search
main
0

Зигзаг судьбы,. или Математик с душой мечтателя и поэта

Если человек побеждает в трудной конкурентной борьбе, то это не просто так: в какой-то момент вдруг все жизненные парадоксы, зигзаги, перпендикуляры и параллели судьбы сливаются в некую единую линию, которая и возносит к победе, показывая, что все в жизни было не просто так, что все взаимосвязано, сплетено и обусловлено.

Мечты и реальностьС виду учитель года России-2010 москвич Михаил Случ благонравен и до удивления скромен. Робкая улыбка, кроткий взгляд из-за круглых очков. Даже начинаешь удивляться, как он работает в классе с сорванцами, общается с подчиненными – словом, проявляет те самые волю и силу, которые столь необходимы учителю и управленцу. Но для того чтобы понять, какой характер скрывается за этой скромностью, нужно подвести Михаила к разговору на одну из важных для него тем. Журналисты увидели, как преобразился Случ в фойе Кремлевского дворца, когда ему стали задавать вопросы. Только что был тихий учитель, за которым нес портфель сын-семиклассник Антон и едва успевала красавица-жена – учительница музыки и МХК Галина (в этой компании отсутствовал только студент педвуза – старший сын Григорий), но после первого же вопроса возник уверенный в себе человек, который чувствовал ответственность за себя и своих коллег, стальная нота звучала в голосе, а отношение к профессии было сплавом компетентности, опыта, знаний. Есть в таком определении нечто символическое, ведь в профессию Михаил Случ пришел, окончив факультет инженерной кибернетики Московского института стали и сплавов. И тут самое время начать рассказ об удивительных траекториях его судьбы, в которой мечты и реальные события переплетались самым причудливым образом.Миша Случ не мечтал быть педагогом, это был его осознанный выбор уже в зрелые годы; сколько он себя помнит, столько мечтал быть математиком. На выпускном экзамене одиннадцатиклассник и ученик математического класса знаменитой в столице 57-й школы, не понимавший и не любивший литературу Михаил Случ, выбрав тему по Маяковскому, так как цитаты у поэта были длинными и можно было за счет этого достичь нужного объема письменной работы, получил тройку. Кто бы мог подумать, что уже в сугубо техническом вузе у него вдруг возникнет особое чувство к поэзии и в какой-то момент он начнет переводить стихи немецких поэтов XX века Пауля Целана, Розы Ауслендер, что у него появятся даже литературные проекты – например, перевод книги француза Жака Люссерана, профессора литературы, участника французского Сопротивления, узника Бухенвальда, который виртуозно описал жизнь слепого человека. Еще интереснее, как в успешном программисте-бизнесмене, зарабатывавшем немалые деньги, позже вдруг проснулся актер и режиссер, и в свободное время он стал ставить с детьми спектакли на религиозные темы (например, Рождество): сначала в квартире, потом в домах культуры, а позже уже в школьной жизни играть разные характерные роли – от лорда Браунлоу в «Оливере Твисте» до Деда Мороза и какого-нибудь персонажа из произведений Шолом-Алейхема.У математиков и компьютерщиков работа специфическая, можно сказать, сугубо индивидуальная, на масштабную аудиторию они выходят разве что в сетях виртуального пространства, а Михаил, видимо, почувствовал острую потребность в реальном человеческом общении с людьми, поэтому возникли театр, режиссура, и это было неким шагом навстречу учительской профессии, хотя произошла эта встреча далеко не сразу. Просто в какой-то момент Михаил, по его собственному признанию, вдруг решил заниматься тем, что ему нравится. Взрослый, женатый человек, зарабатывающий солидные по тем (и по нашим тоже) временам деньги в отраслевом институте, бросает работу программиста и в сложном, бедном, голодном 1992 году приходит учителем начальных классов в авторскую школу Пинского, известную как Вальдорфская. Можно себе представить на секундочку, что знакомые отнеслись к этому как к некой блажи, но для Михаила это был очень серьезный и обдуманный выбор. Кстати, о совпадениях – в старом здании школы учились Андрей Вознесенский, Александр Мень, Андрей Тарковский. Неформатный  учительИтак, взрослый состоятельный человек, не имеющий педагогического образования, математик и поэт-переводчик появляется в классе у семилетних детей и начинает с ними работать. Проблем, на удивление для коллег, было меньше, чем могло быть, но один урок он от них получил на всю жизнь. Рост у Михаила под два метра, первоклашки ему до колена, такое соотношение могло ребенка напугать, вот коллега и посоветовала ему держаться от малышей на некотором отдалении, а он сделал из этого свой вывод: учитель не должен нависать над ребенком, давить на его не только ростом, но и авторитетом. С тем первым классом он пройдет до выпуска, эти дети станут ему самыми дорогими и любимыми, ведь с ними он в переносном смысле рос в профессии.