“Мое счастье где-то впереди!”
Мы знаем Зинаиду Кириенко по фильмам, где страдания – без меры и жизнь – у последней черты. Наталья Мелихова из “Тихого Дона”, непридуманная Александра Федоровна Перегонец в фильме “Они были актерами”, Ефросинья в “Любви земной” и “Судьбе”. Разные времена, разные характеры, а общее – неброское, не напоказ достоинство.
– Зинаида Михайловна, вы – счастливый человек?
– Мне всегда кажется, что счастье где-то впереди. И я стремлюсь к нему. Хочется еще сделать многое в жизни, в кино… Самое страшное для актера время – быть ненужным. Актер ведь может работать только за аплодисменты. А когда есть желание отдать все лучшее в тебе людям, это ли не счастье!
– Давайте поговорим о ваших киногероинях. Все они: Наталья в “Тихом Доне”, Ирина в фильме “Судьба человека”, Аннета в “Сороке-воровке”, Ефросинья в фильмах Евгения Матвеева “Судьба” и “Любовь земная”… – женщины любящие, преданные, страдающие. Целая галерея женских образов – и все трагические, жизненно достоверные. Расскажите-ка о своих учителях…
– Большое событие в моей жизни – приглашение на съемки в фильме “Тихий Дон”. Знаменитый режиссер Сергей Герасимов доверил мне, третьекурснице ВГИКа, роль Натальи. Было очень трудно, но я старалась. Сергей Апполинарьевич был моим первым учителем.
Сергей Бондарчук предложил мне в “Судьбе человека” сыграть Ирину, которая провожает на фронт Андрея Соколова (эту роль играет сам Сергей Федорович).
– Известно, что Шолохов назвал вас “истинной казачкой”.
– Я – кинематографическая казачка. Моя мама родом из Армавира, а дед – из Тулы, фамилия их – Ивановы. Родословной отца полностью не знаю. Звали его Георгий Константинович Широков. Он был юнкером-трубачом в белогвардейской армии. В 1919 году он оказался в числе тех несчастных, которых из Новороссийска отправили в Англию. В 1927-м советское правительство разрешило им вернуться на Родину. В Махачкалу, на малую родину, его не пустили – пришлось поселиться в отдаленном районе Дагестана. Там мои родители и познакомились, позднее поселились в Махачкале. В 1939-м отец был репрессирован. Мы переехали в станицу Ново-Павловскую. Там мама вышла замуж за Михаила Игнатьевича Кириенко. Мне сменили даже имя (в первые годы жизни меня звали Аидой). С тех пор я ношу фамилию и отчество отчима.
После окончания семилетки я решила убежать из дома – мечтала о самостоятельной жизни. Поступила на экономическое отделение техникума железнодорожного транспорта. Потом забрала документы и пошла учиться на…сельского механизатора. Все искала свое место в жизни, пока не оказалась во ВГИКе, потому что мою душу все настойчивее занимали помыслы об искусстве. Видимо, сказалось и влияние отчима: он замечательно играл на гитаре, и с ним дуэтом мы пели песни, старинные романсы.
– Сколько же у вас всего фильмов?
– Не меньше тридцати пяти.
– А есть ли неожиданные для вас роли?
– Разве что роль прокурора в фильме “Любить по-русски-2”.
– Зинаида Михайловна, не в обиде ли вы на своих сыновей за то, что они не выбрали вашу профессию?
– У меня два сына и трое внуков. Мои мужики – моя опора и надежда. Они все умеют делать, у обоих – золотые руки. Их отец – Валерий Тарасевский – тоже актер, с ним мы снимались в фильме “Казаки”, там, на съемках, и познакомились. Актерами сыновья не стали. Старший закончил факультет военных переводчиков, но, прослужив в Германии пять лет, ушел из армии. Младший выбрал академию культуры. Как сегодня говорят, у каждого свой бизнес.
– Вы столько всего видели-перевидели, что пора уже книгу писать!
– Почему бы и нет! Вот только съезжу на гастроли, потом кинофестиваль пройдет, потом… (рассмеялась).
Я поблагодарила Зинаиду Михайловну за беседу, и она не пошла-побежала на совещание кинематографистов – ведь мы встретились с нею в Центральном Доме работников искусств. Зинаида Кириенко – член правления ЦДРИ. Общественная работа для нее привычна, впрочем, как и любая другая!
Клара ХРОМОВА
Комментарии