search
main
0

Зигзаги истории. Отделять истину от лжи, достоверное от сомнительного

Идет Год российской истории. Отмечаются такие важные исторические даты: 1150-летие зарождения российской государственности, 200 лет победы в Отечественной войне 1812 года и, конечно, 150-летие великого российского реформатора Петра Столыпина. В последние годы многое изменилось в подходах к отдельным историческим событиям.

В связи с этим возникает очень важный вопрос: отвечает ли современное историческое образование в России сегодняшним вызовам? Об этом шел разговор на круглом столе, который вела председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. На встречу были приглашены преподаватели истории, представители науки и культуры, авторы учебников по истории и обществознанию.Тон разговору задала Валентина Ивановна. В своем вступительном слове она особо подчеркнула, что история в России всегда была, есть и будет источником нашего самосознания. От того, какой она станет в представлении молодых людей, зависят во многом и их поступки. Важно, чтобы она была правдива. История поможет нам знать, кто мы такие, куда и зачем идем.К сожалению, и сегодня история как школьный предмет оказалась на втором плане. Требуются конкретные действия, чтобы изменить ситуацию. Нужно вспомнить о традициях преподавания этой дисциплины, какие были в дореволюционной и советской школе. Сегодня у нас наблюдается дефицит духовности, патриотизма, и именно в решении этой задачи история – ничем не заменимый предмет.Что собой представляют нынешние учебники истории? Нередко отличаются спорным содержанием и прямым искажением фактов. А ведь для историков должно быть свято пожелание: отделять истину от лжи, достоверное от сомнительного. Были попытки фальсификации исторических событий. Часто авторы сообщают много фактов и предлагают ученикам самим найти ответы на сложные вопросы. В результате у детей складывается мнение, что история – наука приблизительная, потому что в ней нет четких ответов.После 1991 года было выпущено несколько сот школьных учебников. Сегодня их около 150, из них 103 рекомендованы Министерством образования и науки РФ. Но во многих повторяются те же ошибки, что и в начале 90-х. Особенно важно дать правильные научно обоснованные оценки Октябрьской революции и Гражданской войне, советского периода в целом, национальной политике царского и советского периодов, начала Великой Отечественной войны. Было отмечено, что издаются учебники, которые не прошли серьезной научной экспертизы.К тому же одни учителя согласно своим взглядам и в соответствии с выбранными ими учебниками трактуют Октябрьскую революцию как октябрьский переворот, другие, исповедуя полярно противоположные взгляды, утверждают, что в октябре 1917 года свершилась Великая Октябрьская революция, которая принесла народу полную свободу и счастливую жизнь. Именно о приведении содержания учебников к объективной, научно выверенной оценке событий и говорили участники круглого стола, чтобы история стала основой политических, культурных и нравственных ценностей, чтобы требования к учебникам были едиными, но при этом необходимо сохранить их вариативность.Заслуженный деятель искусств РФ, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров заметил, что в учебниках прививают одни ценности, а в некоторых семьях другие. Здесь многое зависит от учебника и от учителя, который остается главной фигурой в образовании. И от мировоззрения родителей. Такие разногласия в оценке исторических событий разрушают психику ребенка, наносят ему колоссальный ущерб. Мы должны ощущать, в каком веке сегодня работает школа и для какого века она готовит детей. Именно об этом говорил директор лицея №1535, заслуженный работник образования Михаил Мокринский. Школа призвана учить, как должно быть, а на деле транслирует другие ценности. Учителя продолжают учить по старинке. Уроки проводят в виде лекций. Поэтому ребята не умеют спорить, доказывать свое мнение. И завтра они смогут только повторить точку зрения учителя, потому что своей у них нет. А вот мнение преподавателя истории гимназии №1567 председателя «Объединения преподавателей истории» Тамары Эйдельман. Она считает, что знания истории могут остаться мертвым грузом, если ученик не будет понимать, для чего они нужны ему. Детям нужно объяснить, что не всякая информация полезна.Были высказаны суждения о том, что наши учебники слишком перегружены историей западных стран, что эту часть следует сократить и вместо этого больше материала давать о России.Директор историко-архивного института РГГУ, доктор исторических наук Александр Безбородов отметил, что историческое образование – задача государственной важности. Наши дети живут в быстро меняющемся мире, в условиях многопартийности и политической борьбы. К сожалению, в телепередачах на исторические темы часто смещаются акценты, факты подаются искаженными. Нужно чаще ссылаться на документы. Только они помогут отделить правду от мифов.Немалую роль кроме документов в воспитании исторического сознания играют музеи. Именно этому вопросу посвятил свое выступление директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин. Он назвал музеи хранителями исторической памяти. Алексей Константинович посетовал на то, что в их уставе нет воспитательной функции.Директор гимназии №278 Санкт-Петербурга Валентина Шутова рассказала о своем школьном музее, которому вот уже 30 лет. Ребята ведут экскурсии не только на русском, но и на немецком, английском языках, участвуют в международных конференциях.Виктора Голованова, доктора педагогических наук, профессора кафедры теории и методики воспитательной работы МГГУ имени А.А.Шолохова волнует сегодняшнее состояние дополнительного образования, ведь именно оно вносит значительный вклад в культурное и гражданское воспитание школьников, влияет на их социализацию. Виктор Петрович предложил создать музей истории парламентаризма в России, провести парламентские слушания по развитию стратегии образования до 2020 года.Было предложено уроки обществознания, граждановедения в средних классах отдать учителям истории. Против такой замены очень эмоционально и вместе с тем аргументированно возразила Ирина Долинина, руководитель Пермского отделения ассоциации «За гражданское образование», доктор педагогических наук, профессор Пермского государственного университета. Она сказала, что за 20 лет такие предметы, как «Граждановедение», «Обществознание», помогли состояться огромному количеству детей, в том числе и ее сыну. Они выросли активными, деятельными гражданами, нашли себя в жизни. Развивать это направление в образовании помогала и помогает «Учительская газета» и ее ассоциация «За гражданское образование».Завершая обсуждение, Зинаида Драгункина, председатель Комитета по науке, образованию, культуре и информационной политике Совета Федерации сказала, что сегодняшняя встреча – это только начало большого разговора о преподавании истории и воспитании гражданина.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте