search
main
0

Зима – время науки и сказок. Внеклассное занятие по развитию речи в 3-м классе

Цель: дать учащимся представление о том, как учились дети в старину.

Задачи:- понимать нравственное значение сказок;- понимать важность умений за внешним сюжетом видеть внутренний смысл произведений изобразительного искусства, своими словами описывать состояние персонажей, их взаимные отношения и рассказывать, какими средствами передает это художник.Оборудование: Старик-Годовик, карточки, картина А.И.Морозова «Сельская бесплатная школа».Ход урока1. Организационный моментУчитель приветствует детей.2. Актуализация знанийУстановление причинно-следственных связей.Учитель: В мешке Старика-Годовика собраны признаки самого прекрасного времени года. Ваша задача – объяснить причину явлений. Гололед – понижение температуры после оттепели; пожар; наводнение.Ледостав – таяние льда; повышение температуры; понижение температуры.Метель – снегопад при сильном ветре; сильно пригревает солнце.Короткие дни и длинные ночи – солнце на небосклоне высоко; самое низкое положение солнца.Ваши красивые правильные ответы – четкие и полные ответы; яркая эмоциональная речь.Хорошее настроение – метет пурга; светит солнышко; праздничный открытый урок.Что вам нужно делать, чтобы ваши ответы были красивыми и правильными?Что поднимает вам настроение?Ответы учеников.Учитель: О каком времени года идет речь в задании Старика-Годовика? (О зиме.) Старик-Годовик приглашает вас в студию. Может, кто-то из вас знает, что это? Студия – это место, где готовят телевизионные передачи, создают мультфильмы или фильмы. Сегодня мне хотелось бы  с вами и со Стариком-Годовиком создать фильм о самом прекрасном времени года, о зиме. Название фильму дадим, когда сформулируем тему занятия.3. ЦелеполаганиеУчитель: Какова же тема? Давайте посмотрим. (Слайд презентации.) Что случилось с названием темы? Старик-Годовик мне подсказывает, что Метель замела некоторые буквы названия темы. Попробуем ее расшифровать.Ключ к отгадке находится у нашего друга Годовичка, посмотрите на слайд.Слайд с темой «Зима – время науки и сказок». Учитель: Молодцы! Вы не только сформулировали тему, но и определили название фильма. Что мы узнаем на занятии?Задачи:1. Почему зима – время науки?2. Почему зима – время сказок?3. Учиться строить четкие и полные ответы.Учитель: Молодцы! Смогли самостоятельно сформулировать тему занятия, правильно поставили задачи, попытаемся их решить.4. Работа по темеУчитель: Приступаем к решению первой задачи, к созданию одного из фрагментов нашего фильма «Зимняя сказка».Почему зиму  называли временем науки?Ребята, когда вы приходите в школу после летних каникул?Ребята, а вы знаете, когда в старину дети приходили в школу после лета?Найти ответ на этот вопрос вам поможет карточка. Попробуйте сами найти ответ на вопрос «С какого дня в старину дети начинали учиться?».Работа детей с карточкой.Когда в старину дети первый раз приходили в школу после лета?Кто может ответить, к кому обращались школьники за помощью в ученье?Ребята, так почему зиму в старину называли временем науки?Ответы учеников.Учитель: Посмотрите на изображение иконы святого Наума. Он похож на доброго, внимательного, терпеливого учителя. Обратите внимание на картину (показывает картину А.И.Морозова «Сельская бесплатная школа»). Где происходит действие – в современной или старинной школе?Как вы это определили?Ответы учеников.Учитель: Действительно, это старинная школа в селе, картина А.И.Морозова так и названа – «Сельская бесплатная школа».Попробуйте «послушать» картину, что можно услышать?Дети высказывают свои предположения.Учитель: Мы нашли ответ на первый вопрос «Почему зима – время науки?». Как создатели фильма, вы проявили самостоятельность, находчивость, любознательность.Разминка для глаз. Слайд.Учитель: Сейчас нам с вами нужно найти ответ на второй вопрос «Почему зима – это время сказок?» и продолжить работу над фильмом.Объясните значение пословицы «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!». (Ответы детей.) Так вот зимнее время – пора для сказок. Так всегда было в старину. Это время, когда было меньше работы, не существовало электричества, телевидения, компьютеров. В долгие зимние вечера дети слушали сказки и ума набирались. Почему зиму называли временем сказок?Ответы детей.Учитель: Посмотрите, сколько красивых сказочных  узнаваемых мест в нашем районе. (Картинки на слайдах.) Может, вы их узнали? Дайте название картинам.Сейчас мы попытаемся сочинить сказку. К нам в нашу сказку придут герои Пермского края. (Слайд или интерактивная доска.) Посмотрите, какие герои пришли. Назовите их. Обратите внимание, не допустила ли я ошибку? Правильно, слоны в нашей местности не живут, они предпочитают жаркие страны. Где возможна встреча с этими сказочными героями? Определите для каждого из них свое место среди 4 слайдов.Дети работают с интерактивной доской.Учитель: Наша сказка будет называться «Какая бывает зима?». Она начинается с таких слов: «Спросили у слона: «Какая бывает зима?» Слон ответил: «Я не знаю». Почему он так ответил? В группах вам нужно поработать с карточкой №2 и объяснить, почему герои сказки дают разную характеристику зиме. Первой группе надо объяснить, почему снегирь дает такую характеристику зиме.  Второй группе – объяснить слова рыжей собаки. Третья группа объясняет, почему  медведь  дает такую характеристику зиме, как у вас в карточке. И четвертой группе необходимо объяснить слова мальчика. Сказку вам нужно начать со слов, которые в карточке, обсудить в группе и продолжить начатое предложение.Работа в группах. Составление сказки. Зачитывание всей сказки.Учитель: Какая у нас получилась сказка? Внимательно слушайте, чтобы оценить работу групп. Я начинаю сказку Пляцковского «Какая бывает зима».Однажды у слона спросили:- Какая бывает зима?- Я не знаю, – ответил слон.Карточки.1. Спросили у снегиря:- Какая бывает зима?- Зима бывает трудная, голодная, – сказал снегирь. – Потому что…(Ответы детей.)2. Спросили у рыжей собаки:- Ты знаешь, какая бывает зима?- Холодная, – пролаяла собака. – Потому что… (Ответы детей.)3. Спросили у медведя:- А ты как думаешь, какая бывает зима?- Зима короткая. Тянется всего одну ночь, – ответил медведь. – Потому что… (Ответы  детей.)4. Спросили у мальчишки:- Ну-ка, скажи ты, какая бывает зима?- Зима бывает веселая, – крикнул мальчишка. – Потому что…(Ответы детей.)Кому всех труднее приходится в зимнее время?Как мы можем им помочь?Кусочек сказки чьей группы был интереснее?Ответы детей.Учитель: Молодцы! Получилась очень интересная сказка о героях, которые проживают в нашем крае. Сказок очень много, надеюсь, что вам понравилось сочинять их. Думаю, что зимним вечером вам захочется прочитать сказку.Домашнее задание: прочитать сказку «Скупясь, не сбережешь».Учитель: Думаю, вам теперь несложно ответить на вопрос «Почему зима – время сказок?». Обсудите это в группах.Ответы групп.Учитель: Какие вы умницы, как умеете хорошо рассуждать, фантазировать! Сейчас мы сочиним стихи о зиме, пусть это будет «Лирический снегопад».Ознакомьтесь со строчками стихотворения на карточках-снежинках и подберите рифму.Дети работают над стихами.1. Сыплет с неба белый пушок, И скрипит под ногами (что?), Санки быстрые с горки (что делают?), Елки в (каком?) наряде стоят. 2. Снова правит хозяйка-зима, Серебром посыпает (что?),Крыши, улицы, лес и нас всехПод ребячий (какой?) смех.3. К нам опять пришла (что?),Птицам голод принесла.Птиц в обиду не дадим,Мы (что?) смастерим.4. На березки, на осинкиЛетят (какие?) снежинки!Снеговик поет и пляшетИ платочком белым (что делает?).Учитель: Я думаю, что мы сможем внести стихи в наш фильм «Зимняя сказка».РефлексияУчитель: Вернемся к учебным задачам, которые  ставили в начале занятия.Какие учебные задачи ставили? Посмотрите, какой фильм у нас с вами получился. Почему зима – это время науки?Почему зима – это время сказок?Зима всегда, и в старину, и сейчас, – хорошее время для учебы и чтения сказок.Оценивание. Анализ работы в группах.Прим. ред. Презентация к занятию опубликована на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/874.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте