С древних времен до первой половины XIX века в месте впадения реки Тоймы в Каму лежал огромный валун, подводный камень, который создавал страшные быстрины, способные опрокидывать суда, плывущие по Каме. Местные жители называли этот камень Бык или Большой бык. По-булгарски бык – «буга». Бык был опасный, злой. У древних тюрок (в том числе и у ранних булгар) было слово «ала», которое обозначало «недобрые помыслы, козни, дурные свойства». Поэтому злой камень Бык, вероятно, именовался у ранних булгар Алабугой. И город, стоящий на месте слияния двух рек, получил название Алабуга, в русском варианте произношения – Елабуга.
В этот город с тысячелетней историей я поехал, потому что Елабуга – место гибели великой русской поэтессы Марины Ивановны Цветаевой.17 августа 1941 года они с сыном приехали в этот город в эвакуацию, а 31 августа Марина Цветаева погибла.В Елабуге есть целый мемориальный комплекс (единственный в мире!), посвященный Марине Цветаевой. В него входят площадь М.И.Цветаевой, литературный музей, дом памяти, символическая могила поэтессы на Петропавловском кладбище, Библиотека Серебряного века, Покровская церковь, музей «Портомойня», кафе «Серебряный век».А когда я побродил по Елабуге, то понял, что Елабуга – это особенный город.Он состоит из двух частей: верхний и нижний город. Верхний – современный, нижний – историческая купеческая часть города.В исторической части располагаются музеи Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, в том числе и мемориальный комплекс Цветаевой. А также мемориальные комплексы Шишкина (с художественной галереей), Дуровой, Бехтерева и краеведческий комплекс (Музей истории города, музей-театр «Трактир», интерактивные мастерские, выставочный зал и художественный салон). И это все при небольшом количестве жителей – 70000 человек.В интерактивных мастерских работают четыре мастера. Они проводят занятия для детей и взрослых по лепке из глины, плетению макраме, лозоплетению и созданию поделок из дерева. Мастера также продают свои работы. Я купил очень симпатичную плетеную сову-брелок на сотовый телефон и маленького деревянного дятла – символ Елабуги.В музее-театре «Трактир» к посетителям выходит настоящий половой в красной рубахе из русского трактира и предлагает отведать блюда традиционной русской кухни: салат из капусты с клюквой, щи, пироги, расстегаи…А еще он проводит экскурсию по трактиру – показывает кузнецовский фарфор, лубочные картинки, елабужскую «муху» – рюмку объемом 15 мл (отсюда выражение «ходить под мухой» – быть слегка навеселе).Все это очень интересно детям. Поэтому здесь часто обедают детские экскурсионные группы.А половой оказался коренным елабужанином. Его прапрабабушка жила на Малой Покровской улице, недалеко от дома, где квартировали Марина Цветаева с сыном, и Марина Ивановна покупала у нее молоко.В нижнем городе множество купеческих домов, сохраняемых в отличном состоянии. Примерно на одной прямой линии стоят три церкви: Спасская, Никольская и Покровская.Недалеко от слияния рек Камы и Тоймы, на холме, башня Чертова городища. Здесь есть лестница с 300 ступенями, в начале которой написано: «Сия лестница была построена горожанами Елабуги собственноручно на общественных работах в год экономической нестабильности 2009 г.». А у основания холма – родник. Над ним – беседка. Наши люди стараются везде оставить надписи о своем присутствии. Тут тоже были: «Елабуга – лучший город», «Мы желаем счастья вам». И все. Никаких нецензурных слов.Обе части города очень чистые, мусора нигде нет, хотя нельзя сказать, что на каждом шагу урны. Нет и ларьков с продуктами, пивом и сигаретами. Все продается в магазинах.На жилых домах старого города висят памятные доски, на которых написано, что здесь жил или живет ветеран Великой Отечественной войны.30 августа я попал на празднование Дня Татарстана. На площади перед городским Домом культуры устроили концерт. Все пришедшие сидели на лавках по периметру площади. Никто не пил и не ел. Просто смотрели и слушали выступающих. А выступали народные коллективы: татарские, русские, чувашские, мордовские, удмуртские. Пели эстрадные песни детские коллективы, в том числе и коллектив детей-инвалидов. Было легко и весело. На вопрос, почему молодежь сидит без привычных для нас бутылок пива, местная жительница ответила, что у них не принято.Вот так просто: не принято. У них не принято мусорить, вести себя непристойно на улице, неуважительно относиться к старшим. Зато принято уважать закон. Все таксисты, которые возили меня по городу, напоминали про ремень безопасности – закон един для всех. Билеты на междугородный автобус продаются исключительно по паспорту, о чем сообщает табличка над окошком кассы. Там если что-то написано, значит, так оно и есть.Вечерами в Елабуге я смотрел передачи местного телевидения. Каждый день в выпусках новостей показывали встречи главы города с жителями разных районов. Встречи проходили в школах (прямо в спортзал ставили стулья), библиотеках, других государственных учреждениях. Кроме городского главы на таких встречах присутствуют руководители различных городских служб и ведомств. Все они держат ответ перед горожанами. А вопросы им задают непростые и требования предъявляют жесткие. Это видят по телевизору все жители. Бывают такие передачи в прямом эфире, бывают в записи, их несколько раз повторяют.На мой взгляд, это очень эффективный способ общения власти с народом в маленьком городе.А первого сентября все школьники (в парадной школьной форме: мальчики в костюмах темного цвета, девочки в коричневых платьях и белых передниках) и студенты (в Елабуге есть даже Государственный педагогический университет) после торжественной линейки организованно и бесплатно идут в музеи города.За четыре дня пребывания в Елабуге я познакомился со многими людьми. Большинство из них неравнодушны к делу, которому служат, к городу, в котором живут, поэтому так приятно быть у них в гостях. И все всплывает в памяти прекрасный город Елабуга – «злой камень по имени Бык».
Комментарии