search
main
0

Зигзаг – к удаче. У молодого руководителя есть преимущество – незашоренный взгляд

Сегодняшний гость нашей рубрики Дмитрий СОКОЛОВ, директор Горбатовской средней школы, всего несколько лет назад сам интервьюировал своих земляков. По окончании филфака Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского он работал в газете в качестве журналиста и ответственного секретаря. Сегодня я прошу Дмитрия Соколова рассказать читателям «УГ» о своем опыте руководителя.

– Дмитрий Станиславович, а как журналисты становятся директорами?- Случилось так, что в Горбатовской школе не оказалось преподавателя английского языка. Школа отдаленная, городок маленький, молодых специалистов на тот момент не находилось. Мне предложили попробовать себя на учительском поприще. В университете я занимался на лингвистической кафедре и прошел спецкурс по английскому языку. Почти шесть лет вел английский в Павловском филиале Нижегородского гуманитарного вуза, поэтому роль учителя для меня не была совсем чуждой. Я довольно быстро нашел общий язык с учениками и коллегами. А потом директор школы Людмила Борисовна Тямгаева, уходя на пенсию, предложила мне поучаствовать в конкурсе на замещение должности руководителя. – И вас снова привлекла новизна задач?- И да и нет. Дело в том, что о директорской работе я имел некоторое представление и раньше. Моя мама Марина Николаевна – ветеран педагогического труда, много лет она была директором павловской средней школы №7. От нее я знаю, как нелегка директорская ноша. Но именно мама вселила в меня уверенность, что стоит обязательно попробовать. Она считала, что если конкурс завершится в мою пользу, то с директорством я справлюсь. Тем более, по ее мнению, у меня с детства организаторские способности, я был активистом и в школе, и в университете. Сейчас она постоянно интересуется моими делами. И не потому, что соскучилась по работе. Она, хоть и давно на пенсии, продолжает преподавать и руководит ветеранской организацией учителей Павловского района.- И вот конкурс завершился в вашу пользу. Легко ли было привыкать к новым руководящим обязанностям?- Очень нелегко. Я знал, что на директоре лежит огромный груз ответственности, но одно дело смотреть на это со стороны, и совсем другое – оказаться в кресле руководителя. Приходится знать все – от вопросов посещаемости до управления закупками, следить за работой котельной, беспокоиться о ремонте школьного автобуса. Автобус школе дали семь лет назад, многие блоки и запчасти выходят из строя. Хорошо, что водитель у нас мастер на все руки… Текущие вопросы поднимаются ежедневно, и решать их надо срочно.В прошлом году, только успел привыкнуть к работе в новой должности, в начале второй четверти к нам прибыли с министерской проверкой специалисты из Управления по контролю и надзору. Это плановая проверка на соответствие законодательству. Вот это была хорошая школа! Всего нескольких часов хватило проверяющей, специалисту высокого класса, чтобы досконально разобраться во всех вопросах.  Естественно, что были обнаружены некоторые недостатки, но их удалось исправить до завершения проверки. Все закончилось благополучно, но эти моменты заставили мобилизоваться и меня, и весь коллектив. Сейчас готовимся к аккредитации школы.Пришлось досконально изучить новый Закон «Об образовании в РФ», федеральные государственные образовательные стандарты и т. д. Нормативки много, велик объем новых документов, которые приходится изучать буквально под лупой, консультироваться с управлением образования, со специалистами Высшей школы экономики. Кстати, то, что я не был детально знаком со старым законом, мне даже помогает: глаза не зашорены прежними установками.- В вашем коллективе, наверное, все старше вас?- Костяк коллектива сложился давно, но есть и преподаватели, которые пришли по программе поддержки молодых специалистов. Есть среди них и местные, горбатовские, есть и приезжие. В Горбатове очень красивые места, не случайно их облюбовал Никита Михалков для съемок своих фильмов и приобрел несколько гектаров земли на берегах Оки. В общем, те, кто приехал к нам по программе, не жалеют, и мы полностью обеспечены кадрами.- А отдача от молодых хорошая?- Они по возрасту подходят к этой категории, но большинство уже имеют педстаж и опыт работы с детьми. Елена Александровна Лукошина, преподаватель английского языка, работала в павловской школе №11, имеет первую категорию, ее ценили дети и родители. Но семья не имела жилья, снимала квартиру. Теперь живут в своем доме, муж ездит на работу в соседний городок, это недалеко. Согласитесь, что иметь в 20 с небольшим свое жилье и автомобиль очень даже неплохо. Всего по этой программе начиная с 2006 года пришли четверо учителей, все работают с полной отдачей, инициативой. И что радует – с высокой ответственностью.- И все же вернусь к началу своего вопроса: вы, молодой, не нюхавший пороха, приходите в коллектив, где многие старше и опытнее. Как добиться уважения?- На мой взгляд, нужно просто работать. Есть работа – есть результат, есть уважение. Если нет утром дел в управлении или других инстанциях, значит, приехать в школу мне нужно минут за 25 до первого звонка, чтобы встретить учеников и коллег. Если у меня урок, значит, со звонком его начинаю. Если нужно вести электронный журнал, веду его регулярно. Многое можно перечислить, но суть в том, что если ты начинаешь требовать работу от подчиненных, сам должен быть ориентиром. И конечно, важно заметить чей-то успех, ободрить, похвалить. Нам всем нравится, когда нас хвалят! Это неплохая поддержка, по крайней мере для меня.И второй момент, который важен, – не умничать и не казаться важнее, чем ты есть. Основа школы – учителя и дети. И каждый из них, в том числе и ребенок, может меня чему-то научить. Не стесняйтесь учиться, задавать вопросы, и тогда ваша компетентность будет расти, и вместе будет расти уважение, поскольку люди увидят, что ты лидер, директор, но без их поддержки особых успехов в школе не добиться.- Не было ли у вас открытых конфликтов и скрытого противостояния?- Открытых конфликтов нет и не было. Насчет скрытого противостояния… На то оно и скрытое, чтобы я его не заметил. Однако признаков такового – саботажа, излишней закрытости учителей и прочего – нет. Есть рабочие вопросы, как и в любом учреждении. Есть люди со своим мнением, педагоги – вообще специалисты с особым укладом. Разумеется, дискутируем, есть моменты спорные, но я всегда стремлюсь, чтобы любой спор был разрешен в интересах школы. Можно и самому где-то отступить, если очевидно, что другая сторона апеллирует к более выигрышным аргументам.- Первые трудности вы преодолели, теперь с приобретенным опытом, видимо, будет легче?- Сомневаюсь. У нас ведь не то, так другое. Да и от волокиты с отчетностью, похоже, долго не избавимся. Учителя часто шутят: прежде мы в свободную минутку спешили к детям, теперь – к компьютеру. А сколько новых документов поступает! Если директор не изучит их досконально, жди неприятностей. Я и учителей стараюсь регулярно информировать о них, потому что многие вещи в свете нынешних требований и установок для них просто непонятны, и моя работа – разъяснить. Кстати, и родителей тоже знакомлю с новшествами, рассказываю им о финансовых делах, о бюджете и новшествах в законодательстве. Это предотвращает многие вопросы и недоумения.Очень полезными для меня были курсы, организованные для директоров школ Нижегородским институтом развития образования. Не только лекции и занятия в институте, обогащает даже общение с коллегами, обмен опытом. Как бурно обсуждали мы пресловутый №44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок, который практически на полгода до момента принятия поправок связал нас по рукам и ногам! Приходится всегда учиться: то у коллег-директоров, то у своих же учителей. Я не стесняюсь сказать, что чего-то пока не знаю. В школе есть опытные учителя, их мнением дорожу, как, впрочем, и любыми умными советами.Конечно, помогает «Учительская газета», особенно рубрика «Директорский клуб». Понравился рассказ молодого директора года-2013, у которого были те же проблемы, что и у меня. Его опыт очень помог разобраться, что к чему. Нелишней для себя считаю учебу в Муромском филиале Владимирского государственного университета по специальности «менеджмент». Всего год проучился, но как много это мне дало. Бухгалтерский учет, финансы и кредит – это очень интересно и, главное, полезно для любого руководителя.- А с журналистикой, Дмитрий Станиславович, покончено навсегда?- Нет, конечно. У школы есть свой сайт. Сам веду блог в Дневнике.РУ. Слежу за выпусками школьной газеты, помогаю юным корреспондентам. А доклады, отчеты, выступления перед коллегами, родителями? Всюду нужны журналистские навыки. Опыт работы в районной газете и других СМИ научил меня общению с любой категорией населения. Без этого опыта работать директором было бы намного сложнее.Нижегородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте