…”); Туча (“Последняя туча рассеянной бури…”); Осень (“Октябрь уж наступил – уж роща отряхает…”); Бесы; Руслан и Людмила (“У Лукоморья дуб зеленый…”); Узник (“Сижу за решеткой в темнице сырой…”); Полтавский бой. (“Горит восток зарею новой…”); Песнь о вещем Олеге; Сказка о рыбаке и рыбке; Жених; Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди; сказка о мертвой царевне и о семи богатырях; Сказка о золотом петушке.
Победители определяются по схеме: за 1-е место – 5 баллов, 2-е – 3 балла, за 3-е – 2 балла, за 4-е – 1 балл.

Конкурс 2-й. “Я вас узнал…”
Проводится одновременно с конкурсом капитанов. Участвуют оставшиеся игроки команд и болельщики. Проводится по типу игры “Поле чудес”. Играющим предлагается определить два слова.
Первое слово: Соседнее с Михайловским имение Псковской губернии, где проживала А. Керн. (Тригорское).
Второе слово: Фамилия Антона Пафнутьевича, который из-за страха перед Дубровским решил переночевать в комнате француза и был им же ограблен. (Спицын).
За каждое сразу отгаданное слово команда получает 3 балла, за отгаданное слово после открытия одной или нескольких букв – 1 балл.
Конкурс 3-й. “О, сколько нам открытий чудных…”
Для участия в конкурсах 3-6 команды занимают места за приготовленными столами.
Задание: Каждой команде предлагается три вопроса с тремя вариантами ответов. Необходимо выбрать правильный. За правильный ответ – 1 балл.
Команда 1
На обдумывание – 10 сек.
1. В метрической книге церкви Богоявления сохранилась запись от 26 мая 1799 г. по старому стилю. “Во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Скварцова у жильца его Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр, крещен июля 8 дня”. Так где же родился Александр Пушкин?
Варианты ответов:
а) в Москве; б) в Санкт-Петербурге; в) в с. Михайловское Псковской губернии. (Правильный ответ: а).
2. Какие из предложенных стихотворных строк являются отрывками из романа “Евгений Онегин”?
Варианты ответов:
а) “Мороз и солнце; день чудесный!”;
б) “Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя…”;
в) “Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!”
(Правильный ответ: в).
3. В каком из произведений А.С.Пушкина ветер оказывает серьезную помощь одному из главных героев?
Варианты ответов:
а) Сказка о рыбаке и рыбке; б) Сказка о золотом петушке; в) Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. (Правильный ответ: в).

Команда 2
1. В 1815 г. на публичном экзамене в Царскосельском лицее присутствовал один из величайших поэтов ХVIII века. Пушкин так вспоминает об этом: “Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь… Наконец вызвали меня. Я прочел мои “Воспоминания в Царском Селе…” Кто был этот поэт?
Варианты ответов: а) Карамзин; б) Державин; в) Жуковский. (Правильный ответ: б).
2. Для написания какого произведения А.С.Пушкин использовал летописный источник?
Варианты ответов: а) “Песнь о вещем Олеге”; б) “Дубровский”; в) “Полтавский бой”. (Правильный ответ: а).
3. В каком из своих произведений А.С.Пушкин говорит, что он любил кататься на коньках, следующими словами: “Как весело, обув железом ноги, Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек”?
Варианты ответов: а) в стихотворении “Осень”; б) в стихотворении “Зимнее утро”; в) в романе “Евгений Онегин”. (Правильный ответ: а).

Команда 3
1. 9 июня 1817 г. воспитаннику Императорского Царскосельского лицея Александру Пушкину было выдано свидетельство об окончании этого учебного заведения, где его успехи оценивались как “хорошие”, “весьма хорошие” и “превосходные”. За изучение какого предмета Александр Пушкин был удостоен наивысшей оценки?
Варианты ответов: а) математики; б) истории; в) французской словесности. (Правильный ответ: в).
2. Какая из сказок Пушкина заканчивается словами: “Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок”.
Варианты ответов: а) Сказка о царе Салтане; б) Сказка о попе и о работнике его Балде; в) Сказка о золотом петушке. (Правильный ответ: в).
3. О каком из персонажей поэмы А.С.Пушкина “Руслан и Людмила” идет речь в следующих строчках: “…Крикун надменный, В пирах никем не побежденный, Но воин скромный средь мечей”.
Варианты ответов: а) о Ратмире; б) о Фарлафе; в) о Черноморе. (Правильный ответ: б).

Команда 4
1. В мае 1826 г. с целью получения разрешения на выезд из михайловской ссылки А.С.Пушкин написал следующее: “Я нижеподписавшийся обязуюсь впредь ни к каким тайным обществам, под каким бы они именем ни существовали, не принадлежать”. Кому было адресовано это послание?
Варианты ответов: а) императору Александру I; б) императору Николаю I; в) главе III отделения Бенкендорфу. (Правильный ответ: б).
2. Какое произведение А.С.Пушкина начинается прологом “У Лукоморья дуб зеленый…”?
Варианты ответов: а) поэма “Руслан и Людмила”; б) Сказка о рыбаке и рыбке; в) Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. (Правильный ответ: а).
3. Кто из героев А.С.Пушкина “Помолясь усердно богу, Отправляется в дорогу За красавицей – душой, За невестой молодой”.
Варианты ответов: а) Руслан из поэмы “Руслан и Людмила”; б) Елисей из “Сказки о мертвой царевне…”; в) Гвидон из “Сказки о царе Салтане…”. (Правильный ответ: б).
Дополнительные вопросы. Право ответить имеет любая команда. За правильный ответ – 1 балл.
1. В связи с чем в 1822 году А.С.Пушкиным было написано стихотворение “Узник”, начинающееся словами “Сижу за решеткой в темнице сырой…”?
Варианты ответов: а) в это время Пушкин находился в южной ссылке; б) Пушкин был привлечен к следствию по делу декабристов; в) Пушкин очень желал, но не мог встретиться со своей будущей женой. (Правильный ответ: а).
2. Каков был рост сына царя Салтана при рождении?
Варианты ответов: а) сажень; б) локоть; в) аршин. (Правильный ответ: в).
3. Сколько лет по приметам полицейского исправника было Владимиру Дубровскому?
Варианты ответов: а) 21 год; б) 22 года; в) 23 года. (Правильный ответ: в).
Конкурс 4-й. “Что в имени тебе моем?..”
Конкурс проводится в 4 тура. В каждом туре очередность выступления команд меняется.
Тур 1-й. Команды по очереди называют героев сказки А.С.Пушкина “О мертвой царевне и о семи богатырях”. На обдумывание ответа – 5 секунд. Команда, первой не нашедшая ответа, получает 0 баллов, вторая – 1 балл, третья – 2 балла, победитель – 3 балла. Игра заканчивается, когда остается один участник.
Герои “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”:
Царь, Царица, Царевна, Царица-мачеха, Зеркальце, Королевич Елисей, Чернавка, Пес, Семь богатырей, Солнце, Месяц, Ветер, Черница.
В случае, если будут названы все герои, каждая команда получает по 3 балла.
Тур 2-й. Команды по очереди называют основных действующих героев поэмы А.С.Пушкина “Руслан и Людмила”:
Князь Владимир, Людмила, Руслан, Баян, Рогдай, Фарлаф, Ратмир, Черномор, Наина, Финн, Голова, Жена Ратмира. (Условия – те же, что на этапе 1).
Тур 3-й. Команды по очереди называют героев повести А.С.Пушкина “Дубровский”:
Троекуров Кирилл Петрович, Дубровский Андрей Гаврилович, Владимир Дубровский, Мария Троекурова, Псарь Парамошка, Заседатель Шабашкин, Орина Егоровна, Повар Харитон, Кучер Антон, Священник Антон, Попадья Федоровна, Слуга Гришка, Кузнец Архип, Сторожиха Василиса, Сторожиха Лукерья, Мадемуазель Мими, Саша Троекуров, Антон Пафнутьевич Спицын, Анна Савишна Глобова, Смотритель станции Сидорыч, Жена смотрителя Пахомовна, Француз Дефорис, Князь Верейский, Садовник Степан, Птичница Агафья. (Условия – те же, что и на этапе 1).
Тур 4-й. Команды по очереди называют поэтов Пушкинской поры.
Державин, Карамзин, Жуковский, Батюшков, Дельвиг, Крылов, Илличевский, Кюхельбекер, Гнедич, Плетнев, Вяземский, Козлов, Глинка, Грибоедов, Дмитриев, Туманский, Рылеев, Одоевский, Веневитинов, Тютчев, Хомяков, Полежаев, Кольцов, Лермонтов, Баратынский, Языков, Ершов, Мей. (Условия – те же, что и на этапе 1).
Конкурс 5-й. “Прекрасное должно быть величаво…”
Конкурс состоит из 4 туров: музыка, живопись, кино, стихотворные посвящения. Команды отвечают по очереди. За правильный ответ – 1 балл. В случае ошибки или отсутствия ответа право ответа на это же задание тура переходит к следующей команде. В каждом из четырех туров очередность отвечающих меняется.
1-й тур. Музыка (используются отрывки записей музыкальных произведений российских композиторов – 40-60 сек.).
Задание: определить композитора и произведение А.С.Пушкина, на основе которого создана музыкальная композиция.
Команда 1. “Полет шмеля”. (Н. Римский-Корсаков. “Сказка о царе Салтане”).
Команда 2. “Вальс” (Г. Свиридов. “Метель”).
Команда 3. “Марш Черномора” (М. Глинка. “Руслан и Людмила”).
Команда 4. Тема Звездочета (Н. Римский-Корсаков. “Сказка о золотом петушке”).
2-й тур. Живопись.
Задание: определить, к каким произведениям А.С.Пушкина относятся представленные иллюстрации. (На усмотрение организаторов игры каждой команде по очереди предлагается любая иллюстрация И. Билибина или В. Конашевича к сказкам Пушкина).
3-й тур. Кино. (используются отрывки из кино- и мультфильмов по произведениям А.С.Пушкина. 1-2 мин.).
Задание: определить, по мотивам какого произведения А.С.Пушкина создан фильм.
Команда 3. к/ф “Руслан и Людмила”.
Команда 4. к/ф “Сказка о царе Салтане”.
Команда 1. м/ф “Сказка о мертвой царевне”.
Команда 2. м/ф “Сказка о рыбаке и рыбке”.
4-й тур. Стихотворные посвящения.
Задание: определить, кому посвящены строки стихотворений А.С.Пушкина.
Команда 4.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы! (П. Чаадаеву)

Команда 1.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник. (Петру I)
Команда 2.
Певец – гусар, ты пел биваки,
Раздолье ухарских пиров
и грозную потеху драки
И завитки своих усов. (Д. Давыдову)
Команда 3.
Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой
Над нами царствовал тогда. (Александру I)

Владимир ЛИМЕНЯ,
Ирина НАУМОВА
Волгоград

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте