search
main
0

Зинаида ДРАГУНКИНА, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре: У каждого из нас свой Пушкин

​Русский язык по праву входит в пятерку наиболее популярных языков мира. Его изучают в школах и вузах более чем в 140 странах. Вместе с тем позиции русского языка испытывают во многих странах и регионах сильное конкурентное давление. Культурно-языковая сфера не терпит вакуума – геополитические ниши, оставляемые Россией, заполняются другими языками. В связи с этим встает вопрос: как более системно и эффективно вести работу по укреплению позиций русского языка в мире? Какими должны быть меры законодательной поддержки русского языка?

Речь идет еще и о том, что русский язык – это великий проводник правды о России. Это особенно важно в нынешней непростой мировой обстановке, когда для силы влияния России в мире нужны не только традиционные ее союзники – армия и флот, но и великое русское слово.Законодательное обеспечение развития и защиты русского языка является одним из важнейших направлений деятельности Совета Федерации, Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре.Комитет участвует в работе Общества русской словесности во главе с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.По инициативе нашего комитета было принято постановление Совета Федерации «О сохранении и развитии русского языка, повышении его роли в области международных культурных и гуманитарных связей».Мы проводим парламентские слушания, круглые столы, регулярно встречаемся с учителями русского языка и литературы, преподавателями вузов. Вопросам законодательного обеспечения, сохранения, поддержки и развития русского языка был посвящен круглый стол с участием профессионального экспертного сообщества.В зале заседаний Совета Федерации состоялось открытие первой Всероссийской олимпиады школьников и студентов по государственным языкам республик РФ под эгидой русского языка. Как учитель русского языка и литературы считаю важным поддерживать подобные мероприятия, подчеркивающие объединяющую роль русского языка, культуры, литературы в нашей многонациональной стране.Обозначу три ключевые проблемы. Первое: комплекс вопросов, связанных с преподаванием русского языка и литературы в странах СНГ и других государствах российскими учителями.Здесь показательным является пример с Таджикистаном. Почти год назад Валентина Ивановна Матвиенко приветствовала в Совете Федерации группу из 29 учителей из девяти регионов страны, направляемых на работу в Таджикистан. Это были наши первые ласточки за многие годы. Восемь учителей, проработав год, решили вернуться, остальные остаются еще на год (пока). Более того, Таджикистан попросил направить еще 30 учителей из России в свои школы. Считаю, что такая практика должна расширяться и в других государствах СНГ.Второе: следующий после школы этап – вузы. Необходимы конкретные шаги по расширению и привлечению в Россию иностранных студентов. Это соответствует масштабной задаче, поставленной в новом майском указе Президентом России, по увеличению к 2024 году не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в российских вузах.Традиционно наша страна была сферой притяжения молодых людей из стран СНГ, Восточной Европы, других государств. Совсем недавно, в мае, в Софии прошла встреча выпускников советских и российских вузов. Приехали представители более двух десятков стран, многие из которых являются известными политиками и общественными деятелями в своих государствах.Как сделать, чтобы и сегодня учеба в России вновь стала привлекательной, востребованной и престижной?В настоящее время мы предоставляем квоты на бесплатное обучение, по которым ежегодно к нам приезжают 15 тысяч будущих студентов. Очевидно, что этого недостаточно. Главное условие – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, наших ведущих вузов. Необходимо решать экономическую, законодательную и другие составляющие этого вопроса. Думаю, нам надо брать не числом, а умением. Важную роль здесь играют общественные инициативы. В Год добровольца (волонтера) надо продолжить успешный проект «Послы русского языка в мире». Пока это первая и самая масштабная волонтерская программа, нацеленная на продвижение русского языка и культуры в зарубежные страны. В прошлом году партнером программы стали «Орленок», «Океан» и, конечно, «Артек», где состоялась первая международная смена по русскому языку для школьников из 18 стран.Третье: необходимы масштабные, современные, яркие проекты для детей и молодежи (театральные, выставочные, издательские, включая интернет-ресурсы и др.), раскрывающие удивительные возможности, глубину и красоту русского языка. Я держу в руках уникальную книгу – «Современная литература народов России. Поэзия. Антология». Она издана в 2017 году. Предваряет ее вступительное слово Президента России. На моей памяти немного примеров, когда глава государства написал вступительное слово к книге. В нем, в частности, сказано: «Отмечу, что и сегодня в России немало талантливых авторов, пишущих на своих родных языках. Важно, чтобы их поэтические строки были услышаны, нашли свой путь к сердцам людей. Уверен, что «Антология поэзии народов России», в которой содержатся как оригинальные тексты современных российских поэтов, так и их переводы на русский язык, внесет значимый вклад в сохранение и развитие национальных литератур России, будет интересна самому широкому кругу читателей». В книге стихи 229 современных поэтов на 57 языках народов России. Художественные переводы стихов созданы современными русскими поэтами, продолжающими и развивающими традиции отечественной школы перевода. Кстати, в продолжение этой книги вышла «Антология детской литературы». Это очень важно в связи со стартовавшим в этом году по указу главы государства Десятилетием детства в России, продолжающим Национальную стратегию действий в интересах детей. На очереди «Антология прозы народов России». А ведь еще совсем недавно, в том числе и на минувшем Ливадийском форуме, тема литературного перевода, подготовки профессиональных кадров в этой сфере звучала очень остро. Как видим, лед тронулся……У каждого из нас свой Пушкин. Мне близки слова Марины Цветаевой о том, что «Пушкин дружбы, Пушкин брака, Пушкин бунта, Пушкин трона, Пушкин света, Пушкин няни, Пушкин «Гавриилиады», Пушкин церкви, Пушкин – бесчисленности своих ликов и обличий – все это спаяно и держится в нем одним: поэтом».Об этом же говорил Гоголь: «…При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте… В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражаются окружающие тела на выпуклой поверхности оптического стекла».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте