search
main
0

Зинаида ДРАГУНКИНА, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике: Надо учиться жить по закону

– Зинаида Федоровна, вам, как всегда, снова выпала нелегкая ноша. Среди руководителей комитетов Совета Федерации вы единственная женщина. К тому же ваш комитет отвечает сразу за несколько очень серьезных направлений. Вам не тяжело?- Знаете, как отвечают современные подростки на этот вопрос: а кому сейчас легко? Я привыкла работать. В Совете Федерации сформировано 10 комитетов, и каждый сенатор имеет право быть членом только одного из них. При этом, естественно, он имеет возможность работать со всеми комитетами палаты по интересующим его вопросам. А работа над новой оптимальной моделью формирования Совета Федерации, которая бы отражала современное представление о составе и месте верхней палаты парламента в системе органов государственной власти страны, активно продолжается под руководством председателя Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко. Наш Комитет по науке, образованию, культуре и информационной политике состоит из сенаторов-профессионалов, обладающих уникальным опытом и болеющих душой за дело, которому они служат, не жалея ни сил, ни времени. Я благодарна своим коллегам за оказанную мне высокую честь – быть председателем.

– Каковы итоги работы комитета в прошлом году? – Мы рассмотрели 28 федеральных законов и 45 законопроектов, касающихся образования и науки. Кроме того, членами комитета были внесены в Государственную Думу 14 законодательных инициатив. – Кажется, пять лет назад на встрече с Дмитрием Анатольевичем Медведевым, которая проходила у вас в Совете Федерации, он был тогда вице-премьером Правительства России, вы поднимали вопрос о том, что работать по Закону «Об образовании» стало невозможно.- Да, было такое. Если помните, из 58 статей в 54 были внесены различные поправки. Закон превратился в лоскутное одеяло. Тогда я спросила Дмитрия Анатольевича: «Как вы смотрите на принятие Образовательного кодекса?» Я представить себе не могла, что пройдет не так много времени и мы будем рассматривать проект нового закона об образовании. В течение последних двух лет шла очень активная работа над проектом. В Совете Федерации я представляю Московскую городскую Думу. В вопросах модернизации образования, развития программы «Наша новая школа» и других я опираюсь на бесценный опыт Москвы. А как же иначе? Мои рабочие встречи с мэром города С.С.Собяниным, заместителем мэра по вопросам социального развития О.Ю.Голодец, министром правительства Москвы, руководителем Департамента образования И.И.Калиной, постоянное общение и консультации с практиками – ведущими педагогами столицы убеждают меня в том, что движемся мы в правильном, нужном направлении. На основе имеющегося опыта – к новым целям и достижениям, которые продиктовали стремительный век и сама жизнь.Наш комитет специально создал экспертную рабочую группу, организовал телемост с регионами, провел парламентские слушания, заседание президиума Совета законодателей и по итогам работы направил в министерство соответствующие замечания и предложения. Я бы отметила особую роль «Учительской газеты» в обсуждении проекта этого закона. Из номера в номер газета публиковала острые дискуссионные материалы, которые народ просто проглатывал. Ценность этих публикаций заключалась в том, что они выражали мнение рядовых учителей и директоров школ, родителей. Мы ведь привыкли, что во всех обсуждениях обычно принимает участие звездный педагогический корпус. Тут было все по-другому. Проект закона «Об образовании в Российской Федерации» пока не внесен министерством в правительство, но надеюсь, что это произойдет в апреле, и не исключено, что мы с Государственной Думой начнем его рассматривать уже в эту весеннюю сессию. По моему разумению, его надо принять до ухода на парламентские каникулы, чтобы на августовских педсоветах педагоги могли его не просто обсуждать, а подумали о том, как по нему жить и работать в новом учебном году. Но не хочу загадывать. Поживем – увидим. – Какие законы были одобрены сенаторами уже в этом году?- Совсем недавно Совет Федерации одобрил два закона, принятые Государственной Думой. Один из них касается электронного обучения. Это небольшой, но очень важный закон. Впервые законодательно закреплены такие понятия, как «электронное обучение» и «электронно-информационная образовательная среда». В Закон РФ «Об образовании» внесены изменения в части применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, лицензирования образовательной деятельности, уточнены полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования по установлению порядка и применения электронного обучения. Кроме того, нормы федерального закона расширяют возможности применения электронного обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий, при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования. Также этим законом установлено, что при реализации программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении должны быть созданы условия для освоения обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их мест нахождения, что, безусловно, должно повысить качество образования.- Я знаю, что большой интерес вызвал закон о поддержке негосударственных дошкольных учреждений. И не только у представителей частного образования, но и у родителей.- Закон, о котором вы говорите, закрепляет обязательства государства, направленные на оказание содействия гражданам в получении образования в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях. И до этого закона у муниципальных образований и субъектов было право финансировать такие учреждения. Но только Белгородская и Псковская области, а также Москва и Санкт-Петербург воспользовались этим правом. Было право, а сейчас закрепляется обязанность. Это важно. Хочу подчеркнуть, что в первую очередь речь идет о праве родителей выбирать между частным и государственным образовательным учреждением. – Зинаида Федоровна, а что говорят цифры?- Сегодня у нас в стране функционируют 1022 негосударственных учреждения дошкольного образования (1,8% от общего количества дошкольных учреждений), в них воспитываются около 80 тысяч детей дошкольного возраста (1,4% от общего числа воспитанников дошкольных учреждений). Год назад было 954. Согласно закону финансироваться негосударственные образовательные учреждения будут в соответствии с нормативами, установленными для государственных и муниципальных образовательных учреждений. При посещении ребенком негосударственного детского сада родители (законные представители) будут получать компенсацию части родительской платы. Размер компенсации исчисляется в процентах от среднего по субъекту Российской Федерации размера родительской платы в государственных и муниципальных детских садах: на первого ребенка – 20%, на второго – 50%, на третьего и последующих детей – 70% от среднего размера родительской платы. Оплату дошкольного образования ребенка в негосударственном детском саду можно осуществлять за счет средств материнского (семейного) капитала. – Не могли бы вы рассказать о том, как принимался внесенный президентом Закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних»?- К этому закону мы с депутатами Государственной Думы шли долго. Надо сказать, что только четыре страны не подписали Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка и не ратифицировали его. Это Чехия, Латвия, Княжество Андорра и Россия.Терпение наше лопнуло. Мы воспользовались нашим правом – это редко пока применяется в Совете Федерации, но наш председатель Валентина Ивановна Матвиенко настойчиво рекомендует (и я сторонница этого) чаще использовать  эту меру, –  мы направили парламентский запрос министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву. МВД стоит в поручении президента и правительства первым ответственным за подготовку законодательных актов, которые должны быть приняты до подписания Факультативного протокола. В своем недавнем ответе на парламентский запрос министр внутренних дел сообщил, что все требуемые проекты законов уже внесены в Государственную Думу. Наконец-то лед тронулся. Жаль, что по этой причине мы потеряли более 10 лет. Но главный закон, который мы ждали, – это президентский закон. 22 февраля Совет Федерации этот  закон одобрил, а 29 февраля его подписал Президент Российской Федерации.- В чем его основная суть? – В отличие от предыдущих законов с аналогичным предметом правового регулирования впервые за последние годы мы получили реально комплексный и системный закон, направленный на защиту детей от преступлений сексуального характера. Закон устанавливает запрет на применение условного осуждения и отсрочки отбывания наказания за преступления сексуального характера, совершенные в отношении детей младше 14 лет. Впервые предусматривается применение принудительных мер медицинского характера, включая химическую кастрацию, к лицам, осужденным за такие преступления. И никакие ссылки на то, что преступник не знал о юном возрасте своей жертвы, не принимаются. Преступления сексуального характера, совершенные в отношении ребенка младше 12 лет, в любом случае будут рассматриваться теперь как насильственные, за них предусмотрено наказание вплоть до пожизненного заключения. Особо строгие наказания предусмотрены в случае, если преступник оказался родителем ребенка либо его опекуном или педагогом. Хотела бы подчеркнуть, что принятие данного закона способствует ратификации нашей страной Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающейся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, и Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия. Мне кажется, надо шире освещать в СМИ этот закон, чтобы учителя, родители, руководители образовательных учреждений знали его назубок – это поможет уберечь и защитить наших детей. – Зинаида Федоровна, есть проблема, о которой невозможно молчать: дети-сироты. У этой проблемы много граней, но одна из самых важных – переход из детского дома, школы-интерната во взрослую жизнь. С чего и где ее начать?- Вы совершенно правы, когда говорите о жилье для детей-сирот. В стране сегодня 700 тысяч таких детей нуждаются в жилье. Из всех регионов только Москва обеспечивает выпускников детских домов жильем в полном объеме. Это от 550 до 600 человек ежегодно. Механизм обеспечения детей-сирот жильем на безвозмездной основе был разработан в 1999 году и действует в Москве с 2000 года. В остальных регионах на начало текущего года 63 тысячи детей-сирот ждут своей очереди на жилье. На февральском заседании Совета Федерации мы одобрили федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно закону в субъектах Федерации создается новый вид специализированного жилищного фонда для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако документ нельзя считать окончательным. В него не вошли восемь наших со Светланой Юрьевной Орловой, заместителем председателя Совета Федерации, поправок, в частности, о незамедлительности предоставления жилья детям-сиротам, о предоставлении им льгот при оплате коммунальных услуг, об обязанности органов исполнительной власти регионов обеспечить ребенка-сироту временным жильем в случае невозможности предоставить жилое помещение из спецфонда и другие. Палата поддержала этот закон с серьезной оговоркой. Мы попросили профильное министерство проанализировать ситуацию по регионам и после совместной работы внести необходимые поправки в Жилищный кодекс. По поручению председателя Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко мы берем этот вопрос под парламентский контроль и предложим необходимые поправки к этому документу до вступления его в силу с 1 января 2013 года.- В России до 2000 года существовал Национальный план действий в интересах детей. Не пора ли его возобновить? – Я как раз об этом и хотела сказать. К ведению нашего комитета помимо ключевых направлений, отраженных в его названии, Регламентом Совета Федерации отнесены и  вопросы воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, законодательное сопровождение и мониторинг выполнения Российской Федерацией положений Конвенции  о правах ребенка и соответствующих  международных договоров.В связи с этим под эгидой Совета Федерации началась работа по формированию Национального плана (Стратегии) действий в интересах детей Российской Федерации. Это должен быть современный документ, затрагивающий самые злободневные проблемы общества. Тем более  что саму идею Национального плана поддержал Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Национальный план по своей сути является выражением государственной политики в отношении детей.  Мы предполагаем определить временные границы действия документа шестью годами – с 2012 по 2017 год, на период полномочий Президента Российской Федерации. Очень хотелось бы приурочить принятие этого документа  к Международному дню защиты детей.В конце марта планируем проведение в Совете Федерации парламентских слушаний по концепции Национального плана,  и я приглашаю всех читателей «Учительской газеты» быть нашими активными экспертами.Также хотела бы сказать о Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012-2015 годы, которая была  утверждена консенсусом на  заседании Комитета министров Совета Европы 15 февраля этого года в Страсбурге.  Я глубоко убеждена, что в работе над Национальным планом мы должны использовать лучшее из европейского опыта по искоренению всех форм насилия в отношении детей.- Сегодня, когда мы с вами разговариваем, в Чебоксарах проходит заседание президиума Госсовета Российской Федерации о формировании новой системы поиска и поддержки юных талантов. Поскольку я, как и вы, являюсь членом Комиссии при президенте по выявлению и поддержке юных талантов и модернизации единого государственного экзамена, то знаю, что вы направили серьезные предложения к докладу, который обсуждается на этом заседании. Мне очень понравились эти предложения, касающиеся необходимости создания таких социально-экономических условий, в которых потенциал талантливых и одаренных детей и молодежи, продукты их интеллектуальной деятельности должны реализовываться в полном объеме, прежде всего на родине. – К сожалению, до сих пор работа с одаренными детьми не была системной и целенаправленной. В результате серьезных обсуждений как на государственном уровне, так и в институтах гражданского общества появился проект Концепции интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему. Обращает на себя внимание сам текст концепции, написанный современно, талантливо и неформально. Он начинается словами: «Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха – зависит от того, будет ли выявлен этот талант, помогут ли родители и общество в целом развить его и применить во взрослой жизни. От этого зависит и успех самого общества». Авторы концепции напоминают, что в Советском Союзе и в Российской Федерации накоплен многообразный и эффективный опыт работы с одаренными детьми и молодежью в различных сферах проявления их одаренности. И мы помним, как сами ходили и водили потом своих детей в различные секции дворцов пионеров, станций юных техников и натуралистов, многочисленные кружки художественного творчества. – Но некоторые из этих учреждений в новое время перепрофилировались, над другими нависла угроза исчезновения. Пора их в Красную книгу записывать…- Не будьте таким пессимистом. Скажем, большую помощь в становлении и развитии талантливых детей сегодня оказывают детские школы искусств. Они испытывали серьезные трудности. Я была одним из разработчиков законопроекта о детских школах искусств, направленного на законодательное урегулирование их статуса и закрепление мер государственной поддержки дополнительных предпрофессиональных программ в области искусства для талантливых детей. Я также активно работала и над законопроектом о среднем профессиональном образовании в области искусства. Вместе с Министерством культуры России, коллегами из Государственной Думы, выдающимися деятелями культуры, экспертами нам удалось сохранить и поддержать уникальную систему образования в области искусства в нашей стране для особо одаренных детей, имеющую многолетние традиции. – Говоря о выявлении и поддержке одаренных детей, надо помнить о ключевой фигуре в этой работе – педагоге…- Работа учителя с одаренным ребенком требует специальных компетенций, необходимых для определения одаренности и изменения своей педагогической деятельности в соответствии с потребностями таких детей. Вот почему сегодня крайне важно создавать достойные условия работы и жизни для молодых педагогов, с тем чтобы они имели возможность для дальнейшего профессионального, творческого и личностного роста. Все еще недостаточно сегодня в школах молодых, ярких, способных педагогов. А ведь именно от учителя во многом зависит будущее талантливого ребенка. Если не состоится в жизни ребенка эта главная встреча с педагогом, который увидит эту искорку и поможет ей разгореться, то ничего дальше просто не будет. Здесь проблемы художественного и школьного образования абсолютно одинаковые. – Заканчивая разговор о законах, хочу сказать, что у нас много хороших законов, но беда наша в том, что они не исполняются.- Я абсолютно согласна с вами. Бывая за рубежом в командировках, я поражалась многим вещам. Почему, например, в Дании даже в лесу не найдешь ни одной брошенной бумажки? Почему в Страсбурге никто не паркуется в неположенном месте? Почему в Сингапуре на улицах не увидишь никого с бутылкой пива? И жвачка там не прилипает к каблукам? Работая седьмой год в Совете Федерации, могу сказать, что, конечно, не все одобренные нами законы идеальны. Может быть, над некоторыми надо было более тщательно работать. Но жизнь требовала незамедлительного их принятия. И мы их принимали, чтобы дотянуть потом поправками. Всякий раз, когда закон принят, испытываешь чувство удовлетворения. Но сердце мое болит, как завтра по этому закону начнут жить в больших и малых городах, деревнях и поселках нашей страны, сельских школах. К сожалению, жить по закону мы еще не научились. Не можем мы жить по закону. Этому надо учить и в детском саду, и в школе, и всю жизнь. Потому что ответственность за исполнение закона лежит на каждом гражданине.- Зинаида Федоровна, в фильме «Семнадцать мгновений весны» своеобразным рефреном проходит в определении личности каждого героя: характер такой-то. У вас какой характер?- Общительный. С детских лет была заводилой всех наших ребячьих игр и забав на улице. В школе и пединституте участвовала в драмкружках. Меня влекло коллективное творчество, когда, готовя постановки и спектакли, мы сообща что-то создавали, искали и находили. Комсомол одарил меня целой когортой настоящих друзей. Годы депутатства в столичной Думе пополнили круг моего ближайшего окружения. То же происходит и сейчас, в период работы в Совете Федерации. Я бы сказала так: лучшие качества моего характера – ценнейший дар моих родителей. Мои воля, сила, упорство – от отца. А отзывчивость, доброта, мягкость – от мамы. – Вы умеете дружить?- В моей биографии не было, конечно, такого эпизода, как у Герцена и Огарева, когда они в юношескую пору на фоне Первопрестольной, на Воробьевых горах, давали клятву на верность дружбе. И без обещаний, обетов, клятв и заверений я всегда воспринимаю как свои собственные и радости, и беды своих подруг, друзей, товарищей и сподвижников, всегда стараюсь быть рядом, когда возникает острейшая необходимость. Не буду оригинальной, если скажу: мое понимание дружбы предельно простое. Если человек, который мне дорог и близок, испытывает затруднения, знаю одно – нужно немедленно отправляться ему на помощь. Мне запомнилось еще со студенческой скамьи мудрое правило спартанцев. Они не спрашивали никогда, какова численность противника, который угрожает нападением, и как он вооружен. Их интересовал один только вопрос: где он находится? Думается, и в дружественных взаимоотношениях следует настраивать себя подобным образом. Друг, попавший в беду, меньше всего нуждается в твоих вопросах, почему так печально сложились обстоятельства. Помоги ему сначала твердо стать на ноги, не дай упасть, а затем уже сообща выясняйте с ним все, что требуется. Как-то мне довелось отвечать на вопросы анкеты, на которые в свое время отвечал Александр Блок. «Что было бы для вас величайшим несчастьем?» – был один из них. И я сказала то, что повторю и сегодня: «Если бы я вдруг ощутила, что в этом мире я никому не нужна, я была бы несчастна». – Вы счастливы?- У меня пять внуков. В них мое самое большое счастье. Меня магнитом тянет к ним, моим «ласточкам», моим «рыбкам». У меня всего одна дочь – Наташенька, моя радость, надежда! Оказывается, именно ей суждено продолжить бабушкин подвиг и тоже растить пять своих наследников. Непросто им сейчас с мужем Сережей, но впереди у них, верю, будет немало радости. Чем могу, стараюсь помочь, облегчить их нынешние тяготы. Но и сама подпитываюсь от них. Мечтаю, чтобы выросли они счастливыми, отзывчивыми на добрые дела, чтобы сопутствовала им в жизни удача, чтобы обрели себе настоящих друзей, росли вместе с родной страной, крепили и берегли ее. И я счастлива, что Наташа всегда со мной, она моя берегиня. Мне говорят: «Ты их очень опекаешь, отпусти от сердца, подумай о себе». Хорошие, искренние, добрые слова! Сегодня, думаю, начну все по-другому, займусь собой. А завтра раздается звонок. «Мам, у нас…» И я, забыв обо всем, лечу к ним со скоростью света и молю Бога помочь в очередной раз. Только с ними я забываю о своих нескончаемых проблемах, только около них и с ними я прохожу очищение…- Вы вспоминаете о тех годах, когда работали учительницей?- Есть народная поговорка: сколько волка ни корми, он все равно в лес смотрит. Конечно, не сравниваю себя с волком, но подобную тягу к любимому детищу испытываю постоянно. Чем бы ни приходилось заниматься в последние годы, все же тоска по школе, по общению с пытливыми ребятишками нет-нет да и всплывает в моей душе. Учительство считаю самой благородной профессией на земле. Ведь это они, педагоги и воспитатели, своим тихим негромким служением обеспечивают преемственность поколений в человеческой цивилизации. Я всегда испытываю радостное чувство, что профессия, которую я получила, именуется с большой буквы Учитель, что первой строкой в моей трудовой биографии значится Школа. Помните, у Александра Пушкина: «Наставникам, хранившим душу нашу, // Всем честию, и мертвым и живым, // К устам подъяв признательную чашу, // Не помня зла, за благо воздадим»? Убеждена, сердце и знание Учителя будут востребованы всегда – это естественный и вечный закон жизни. – Не могу не спросить вас о центре народной помощи «Благовест», президентом которого вы являетесь уже почти двадцать лет.- Этому моему детищу отдано немало сил и энергии. Мы помогли уже десяткам тысяч семей, детей. Приведу только один пример. В феврале проходила Всероссийская благотворительная акция в поддержку детей с редкими заболеваниями. Закончилась она 29 февраля. Этот день, который бывает только один раз в четыре года, во всем мире отмечается как Международный день редких заболеваний. В 2012 году его девизом стали слова «Редкие, но сильные вместе». Наш центр тоже включился в эту акцию милосердия. Мы решили оказывать постоянную материальную помощь Маше Лопаткиной. Этот ребенок стал стипендиатом «Благовеста». Нам много пишут. Когда приходят такие письма, как вот это, например: «Мне очень понравилось в Словении. Я много занимался и плавал в бассейне, у меня теперь не болят ноги! Я теперь такой как все. Большое вам спасибо! Цветков Юра, город Зеленоград», понимаешь, что твоя работа не напрасна, у тебя появляются новые силы. Читая письма с благодарностями, я задумалась вот над чем. Над смыслом и сутью слова «спасибо». Это слово является самой распространенной молитвой, звучащей миллионы раз ежедневно. «Спасибо» – это усеченное словосочетание  «спаси, Бог». В ответ на полученную от кого-то порцию добра человек обращается к Богу и просит Его спасти душу этого благодетеля. – Что послужило толчком к этой работе – помощи обездоленным детям, потерявшим здоровье, искалеченным природой и людьми?- Трудно сказать, что подвигло меня на нелегкое поприще милосердного служения. Наша большая семья жила на улице с вкусным названием – Хлебная. И от мамы с первых сознательных лет я уяснила, что такое хлебосольство, как надо даже скромным куском хлеба делиться с человеком, его лишенным. Возможно, толчком послужила и моя учительская профессия. В комсомольские годы пришлось окунуться в мир ребятишек, чьи судьбы рано были жестоким образом исковерканы. Я не могу жить спокойно, пока существуют детские дома, школы-интернаты, дети-сироты при живых родителях, пока вижу детские глаза, в которых недетская боль и надежда…- Где вы ищете успокоения?- В своих внуках. В благотворительной помощи. А еще в святых местах. Мы как-то с Валей Толкуновой, царство ей небесное, и Тоней Витковской поехали в Дивеево, что в Нижегородской области, в святая святых. Кто еще там не был, очень советую. Там ты как будто рождаешься заново. Там ты как есть… Там я распахнула отцу Михаилу свое сердце и говорила, говорила, говорила о своей боли, своих грехах, сомнениях, переживаниях… Он был крайне деликатен в общении со мной, помог мне, благословил меня. Двое суток, пока мы были в Дивееве, лил проливной дождь. Помню, что я не могла надышаться святым воздухом, святые источники возвращали мне жизненную силу, ко мне возвращалось «ответное Добро»… – Спасибо вам за беседу и примите мои поздравления с наступающим праздником – Восьмым марта! Удачи вам, неиссякаемой энергии, добра и любви родных и близких!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте