Зимой в лесу
Учителя таких классов – обычно люди неравнодушные, “ищущие”, творческие. Предлагаю рубрику “Уроки коррекции”. Думаю, что вместе мы, учителя-практики, поможем друг другу сделать эти уроки яркими, не оставляющими наших уже в начале жизни в чем-то ущемленных учеников равнодушными.
Софья СОКОЛОВСКАЯ
Софья Максимовна Соколовская – наш давний автор. Она учитель начальной школы из Челябинска. Автор оригинальных методических пособий. Очень творческий, увлеченный человек, любящий и понимающий детей. Сегодня мы предлагаем новую разработку Софьи Соколовской, посвященную работе классов коррекции.
Занятие 1
2. Учитель читает текст.
В аквариуме были рыбки. Запрыгнет кот на стул, со стула на стол и ловит лапой рыбок. Вот раз ушла Таня за кормом. Кот тихонько сунул лапу в воду. Не поймал! Решил присмотреться. Рыбка влево – кот поворачивает голову влево, другая мелькнет справа – кот тоже скосит глаза вправо. И рыжий хвост его так и ходит за рыбкой: вправо-влево, вправо-влево.
Наконец кот не выдержал, вскочил и прыгнул на аквариум! Не удержался на краю и плюхнулся прямо в воду!
Таня входит – на столе опрокинутый аквариум, рыбки – на полу, под столом огромная лужа.
А испуганный кот удирает…
Вот разбойник!
3. Задания:
1. Озаглавьте текст.
2. Какого цвета был кот?
3. Куда он убежал?
Занятие 2
2. Учитель читает текст.
А было и похуже! На стене у Тани висела клетка с попугаем. А рядом на столе стоял аквариум с золотыми рыбками. Попугай этот часто портил коту всю охоту. Посудите сами: только пристроится кот возле аквариума, а Попка тут как тут, кричит: “Чаю хочешь?” Какой тут чай! Испугается кот, думает, Таня вошла – и удирает на балкон!
Понятно, какая “дружба” была у кота с попугаем! Никакой дружбы не было. Злится кот на попугая, глядит на него зелеными глазами, облизывается, а достать не может: высоко висит клетка.
Но однажды Таня собралась мыть пол. Ведро с водой поставила у стены, а сама пошла в ванную за тряпкой.
Кот, как всегда, тут же очутился у аквариума. Только хотел сунуть в воду лапу – попугай подлетел к коту и прямо в ухо крикнул: “Чаю хочешь?”
Кот от неожиданности чуть в воду не свалился! Рассердился рыжий плут, хвать лапой по столу, а попугай – на шкаф! Кот – за ним, а попугай уже в клетке!
Прыгнул кот за попугаем, уронил со шкафа горшок с плющом, да и сам не удержался, упал прямо в ведро с горячей водой! Таня вбегает – батюшки! На полу валяются черепки от разбитого горшка вперемешку с землей. Мокрый кот кричит, как ошпаренный! А бедный попугай со страху все слова забыл и только кричит ему хриплым голосом: “Как поживаешь? Как поживаешь? Как поживаешь?”
3. Задания:
1. Озаглавьте этот рассказ.
2. Какие рыбки были в аквариуме?
3. Соберите разбитый горшок.
Урок 1.
Тема: изложение “Зимой в лесу”.
Цель: развитие устной и письменной речи учащихся, фонематический слух, воспитание любви к русскому языку как средству самовыражения, развитие вербально-логического мышления.
Оборудование: “снежинки”, “орфографические словари”, магнитофонная запись “Метель”, текст на доске с закрытыми орфограммами, предметные картинки: заяц, глухарь, тетерев; открытки, бусы; отдельно на доске выписано второе предложение четыре раза с пропуском сказуемого.
Ход урока.
1. Орг.момент.
“Завывает” метель; на нитках висят “снежинки”. На них напечатаны стихи о зиме.
2. Постановка темы и цели урока.
– Сегодня мы напишем изложение рассказа, составленного нами на вчерашней экскурсии в лес.
Вчера мы были на экскурсии в зимнем лесу. Каким он вам показался? (Сказочным, волшебным, необычным). Давайте и мы напишем “необычные” изложения. Напишем их не в тетради, а на снежинках и отправим снежинки с изложениями нашей волшебнице Надежде Леонидовне, хозяйке самого сказочного, необыкновенного, самого желанного кабинета в школе – в кабинет информатики. Согласны? Тогда за дело!
3. Эвристическая беседа по материалам экскурсии. (На партах лежат открытки с зимним пейзажем).
– Кому понравилась экскурсия?
– А что понравилось в лесу? (Снег; лепили снеговика).
– Что было бы, если бы зимой в лесу не было бы снега? (Учитель обобщает ответы).
– Снег, хотя и сам холодный, уберегает от мороза землю, деревья. Некоторые звери и птицы от мороза и хищников прячутся в снегу.
Если бы не было снега, волки и лисицы переловили бы всех зайцев и мышей. Как спасаются зимой зайцы? А мыши?
– Даже некоторые птицы зимой спасаются в снегу. Например, глухари и тетерева зимой не спят на ветках, они всегда на ночь падают в глубокий снег и там прячутся от волков и холодного ветра.
А еще снег украшает деревья. Давайте послушаем, с каким восхищением русские поэты говорят о снеге. (Дети берут “снежинки” и читают):
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
(С.Есенин)
– С чем сравнивается снег? (С серебром).
(Учитель открывает плакатик с этим словом).
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
– Что это?
– С чем он сравнивается?
(Со звездой).
(Снег).
– Как называет Е.Тарховская снег в этом стихотворении? (Румяный, голубой, белый, мохнатый, пушистый).
Богат я, казны не считаю,
А все не скудеет добро.
Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро.
– С чем сравнивается снег? (С алмазами, жемчугом, серебром).
4. Работа над содержанием изложения.
1) Прочитайте рассказ, по которому мы напишем изложение.
(Название рассказа закрыто большой “снежинкой”).
Х.р.шо /в/ л.су! З.мля,д.рев.я и кусты укутаны снегом.Т.пло им /под/ снежной шубой. Каждая веточ.а сверкает /на/солнце/в/ж.мч.жном наряде. Воздух чист и прохладен. Дыш.тся. л..ко.
(Орфограммы закрыты “снежинками”).
– О чем этот рассказ?
– Придумайте название для этого рассказа. (Снимаю “снежинку” – открываю на доске название: “Зимой в лесу”).
2) Прочитайте второе предложение. А как можно сказать по-другому? (Земля, деревья и кусты… укутаны снегом
покрыты снегом
засыпаны снегом
одеты снегом)
(На отдельной доске второе предложение записано с пропуском сказуемого. Я подставляю таблички с синонимами).
– Дети, давайте составим пиктографический план к рассказу. Для чего он нужен? (Чтобы не забыть, что за чем писать).
3) Составление плана.
– О чем говорится в начале рассказа? (О том, что хорошо зимой в лесу).
– Какой знак стоит в конце предложения? (Восклицательный).
– Я обозначу это предложение вот так: “!” Повторите первое предложение.
– Прочитайте второе предложение. Какими значками мы его запишем?
(Дети предлагают свои варианты)
– Запишем:
– Прочитаем еще раз второе предложение хором.
– Прочитайте третье предложение. Какие пиктограммы вы можете предложить?
– Повторите это предложение вслух.
– Прочитайте про себя четвертое предложение и подумайте, какими пиктограммами мы запишем его на доске.
– Повторите хором.
– Как запишем последние два предложения?
– А теперь, дети, перескажем текст изложения по пиктографическому плану. (Несколько человек (2-3) рассказывают вслух).
1) А теперь выясним, какие трудные орфограммы встречаются в этом рассказе. (На доске – список учеников, отмечаю правильные ответы против каждой фамилии).
– Какие буквы закрыты снежинкой в слове “х.р.шо”? Назовите орфограмму и, если можно, подберите проверочное слово.
– Найдите в тексте еще слова на это правило и подберите проверочные.
Слова: земля – земли
деревья – дерево
тепло – теплый
в жемчужном – жемчуг
в лесу – лес
– Назовите орфограмму в слове “сверкает” (безударная “е”…).
– Проверочное слово к нему есть, но оно очень редко употребляется в речи и поэтому вспомнить его нелегко. Для таких трудных случаев существуют “орфографические словари”. Откройте страницу 60-ю и найдите это слово во второй колоночке сверху. Прочитайте хором, а теперь про себя; запомните, как оно пишется. Положите закладки на стр. 60, чтобы во время изложения вы могли посмотреть, как пишется это слово.
2) Какая орфограмма закрыта этой снежинкой (Показываю указкой). (“В” – предлог, пишется отдельно, между предлогом и словом можно поставить другое слово).
– Есть ли еще слова на это правило? Докажите!
под (какой?) снежинкой
на (каком?) солнце
в (каком?) жемчужном
3) Назовите орфограмму в слове “солнце”. (Непроизносимая согласная “л” – проверим: солнышко).
4) “Легко” – парная согласная “г” – проверим: легок.
5) Какие еще орфограммы мы не назвали? (“Веточка” – “чк”, “чн” – пишутся без “ь”;
“в жемчужном” – “чу”, “щу” пиши с буквой “у”;
“дышится” – “жи”, “ши” пиши с буквой “и”).
6) Обратите внимание: в слове “укутаны” суффикс “ан” (слово оставить на доске).
7) Посмотрите, сколько правильных ответов вы дали при орфографическом разборе текста (Обращаю внимание ребят на список класса на доске).
8) Прочитайте еще раз текст и приступайте к работе в тетради.
6. Самостоятельная работа с дифференцированной помощью учителя:
а) Саша – текст с пропущенными буквами:
З.мой в л.су.
Х.р.шо з.мой в л.су! З.мля, д.рев.я и кусты укутаны снегом. Т.пло им под сн.жной шубой. Каждая веточка св.ркает на со.нце в ж.мч.жном наряде. Воздух чист и прохладен. Дыш.тся ле.ко.
б) Оксана и Сережа отвечают на вопросы:
– Чем укутаны земля, деревья и кусты?
– Тепло ли им было под снежной шубой?
– Что сверкает на солнце? Какой воздух в лесу?
– Как в лесу дышится?
в) Настя дополняет предложения:
Зимой в лесу.
Хорошо зимой…! Земля, деревья и кусты укутаны… Тепло им под снежной… . Каждая веточка сверкает на солнце в жемчужном… . Воздух чист и … . Дышится … .
7. Самопроверка изложения.
– Прочитайте, что получилось. Исправьте ошибки и отнесите свои снежинки с изложениями на проверку учителю. После проверки мы отнесем наши изложения в кабинет информатики. Компьютер поможет вам сделать работу над ошибками.
– Урок окончен.
Челябинс
NB!
В мае 1995 года в Москве состоялась российско-американская конференция с участием психологов, дефектологов, медиков по этим же проблемам. Вышел сборник под научной редакцией Г.Ф.Кумариной “Дать шанс ребенку”. Материалы международного российско-американского семинара “Педагогические стратегии для эффективного образования детей риска”. Семинар проводился в рамках совместного договора ВНИКа “Регион” Главного управления администрации Ханты-Мансийского автономного округа и БОЛЛ-Университета штата Индиана.
В октябре прошлого года проводилась ежегодная конференция в Адлере.
В мае нынешнего года состоится совместная российско-американская конференция в США – в БОЛЛ-Университете.
В сентябре будет ежегодная конференция в России (место проведения уточняется).
Все вопросы – к Протас Евгении Степановне, главному специалисту отдела психолого-педагогической реабилитации МО РФ.
Тел. 923-90-36
Комментарии