Экономика в российских школах предмет не то чтобы совсем новый, но уж слишком часто обновляющийся. Причем каждые два-три года меняются не только содержание курса, но и базовый государственный подход к его преподаванию. Еще вчера учителя должны были сначала вырастить из ребенка предпринимателя, сегодня – в первую очередь законопослушного налогоплательщика, а завтра…
Методические разработки по экономике, присланные на конкурс “Сто друзей”, едва ли позволят прогнозировать развитие единой государственной концепции по этому предмету. Да и людей, попытавших счастья в этой предметной области, в уходящем году оказалось не так уж много. Семь человек.
Ирина ГОНЧАРОВА из Владимирской области (школа N7,
г. Кольчугино) отдает явное предпочтение информационным технологиям. При этом она не скрывает ни своей основной специальности, учитель информатики, ни сотрудничества со своим коллегой-географом. В результате экономика на ее уроке “Проблемы золотодобывающей промышленности: мир и Россия” рождается где-то на стыке географии и математической статистики. Разработка самого урока, основанного на изучении и статистическом анализе материалов первого международного симпозиума “Золото Сибири” (1999), настолько фундаментальна, что напоминает скорее хорошую студенческую курсовую. Но для массового тиражирования ее все же не порекомендуешь.
Социально-бытовой подход к экзотике демонстрирует Светлана ПИЧУГИНА из Московской области (Щелковский район, д. Огуднево). Светлана – учитель начальных классов. Поэтому ее урок “Открытие ресторана Фукса”, выполненный в сугубо бытовом ключе (дети готовят еду, сервируют столы, принимают посетителей, проводят праздник), не только помогает младшим школьникам освоить в игровой форме основные экономические понятия, но и лишний раз приобщает их к труду. Труд – основа всякой реальной экономики. Воспитанники Макаренко, правда, исходя из этого утверждения, не трактиры организовывали, а старались наладить производство муки или фотоаппаратов. Потом были эксперименты на пришкольных участках в 60-е годы. Получается, и предмета особого вводить не надо.
Как бы не так, возражает (разумеется, не впрямую) Светлана НОСОВА из Красноярского края (Ермаковский район, п. Ойский). А “Спрос на рынке рабочей силы” вы тоже на приусадебном участке изучать будете? Урок, посвященный этой проблеме, сибирская учительница разработала в форме деловой игры, в основу которой положен классический научно-теоретический (я бы даже сказал, академичный) подход к экономике. В рамках ее сказочного царства действуют те же железные законы экономической теории, что и в современных вузовских учебниках.
Казалось бы, все подходы перебрали. Но нет, Г.И. ЖИТКОВСКАЯ из Калининградской области (школа N 15, г. Балтийск) напоминает нам еще об одном, правовом. “Принципы и методы налогообложения” вообще-то не относятся непосредственно к “экономике”. Скорее это элемент государственной политики, затрагивающей, впрочем, карманы такого количества людей, что было бы странно не обращать на нее внимания. Заполнять налоговые декларации в конце концов придется всем. Так есть ли разница, на каком уроке изучать этот неприятный процесс? Надо только помнить, что в этом случае другим методикам преподавания придется потесниться.
Иван ЛОПАТИН
Комментарии