Наступил Новый год. А это значит, что пришло время Зимней школы. В этом году нас принимала родина Деда Мороза – Вологодская область. 23 делегации из 16 регионов России слетелись, съехались, собрались в городе Соколе на базе кадетской областной школы-интерната.
Межрегиональная Зимняя школа «Учитель года» – образовательный проект «Учительской газеты» и межрегионального клуба «Учитель года» – творческого объединения победителей и лауреатов региональных и всероссийских конкурсов «Учитель года России» разных лет.Межрегиональная Зимняя школа «Учитель года» – уникальное учебное заведение, в котором учатся школьники из различных регионов России, а преподают учителя – победители региональных конкурсов «Учитель года».Зимняя школа – учебное заведение краткосрочного действия. Функционирует пять дней в году – в период зимних каникул.Существует школа с 2006 года. Основные ее цели:- реализация краткосрочных интенсивных образовательных программ обучения групп школьников из различных регионов России в учебных мастерских учителей года по их авторским методикам;- широкий обмен опытом учителей – победителей и лауреатов конкурса «Учитель года России» из различных регионов России в форме открытых уроков, круглых столов, мастер-классов.День первый. ОткрытиеПосле полуторасуточного путешествия на поезде мы наконец-то прибыли в Вологду. Город встретил нас слякотью, снежной кашей и морем снега, чему была рада вся наша делегация. Утро началось с постепенного прибытия делегаций. Одними из первых показались ребята из Белгорода и Адыгеи. Экскурсия по школе, проведенная директором Андреем Андреевичем Бадиным, произвела на нас очень приятное впечатление. Отличная материальная база, традиции, прекрасный музей и центр науки, грамотный педагогический коллектив помогают школьникам достигать высоких результатов в учебе, в спорте, в науке. В середине дня все делегации направились в актовый зал, где и произошло открытие Зимней школы. Прозвучали добрые пожелания высоких гостей, в программу церемонии открытия вошли прекрасные номера детских коллективов Вологды – душевные песни и зажигательные танцы. С приветственным словом выступила Ирина Александровна Петранцова, заместитель начальника Департамента образования Вологодской области, и директор Вологодской кадетской школы-интерната Андрей Андреевич Бадин.Особое внимание вызвали представление вологодского клуба «Учитель года» и красивый клубный гимн «Вологодский журавель».Знакомство с делегациями началась по традиции с представления принимающей школы, делегации города Вологды, обнародования программы. Каждая команда представляла не свой регион, а другой, доставшийся по жребию. Белгородская делегация кавээновским стилем покорила публику. Москвичи представляли Саратов, и лейтмотивом их прекрасного выступления стала песня «У губ твоих конфетный, конфетный вкус». На фоне этой песни зрители досконально изучили достопримечательности Саратова. Мы же представляли город Азов Ростовской области с его удивительным историческим наследием, тысячелетней историей и вкуснейшими, известными всей России восточными сладостями. Программа выглядела очень интересно, концертные номера были талантливые. Команды, впервые участвующие в школе, рассказывали о себе сами. По традиции открытие завершилось пением под гитару гимна экспедиции, который собрал в круг новичков и «старичков».День второй. Вологодские кружеваКак обычно, учебный день Зимней школы начался с открытых уроков, которых всегда очень ждешь, потому что это новые встречи, открытия, креативные идеи, творчество и мастерство. В этом году мы были поражены разнообразием педагогических идей наших учителей.Андрей Успенский, учитель русского языка и литературы лицея «АМТЕК» города Череповца Вологодской области, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2006», с помощью звуков и интонаций рассказал нам об удивительном мире футуристической поэзии. Мы летали, общались на армянском рынке. Звуки и эмоции сливались в единую удивительную картину необычной, но очень понятной поэзии.Александр Буханистов, учитель биологии маслянинской средней школы №1, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2001», убедительно, красочно рассказал нам о проблемах, связанных со СПИДом. Богатый методический арсенал учителя, четкая продуманная взаимосвязь всех элементов и частей помогли разобраться в теме и сделать выводы о полезности здорового образа жизни.Ирина Маркина, учитель химии, директор эколого-биологического лицея №35 города Майкопа, победитель конкурса «Учитель года Республики Адыгея-2002 и 2007», показала нам красоту и практическую значимость химии. Мы исследовали продукты питания и промышленности. Изучая вещество с помощью доступных химических методов, мы определяли его качество, полезные свойства и смогли достоверно ответить, правду или неправду пишут производители на этикетках.Андрей Семке, директор средней школы №11 города Ейска Краснодарского края, победитель конкурса «Учитель года Кубани-2000», показал школьникам на примере исторического материала, связанного с событиями Великой Отечественной войны, как решать практико-ориентированные и исследовательские задачи. Работая в группе, ученики пытались найти способы решать проблемы, которые возникали у наших военных. Мастер-класс учителя истории, победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России-2008» Николая Белозерова «Секрет интересного урока» мы начали с просмотра мультфильма, в котором Потапыч обучал мишек. Как заинтересовать школьников на уроке? Ответы на этот вопрос просты – улыбайтесь, будьте искренними, любите свое дело, положительно оценивайте действия школьников и ставьте перед собой реальные задачи.Музей вологодского кружеваПосле обеда нас ждала увлекательная обзорная экскурсия по Вологде, мы побывали в старой части города, где деревянные купеческие особняки соседствуют с современными строениями, посетили Вологодский кремль, сфотографировались около буквы «О» и, конечно же, посетили единственный в России музей кружева. Экспозиция построена в хронологическом порядке и отражает основные этапы развития вологодского кружевного промысла. Среди нашего большого коллектива нашлись люди, которые встретили работы своих родственников. Красота и легкость кружев скрывает за собой огромный труд. Авторские работы отличались великолепием и неповторимостью. Завораживали красота и нежность, белоснежность и удивительное умиротворение.День третий. Морозные вологодские штучкиНадежда Растрепина, учитель математики лицея №1 города Цимлянска Ростовской области, победитель конкурса «Учитель года Дона-2009», рассказала нам о дефинициях. Мы учились правильно и грамотно давать определения математическим понятиям. Надежда Князева, учитель начальных классов средней школы №137 города Красноярска, победитель конкурса «Учитель года Красноярского края-2013», подарила нам море эмоций и положительных впечатлении от знакомства с дневниками Пушкина, Лермонтова. Мы своими руками создали свой дневник, который, очень надеемся, заполнится умными мыслями и красивыми рисунками.Наталья Тихонова, учитель русского языка и литературы, старший методист отдела методического сопровождения инновационных проектов Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Воронежской области, победитель конкурса «Учитель года Воронежской области-2001», Валерия Болтачева, учитель истории и обществознания средней школы средней школы №97 города Ижевска, победитель конкурса «Учитель года Республики Удмуртия-2013», показали нам бесконечное и непрерывное, историческое и будущее, личное и общественное ВРЕМЯ. У каждого оно свое – необходимое и слишком дорогое, фантастичное и реалистичное, бесконечное и мгновенное, как один миг. Познать тайну времени нам помогли поэзия, история, информатика и физика.Геннадий Петров, учитель физики средней школы села Уром Малопургинского района Удмуртской Республики, на примерах строительства зданий и памятников рассказал о равновесии. Мы изучали законы, рассчитывали моменты сил и получили много интересных закономерностей, которые помогли нам сконструировать летающего клоуна и спроектировать езду по тросу на велосипеде.На мастер-классе Вячеслава Вахрамеева, победителя конкурса «Учитель года России-2010», мы ознакомились с удивительной повестью Юрия Нагибина «Сильнее всех иных велений (Князь Юрка Голицын)». Князь Голицын предстал перед нами великолепным музыкантом, честным, любящим свою Родину, честолюбивым и отважным. Дуэль, отважный поступок, музыка… Несколько отрывков из повести заинтриговали нас – захотелось взять и прочитать книгу.Мастер-класс лауреата конкурса «Учитель года Москвы-1997» Владимира Головнера «Откуда мы это знаем?» начался с изучения обыкновенных кристаллов. Мы пытались рассказать об их свойствах, применяя простые методы исследования. Изучая картины Пабло Пикассо, перешли от реального мира к воображаемому. Открыли для себя иной мир, более сложный, чем реальный. Стали смотреть вглубь, моделируя строение вещества. И неожиданно искусство и наука начала XX века открылись для нас с новой стороны…Вологодские штучки На улице минус 25. Что нужно школьнику, для того чтобы за ограниченное время ознакомиться с богатой историей города, его культурным наследием? Конечно, быстрые ноги и слаженная работа в команде! Разработав стратегию игры «Вологодские штучки», в которой побеждает та группа, которая быстрее и качественнее всех выполнит задания в разных точках города и лучше всех узнает его, мы начали погружаться в жизнь Вологды. Доброжелательные и отзывчивые горожане помогали нам в этом. Мы побывали в удивительном мире кукольного театра «Теремок», нам рассказали о молчаливых, но на деле одушевленных обитателях театра, ведь куклы в руках мастеров становятся добрыми и злыми, нежными и хитрыми. А еще мы попали в «живой уголок» театра: познакомились с кроликом по имени Тишка, хомячком Андрюшкой.В домике Петра нас встретила очень добрая хранительница музея, рассказавшая о его истории. В этом году Дому-музею исполняется 130 лет. Несмотря на мороз и позднее время, мы ходили по домику, рассматривая внимательно экспонаты и фотографируясь около барельефов с изображением Петра.Мы забыли фонарик в Музее забытых вещей, подставили плечо птице, которая «отличается умом и сообразительностью», нашли самую короткую улицу, дополнили памятник К.Н.Батюшкову недостающим атрибутом, попали в магазин «Вологодский сувенир», спели песню около «Резного палисада», забрались на Царь-гору. Замерзшие, но счастливые, мы отметили приветливость вОлОгОдских жителей!В итоге первое место и главный приз получила сборная команда Сарова, Цимлянска и Мурома. Мы, команда «ТриК» (Краснодарский, Пермский, Ставропольский края) разделили второе место с командой МоХНо (Москвы, ХМАО и Новосибирской области).День четвертый. Театральная ВологдаЮлия Неволина, учитель географии средней школы №10 города Чайковского Пермского края, победитель конкурса «Учитель года Пермского края-2010», ознакомила нас с онтологией города. Мы говорили об информационной, материальной, социальной составляющей мегаполиса. Города будущего – какими они должны быть? От открытия и мечты мы перешли к замыслу и проектированию. Обсуждая и споря, говоря о проблемах и технологиях, мы осознали, что самый главный фактор появления города будущего – общество, социум, кооперация!Татьяна Скибо, заведующая кафедрой педагогики, психологии и профессионального образования НОУ «Российский новый университет» (Воронеж), научила нас определять характерные признаки человека по почерку и подписи. Анализируя почерк по размерам и наклону букв, форме строчек, нажиму, мы определили характер человека. Было очень интересно и необычно!Владимир Головнер опытным путем подвел нас к фундаментальному закону, связанному с порядком и хаосом. Мы говорили об энтропии, законах термодинамики и физических процессах, происходящих в природе. С урока не хотелось уходить, такие важные для нас темы мы обсуждали. Ирина Каминская, учитель математики гимназии им. Н.Г.Басова города Воронежа, победитель конкурса «Учитель года Воронежской области-2014», заинтриговала нас своим предметом – царицей и служанкой всех наук. С помощью физических закономерностей, законов равновесия мы смогли решить геометрические задачи. А с помощью простых измерений находили центр масс сложных и простых фигур.Светлана Коблякова, учитель географии Междуреченской средней школы г.п. Междуреченский Ханты-Мансийского автономного округа, победитель конкурса «Учитель года Ханты-Мансийского автономного округа – Югры-2006», рассмотрела понятие времени с точки зрения философии, физики и географии. От истории создания часов, информации о местном, национальном и астрономическом времени мы перешли к географии и особенностям часовых поясов. Елена Казанова, учитель русского языка средней школы №2 им. А.В.Ляпидевского города Ейска Краснодарского края, погрузила нас в поэзию Высоцкого. От метаний до душевного спокойствия, от творчества до богоискания. Интересно?!Сугорье После обеда нас ждало путешествие в «Сугорье». Три часа мы ехали по бескрайним заснеженным лесам, ярко-красный закат полоскал верхушки деревьев… И вот на берегу реки Шексна раскинулась резиденция князя. С первых минут мы были охвачены таинством превращений, богатством русских традиций и языка. Мы попали в древнерусскую усадьбу, где педагогов облачили в исторические костюмы. Владимир Головнер превратился в князя, Галина Монакова – в княгиню, Андрей Семке – в хранителя… Мы узнали о древнерусском костюме, вооружении, поучаствовали в обряде встречи Рождества, ознакомились с традициями наших далеких предков.В «Доме викингов» мы узнали об устройстве древнескандинавского жилища, погрузились в его таинственную атмосферу с каменным очагом, звериными шкурами и черепами на стенах. Знакомясь с бытом, кухней, жизненным укладом северных соседей, мы заметили, что в княжеском доме уже встречались с подобными атрибутами и элементами.Далее нас ждало посещение потайного хода. Нам показали, где хранилось оружие, рассказали о казематах и наказаниях, о кладах и их поиске.В завершение программы нас угостили прекрасными пирогами и чаем. Впечатлений было много, еще долго мы обсуждали увиденное и услышанное и радовались, что в России есть люди, которые сохраняют традиции и историю, великий и могучий русский язык.День пятый. Брейн-ринг, закрытие, слезы прощанияСветлана Малькевич, учитель английского языка средней школы №15 города Азова Ростовской области, лауреат конкурса «Учитель года Дона-2013», поведала нам на уроке английского языка о трагедии холокоста. На уроке Ирины Фоменко, учителя химии, директора средней школы №12 города Новоалександровска Ставропольского края, лауреата Всероссийского конкурса «Учитель года-2009», мы говорили о красоте мира с точки зрения химии. Платоновы тела – кирпичики мироздания – активно использовались художниками. Дюрер, Эшер, Леонардо да Винчи изображали стихии в виде геометрических фигур. Татьяна Усова, учитель истории лицея №2 Саратова, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2011», научила нас решать творческие, нестандартные задачи. На исторических примерах мы учились применять различные методы для решения проблем. Мы узнали много интересного, например, как появилось выражение «дойти до ручки», чем тушили на Руси огонь, как Иван Калита боролся с коррупцией.На уроке Галины Монаковой, учителя географии, зам. директора средней школы с углубленным изучением отдельных предметов города Губкина Белгородской области, победителя конкурса «Учитель года Белгородской области-2001», мы узнали много нового о стране улыбок – Таиланде, ознакомились с характером и обычаями этого удивительного государства. Как с помощью улыбки покорить мир? Галина Геннадьевна не просто нам пояснила, как это сделать, но и показала на практике благодаря необыкновенному обаянию.Брейн-ринг По традиции учебная программа завершается игрой, в которой каждый учебный класс может показать все, чему научился за эти дни. С первых раундов вперед вырвались классы новичков, но к финалу все встало на свое место. Первое место завоевали «дедушки» Зимней школы – группа «Элита», но только благодаря дополнительному раунду.Во время закрытия никто не скрывал эмоций: главная задача Зимней школы – сплотить детей и учителей различных регионов России – решена. Прощальное фото и огромные слова благодарности вдохновителям, организаторам этой программы – Владимиру Нодаровичу Головнеру, лауреату Всероссийского конкурса «Учитель года России-2011», отзывчивым жителям Вологодчины!Организаторы отметили грамотами учеников Зимней школы. После закрытия мы посетили Вологодский театр для детей и молодежи. Спектакль «Очень простая история любви» режиссера Бориса Гранатова, написанная современным драматургом Марией Ладо, не оставил никого равнодушным. С помощью аллегорий актеры блестяще показали проблемы молодежи, человеческих отношений вообще.Постепенно коллектив Зимней школы редел. Проводили ребят со Ставрополья, настал черед Адыгеи и Белгорода. Замыкался и рвался круг, звучали традиционные гимн экспедиции и песня Кати Чех «Расстояния», мы обнимали друг друга на прощание. Что сказать? Все скажут социальные сети и новая встреча в следующей экспедиции!Прим. ред. Использованы материалы инициатора идеи Зимней школы Владимира Нодаровича Головнера, учителя химии средней школы №1259 Москвы, а также впечатления школьников России.Андрей СЕМКЕ, учитель года Кубани-2000, учитель физики, директор средней школы №11 города Ейска Краснодарского края, фото из архива Зимней школы
Комментарии