Михаил Случ изначально был, если можно так сказать, неформатным учителем. Ему нужны были нестандартные рамки школы, и счастливым оказался тот жизненный зигзаг, что привел его в школу к Пинскому. Для тех, кто не знает или забыл: школа №1060 работает по вальдорфской педагогике, возникшей в Германии в начале XX века, ее основной принцип – создание всех возможных условий для развития ребенка в собственном темпе, создание гармоничной личности. Здесь все дети играют на скрипке, флейте или виолончели, ставят спектакли в школьном театре, сами шьют сценические костюмы, на уроках технологии дети занимаются рукоделием и столярничают, много внимания тут уделяют развитию среды. В этом смысле школа стала первопроходцем: это сегодня в связи с внедрением новых образовательных стандартов так усердно апеллируют к созданию образовательной среды, а в 1060-й о роли среды говорили с самого начала существования школы. Когда несколько лет назад в Москве начался конкурс «Строим школу будущего», школа Случа предложила инновационный модуль именно по теме школьной среды. Понятно, что сегодня по очень многим причинам невозможно сразу в полной мере реализовать все идеи, которые, по мнению педагогов 1060-й, необходимы в школе будущего. Но предлагать и применять новые образовательные методики, вести активную учебу в наглядной и деятельностной среде, разрабатывать новые стандарты условий обучения никто не запрещает. Тем более что в этой школе есть коллектив опытных педагогов и специалистов, способных разрабатывать и реализовывать программы развития, осуществлять проектирование и мониторинг инновационной деятельности. Только два примера: заместитель директора Сергей Ловягин успел выступить идеологом создания обучающей среды не только в своей школе, но и у коллег в 2030-й, где в коридорах и холлах в свободном доступе для учеников установлены самые разные приборы; учитель музыки Михаил Стародубцев со своей системой обучения стал в позапрошлом году учителем года России. (Два Михаила – два победителя в одной школе!) Теперь в школе есть мастерская научных приборов для начальной школы, прекрасно оснащенные кабинеты материальных технологий (художественная обработка тканей, столярная мастерская, металлообработка, резьба по камню, переносная кузница), информационных технологий, изобразительного искусства и мастерская керамики, оборудованная гончарными кругами и большой муфельной печью; три кабинета музыки, укомплектованные разнообразными музыкальными инструментами, обеспечивающие работу школьного музыкального театра, оркестров и хора; два кабинета художественного движения и актовый зал, оборудованный большой сценой, звуковой и осветительной аппаратурой для проведения фестивалей и праздников, созданы музеи «Предметы интерьера», «Школьный двор», «Красивая школа», «Музыкальный театр», музей увлекательной науки «Феномен», широко известный в Москве и выставляющий экспонаты, сделанные руками учащихся в рамках проектной и исследовательской деятельности, на международных и российских выставках. Несомненное достижение школы – мегапроект «Музей увлекательной науки», в котором учащиеся самостоятельно разрабатывают и конструируют интерактивные научные экспонаты и приборы для изучения физики, химии, биологии и технологии.Математика – предмет универсальныйКогда «УГ-Москва» писала о проекте и модуле школы №1060, педагоги настаивали, чтобы много было сказано о роли и работе Случа. Тогда я решила – из подхалимажа, только потом выяснилась удивительная подробность. Дело в том, что директор школы Михаил Случ на самом деле больше всего ощущает себя учителем, а потому ему весьма комфортно в среде коллег и единомышленников, он получает искреннюю радость от того, что работает в команде людей, любящих свое дело. Он работает с ними наравне, хотя и чуть впереди. Но не только потому, что и пост обязывает, просто он считает, что его предмет – математика – универсален, ибо дает ключ к изучению всех остальных предметов. Кстати, на конкурсе «Учитель года-2010» Михаил говорил так: математика может восприниматься как математика, а может восприниматься как некоторая, в хорошем смысле слова, гуманитарная дисциплина, например, как язык, который помогает людям говорить и понимать друг друга. Этим в том числе и занимается Случ на своих уроках, где, кстати, в перерывах читает детям литературные произведения, которые могут пробудить в них чувства (скажем, «Дневник Анны Франк»). И это на уроках математики! Вы что-нибудь понимаете? Нет? А дети, представьте себе, понимают и относятся к этой строгой науке в школе, до краев наполненной разными гуманитарными предметами и занятиями, с подобающим уважением и интересом. А как иначе, ведь Случ считает своей задачей в совершенно разных учениках, в неотобранном, в нематематическом классе вызвать не то что любовь, но уж точно приязнь к математике, помочь ее понять. Стоп-стоп, так что, Случ успешно доказывает, что, не имея педагогического образования, можно стать суперуспешным учителем? Честно говоря, он и сегодня разделяет позицию, что учитель может иметь и непедагогическое образование. Разделять-то разделяет, но сам высшее педагогическое все же получил в Центре изучения образовательной политики Московской высшей школы социальных и экономических наук и имеет квалификацию по специальности «менеджмент в социальной сфере (в сфере образования)». Обращаю внимание: он стал менеджером, значит, все же не только учителем себя ощущает, значит, управленческие знания считает необходимыми. И это сущая правда. Иначе зачем ему потребовалось несколько лет назад стать координатором проекта, проводимого Национальным фондом подготовки кадров, победители которого должны были заявить о своей экономической модели при оказании образовательных услуг. Еще один зигзаг: только в этом году государство выдало 83-й закон, по сути, подталкивающий школы к современной модели, предполагающей как раз зарабатывание средств, а Случ еще несколько лет назад такую тему разрабатывал и стремился вовлечь в эту деятельность коллег не только из Москвы, но и из разных регионов. Дело в том, что разрешенное Законом «Об образовании» зарабатывание денег происходило не слишком успешно, ведь любой директор школы обладает педагогическими знаниями и способностями, но не умеет заниматься бизнесом, да подчас и думать не может о том, чтобы продавать образовательные услуги. А денег образованию не хватает, поэтому так важен был опыт тех, кто зарабатывать научился. Вот Михаил и способствовал тому, чтобы другие директора могли этим опытом воспользоваться, чтобы были опубликованы реальные истории успешного привлечения внебюджетных средств. Такие важные вехи пути: педагогика, менеджмент, экономика. В этой цепи не хватает только законотворчества. Как оказалось, до недавнего времени. Встретился учитель года России-2010 Михаил Случ с Президентом РФ Дмитрием Медведевым и сказал прежде всего о законопроекте «Об образовании в РФ»: дескать, закон-то важный, нельзя его принимать наспех, без широкого обсуждения. «Насколько я смог в нем разобраться, – сказал Михаил Ильич, – этот документ, по сути, состоит из двух разнородных текстов: из статей прошлого закона, который принят в начале 1990-х, и различных дополнений в него, которых накопилось очень много. Подзаконные акты, типовые положения перемешаны. Получился такой многостраничный гетерогенный, то есть разнородный, документ». Президент учителя выслушал и дал поручение министру Фурсенко провести общественные слушания. Вполне возможно, что обсуждать и вносить предложения будет и Михаил Случ, ведь он теперь имеет на то право – учитель года России, лучший. Хотя он тут же поправляет: не лучший, а выигравший, решивший на определенном этапе одну из сложных задач. И это естественная оценка для математика. Без всяких зигзагов с претензией на исключительность.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте