Пушкинские строчки прекрасно дополняли вид из автобуса: снега, леса, монастырь… В кармане шуршала программа трехдневного семинара, но настроение было праздным. Автобус спал, слушал музыку, смотрел фильмы, читал… «Читать хочу; глаза над буквами скользят, // А мысли далеко… // Я книгу закрываю».
Ничто не предвещало сумасшедшей жизни, наполненной тренингами, семинарами, мастер-классами, активной рефлексией, интерактивными диалогами, песнями под гитару далеко за полночь и… грустного отъезда. Ощущение начала, рождения чего-то нового, наверное, главное в атмосфере прошедшего зимнего семинара.Конкурс впервые объединил учителей-предметников, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, педагогов вуза и собрал всех участников городского этапа под одной крышей с символическим названием «Команда».Организаторам удалось главное – они сплотили и подружили за короткий срок 185 человек. Удачным оказалось в первый же день разделение всех на рабочие группы, в которых перемешались участники конкурса из разных номинаций. Представляя разные грани педагогической деятельности, мы все переживаем схожие трудности, сокрушаемся над общими промахами, стремимся к единым результатам. Участие в жизни семинара первого заместителя руководителя Департамента образования В.Каганова и ректора РУДН В.Филиппова только усилило это впечатление. Человеческое лицо власти, понимание и осознание, что люди, руководящие в том числе и тобой, тоже подвержены сомнениям, не оперируют заранее готовыми ответами, очень важно для педагога. Конечно, зрелище захватывающее, когда волнующиеся, пробующие себя в роли представителей СМИ на пресс-конференции педагоги задают вопросы, многие их которых небезразличны и тебе.Но если под вечер в печальное селенье (…)Приедет издали в кибитке иль возкеНежданная семья…Как оживляется глухая сторона!Как жизнь, о, боже мой, становится полна!Сначала косвенно-внимательные взоры,Потом слов несколько, потом и разговоры…Самым насыщенным стал второй день пребывания на Истре. Меняющийся на глазах план семинара, заточенный исключительно под ожидания, профессиональные устремления конкурсантов, вкупе с мобильностью организаторов. 7 февраля был прожит под девизом «Даешь мастер-класс!».Впечатления от увиденного улеглись недавно. 9 февраля я в разных вариациях пересказывала, частично показывала, попутно анализировала мастер-классы абсолютных победителей Всероссийского конкурса «Учитель года» М.Случа и М.Стародубцева, выступление которого в силу образного восприятия мира мне оказалось ближе. Зал хором читал отрывок из «Илиады» Гомера, пел и, ритмично отбивая такт, погружался в нирвану. За 25 минут Стародубцев, располагая восемью строчками из «Илиады», семью нотами и несколькими добровольцами для танцевальных вариаций на сцене, воссоздал атмосферу древнегреческого театра в момент представления трагедии. В такие минуты кажется, что профессия учителя сродни волшебству. Объединенные общей духовной нотой в мастер-классе Стародубцева, воодушевленные успехом (освоили метод реконструкции!), участники семинара рьяно взялись за математические задачи М.Случа – любая казалась по плечу. Тем более никак не ожидали подвоха со стороны своего же коллеги – начали с простейшего умножения, а увлекшись, не заметили, как решили задачу уровня первых курсов мехмата. Как тут не вспомнить А.С.Пушкина и его слова о том, «гений с одного взгляда открывает истину». Педагогический талант наших гостей заключается именно в этом умении сверхъестественного видения простого в сложном, удивительного в обыденном, нового в давно пройденном и усвоенном.В последний день перед самым отъездом А.Лукутин, один из организаторов семинара, собрал конкурсантов в номинации «Учитель года». Запомнилась одна фраза, теперь, по прошествии нескольких дней, воспринимаемая как некая квинтэссенция трех прожитых на Истре дней: «Понять, что такое школа, можно, только окончив ее».Наверное, это был не просто семинар, это была своеобразная школа жизни в zip-формате. Поживем – увидим. Время летит быстро.Светлана БОЛЬШАКОВА, учитель русского языка и литературы школы №494
Комментарии