Уж, казалось бы, все привычно, отработано до деталей, мало кто не знает, как завершается конкурс «Учитель года Москвы» в Центре дополнительного профессионального образования в Паведниках. Но всякий раз Большое жюри конкурса преподносит столице сюрприз. Так было и на этот раз.
В пятницу, 28 марта, началась весна, снег таял под ласковыми лучами солнца, это даже хорошо, что этот день был завершающим, иначе, наверное, не было бы никакой возможности удержать конкурсантов в актовом зале центра.
В этот день, как и полагается тем, кого ждет «конкурсный дембель», участникам разрешили спать подольше. Но их испытания еще далеко не закончились. Это тоже вошло в традицию: чтобы гении педагогики не расслаблялись и не «звездили», председатель Большого жюри Галина Китайгородская устраивает большую разборку, причем с глазу на глаз с конкурсантами, чтобы никто не был свидетелем того, какие жесткие, но справедливые оценки она даст каждому из них и в целом всем вместе. Это очень трудно сделать так, как делает Галина Александровна. Все 33 чувствуют себя победителями, начиная с окружного тура конкурса «Учитель года Москвы», им все время говорят об этом в Паведниках, а тут Китайгородская, как незабвенный Владимир Ильич Ульянов-Ленин, вдруг говорит о том, что надо «учиться, учиться и еще раз учиться». Вообще это очень правильно, потому что кому многое дано, с того много и спросится, теперь, после конкурса, на каждого учителя, отмеченного как победителя, будут смотреть оценивающе, пристрастно, а оценки – те будут ох какие строгие. Вот тут и нельзя почивать на лаврах, останавливаться, любоваться собой. Так что делает мудрая Китайгородская все правильно, не случайно после встречи с ней все конкурсанты традиционно говорят о том, что обязательно будут посещать занятия в Центре педагогического мастерства.
Но постепенно время подходит к трем часам дня, уже приехали и заняли места в актовом зале руководители окружных научно-методических центров, заместители начальников окружных управлений образования, заметно волнение руководителя Центра педагогических конкурсов и управления МИОО Любови Савинковой, начальника управления государственной службы и кадров Департамента образования Софьи Пипман и главного специалиста этого управления Татьяны Фетисовой, членов Большого жюри, а уж о конкурсантах и говорить нечего. Всех гипнотизирует золотой приз конкурса: две руки, держащие нежный зеленый росточек. Спокойны только члены координационно-экспертного совета – победители конкурса прошлых лет. А чего им, спрашивается, волноваться, у них вся церемония под контролем – сами писали сценарий, сами режиссировали, да и вести ее будут тоже сами.
Итак, на сцене ведущие – Андрей Лукутин и Ольга Чугаева. Чуть позже эстафету у них примут Андрей Романов и Дмитрий Бесполов, и зал долго не сможет прийти в себя от полного юмора репортажа о пяти конкурсных днях, а потом зачарованно примет подарок КЭСа – поэтическое посвящение участницам конкурса, когда на экране один за другим прекрасные художественные лики будут сменять друг друга. Но смех смехом, очарование очарованием, а объявлять победителей в номинациях придется, на сцену выходит председатель Большого жюри Галина Китайгородская, и вот тут зал замирает в предвкушении сюрприза. А он действительно сюрприз: Большое жюри решило отметить не пять, как обычно, а целых десять конкурсантов. Что могло сделать жюри, если очень часто рейтинг и количество баллов у нескольких педагогов одинаковы? Оставалось только одно – быть справедливым. Отвечать за принятое решение и назвать их имена должны члены Большого жюри.
Первой вскрывала конверт народный учитель, директор школы №368 Алла Кухтинская: в номинации «Вдохновение и артистизм» победителями стали учитель физики гимназии №1514 Юрий Бобринев и учитель информатики школы №1274 Алексей Клыков.
Следующим на сцену поднялся заслуженный учитель России, директор школы №109 Евгений Ямбург: из его рук дипломы получили лауреаты номинации «Учитель-исследователь» – учитель истории и обществознания школы №171 Антон Алексеев и учитель русского языка и литературы гимназии №1541 Елена Иванова.
Строгий судья – проректор Высшей школы экономики профессор Лев Любимов, вскрывая конверт с заветными именами лауреатов в номинации «Интеллект и эрудиция», вдруг забеспокоился: не обидеть бы кого. И не обидел: лауреатами в этой номинации стали учитель истории и обществознания школы №1542 Владимир Кружалов и учитель математики лицея №1581 Сергей Буфеев.
Учитель года России-1997, директор Центра образования №293 Александр Глозман, вскрывая конверт, вероятно, в который раз вспомнил, как когда-то кто-то из тогдашнего Большого жюри объявил его имя, подводя итоги очередного городского профессионального педагогического конкурса. А сам Александр Евгеньевич вручил дипломы за победу в номинации «Традиции и современность» нынешним лауреатам – учителю биологии гимназии №1508 Милане Арзуманян и учителю истории и обществознания школы №1297 Александру Ушакову.
Профессор Московского городского педагогического университета Александр Савенков волновался очень сильно, ведь в своих презентациях конкурсанты частенько ссылались на его научные и методические разработки. Ему выпала честь вручения лауреатских дипломов победителям в номинации «Педагогический поиск» как намек на то, что авторитетов уважать надо, но хорошо бы искать и свои пути в педагогике. Дипломы от Александра Ильича приняли учитель русского языка и литературы школы №1269 Екатерина Баркина и учитель информатики Центра образования №97 Елена Полякова.
Конечно, все тут же стали строить догадки, кто же станет абсолютным победителем – учителем года Москвы-2009, вот тут Андрей Лукутин и Ольга Чугаева проявили удивительную осведомленность: победитель-де уже есть и давно известен. Победителем, вернее победительницей, оказалась первая в номинации «Молодой педагог» – учительница истории и обществознания школы №1327 Нина Мелехина. Ее поздравлял почти однофамилец – учитель года Москвы-2001, проректор Московского городского психолого-педагогического университета Андрей Милехин, пожелавший победительнице еще одной победы – абсолютной – на городском, а может быть, и на Всероссийском конкурсе.
Завершая торжественную церемонию награждения, руководитель Департамента образования поздравила всех финалистов и лауреатов: «В этом году Москва примет Всероссийский конкурс «Учитель года», который отметит свой 20-летний юбилей. В последние годы два московских учителя стали победителями – учителями года России. Это очень высоко подняло планку требований к участникам и московского конкурса, поэтому я понимаю, почему Большое жюри во главе с Галиной Александровной Китайгородской не сумело назвать пять, а отметило десять конкурсантов. Эту неделю в Паведниках все участники конкурса будут вспоминать с трепетом, независимо от того, победили они в какой-то номинации или нет. Они смогут по-другому посмотреть на свою профессию, они будут совершенствовать свое мастерство. Думаю, что они еще больше расправят свои педагогические крылья, поняв, как много они могут и умеют. Поздравляю великолепную десятку с успехом. Желаю успеха тому, кто станет абсолютным победителем и будет защищать честь Москвы на Всероссийском конкурсе. С одной стороны, родные стены должны помогать, с другой – мы знаем, как всегда пристрастно смотрят на Москву, а мы всегда пытаемся доказать, какие открытые, как рады видеть всех, как рады учиться у коллег. Понимаю, что тому, кто будет защищать честь Москвы, будет в этом году особенно сложно. Но надеюсь, что все вместе – все московское образование – сможем показать российскому педагогическому сообществу, чем живет сегодня Москва, чего мы достигли, поделиться тем, что у нас есть, потому что действительно значительные наработки и успехи у столичных педагогов есть».
Все было так трогательно, что директор Центра «Паведники» Сергей Ефремов опять не удержался, чтобы не прочитать свои стихи, а конкурсанты – от того, чтобы не поприветствовать всех участников праздничной церемонии.
Учитель года Москвы-1996 директор Центра образования №1151 Игорь Агапов предложил спеть сочиненный им лично гимн конкурса, что все с удовольствием и сделали.
Комментарии