Наш давний автор Аминат Капитунова известна читателям “УГ” как разработчик оригинальных сценариев урока (Аминат Абдулаевна преподает изобразительное искусство в 252-й московской школе), как требовательный и доброжелательный член жюри конкурса “Сто друзей” – необходимый опыт “судейства” дает работа в качестве методиста Центра Бориса Неменского. И, наконец, сегодня читатели могут познакомиться с Капитуновой-бабушкой. Своих внучек она учит любить и понимать прекрасное. А урок-занятие “по Гжели” можно воспроизвести не только дома, но и в детском саду или школе.
У каждого времени года свои краски, свои радости. Пришла зима. Деревья в инее. Пушистые веточки создают такой хрупкий нежно-белый узор, что кажется, крикни погромче, вздрогнут березы и посыплется морозная белая пыль. Как не полюбоваться такой красотой?
И мы мчимся к реке. Пробегая возле магазина, девочки останавливаются, разглядывая морозные окна. Мороз вместо холста. Дети находят в его рисунках деревья, дорожку, травы и сказочные цветы, которые ассоциируются с хохломской росписью. Природа будто напоминает нам о своей былой красе, теперь уже в ледяных застывших формах.
Заготовила зима
Краски все
для всех сама.
Полю – лучшие белила.
Зорям – алые чернила.
Всем деревьям –
чистые
Блестки серебристые…
В. Фетисов
Дома, как бы нечаянно, ставлю на стол гжельский чайник. Его торжественная красота не оставляет равнодушными детей. Они уже знакомы с предметами, украшенными народными мастерами. Приятно наблюдать, как дети стараются сами находить элементы росписи, напоминающие им виденное. Речь стала насыщенней, гибче. Правильно употребляются названия росписи. Замечают, что тонкие, причудливые листья на гжельском чайнике совсем как у папоротника.
Крупная роза обрамлена тугим венком отогнутых книзу лепестков – это центр композиции. От нее идут тонкие стебли с бутонами, трепещущими, как от набегающего ветра, листьями.
Характер росписи тонко согласуется с формой сосуда.
Чайник только разогрел любопытство детей. Хочется увидеть, какие еще узоры есть у гжельского мастера.
Достаю сохраненный для работы со школьниками большой настенный календарь. Каких только здесь нет чайников, кумганов, квасников, масленок, тарелочек!.. Мотивы гжельской земли зазвучали чистой, прекрасной нотой. Каждая фотография вызывает восторг и изумление.
Гжельские мастера, так же, как и жостовские, хохломские художники, обобщают силуэт, убирают все лишнее, оставляют лишь индивидуальные признаки цветка.
Детям не терпится попробовать порисовать розу, уж так она их очаровала.
Сначала мы поиграем в “мазочки с тенями”. Краска набирается на одну сторону кисти и легким круговым разворотом наносится на поверхность “сосуда” (бумаги). В утолщенной части кисти краски больше – мазок получается темным, насыщенным. Ближе к середине кисть тоньше, мазок высветляется, а тонкий конец кисти оставляет совсем светлый след.
Рассматриваем, как мастер изображает птиц: изящный поворот головки, оперение хвоста и крыльев напоминают травку. А петух какой важный! Стоит, выпятив грудь, вот-вот закукарекает…
Игрушки у гжельских мастеров удивительно жизненные, с тонким юмором. Здесь и девушка с ведрами, и семейная сцена, зайчиха с зайчатами, и конные, и пешие…
Целая россыпь отечественных промыслов – Жостово, Хохлома, Палех, Гжель – возвращает нас к истокам миропонимания и нравственности отцов и дедов, в волшебный мир Ивана-царевича, Кощея Бессмертного, Конька-Горбунка, несет в себе черты истинно русской узнаваемости и неповторимости образов.
Уткнувшись в ночное окно, девочки любуются чудной графикой: белые пушистые ветви деревьев на фоне темного неба и черные стволы на белом снегу…
Синий вечер
Вечер зимний
В небе синем
Звезды синие зажег.
Ветви сыплют
Синий иней
На подсиненный снежок.
За ветвями дом синеет,
Крытый синей ватою.
Тени ходят по стене
Сеткой синеватою…
В. Фетисов
Много интересного и увлекательного готовят наши полезные игры. Все это станет содержанием зимнего цикла занятий.
Задания
I. Лист бумаги А4 заполним мазками, набирая краску на одну сторону кисти.
На листе формата А3 нарисуем большую форму понравившегося чайника. Вырежем.
На круглой части нарисуем большую розу. Украсим ее тонкими веточками и усиками-спиральками.
Ручку чайника и носик сделаем синими.
Край горловины и донышко украсим тонким орнаментом в виде фестонов.
II. Вспомним разрисованные морозом окна.
Нарисуем сказочную Жар-птицу. Разрисуем ее “синим пламенем”, тонкой травкой, снежинками.
III. Вылепим из пластилина, глины фигурку любимого животного, рыбку, петушка.
Покроем белой водоэмульсионной краской в несколько слоев, чтобы не просвечивал пластилин или глина. Распишем под гжель.
IV. Распишем бумажную тарелочку. Синяя роза в центре. По краю тонкая травка.
Думаем, что родителям эти занятия также доставят удовольствие, а совместное творчество и общие радости позволят лучше узнать ребенка, сохранить его доверие.
Комментарии