Цель урока: 1. Закрепить знания учащихся о правописании гласных после шипящих. 2. Продолжать формировать умение писать быстро, соблюдая четкость, плавность, наклон письма. 3. Развивать активность детей на уроке. 4. Активизировать мыслительную и творческую деятельность детей.
– Внимание! Что-то случилось! Кто-то из вас допустил ошибку в слове снежинка! Чтобы как же правильно пишется это слово, я предлагаю отправиться за помощью в сказочную страну АЗБУКОВЕДЕНИЯ, где живет Волшебница-речь. Мы с вами уже обращались к ней за помощью.- Почему царицу этой страны называют Волшебница-речь? (Потому что она, как добрая волшебница, помогает как правильно пишутся слова).Физ
Коррекционные задачи
1. Развивать фонематический слух.
2. Совершенствовать слуховое внимание и восприятие.
3. Развивать речь детей через поэзию, музыку.
4. Формировать коммуникативную сторону речи, корригировать речевой негативизм.
5. Учить логически правильно строить предложения.
6. Работать над укреплением памяти, увеличением ее объема.
Ход урока
Вступительное слово учителя
1. Прочитайте сначала буквы, написанные красным (прописные), потом синим (строчные), и вы узнаете, какой будет сейчас урок.
яУзРОыКкРУаССКОГО
2. Психологический настрой на урок.
– Посмотрите внимательно на изображение солнышка.
– Какое вам больше нравится? Веселое, грустное или задумчивое?
– Ну что же, мне нравится ваш настрой на работу. Мы еще вернемся к этим изображениям в конце урока.
3. Активизация учащихся.
– Какое сейчас время года? Назовите признаки зимы. Вспомните пословицы о зиме.
(Дети рассказывают известные им пословицы и поговорки).
Каллиграфическая
минутка
1. А я приготовила для вас такую пословицу:
Красиво писать – красоту творить.
– Как вы ее понимаете?
– Кто догадался, о чем я хочу поговорить дальше?
(Чтобы мы писали в тетради чисто, красиво и порадовали всех своими знаниями, умениями и отметками).
– Правильно, ребята. Вчера, когда я проверяла ваши работы, тетрадки попросили меня рассказать вам, как они волнуются за ваши успехи и неудачи.
(Учитель рассказывает стихотворение, держит в руках тетрадь).
Вы открываете свою тетрадь,
Перед вами новая страница,
Тетрадь с волнением торопится
узнать,
Какая ей досталась ученица.
Какая от тебя ей будет честь,
Ты для нее – беда или подарок,
Не часто ли придется ей
краснеть
Из-за твоих ошибок и помарок?
– Не подведем тетрадки? Кто сегодня постарается выполнить работу так, чтобы получить хорошую отметку? Поднимите руку!
2. А теперь послушайте скороговорку:
Жутко жуку жить на суку.
– Какой звук повторяется чаще всего? Сегодня на минутке чистописания мы вспомним начертание буквы «Ж».
Эта буква широка. И похожа на жука. И при этом, точно жук, издает жужжащий звук: ж-ж-ж-ж-ж-ж.
Актуализация
знаний учащихся
– Я задумала снежное слово с буквой «Ж» из трех слогов. Какое это слово? Произнесите это слово так, как его нужно записать. Обозначим ударение и безударную гласную. Как надо проверить? (Снег.) Запишите это слово: СНЕЖИНКА.
(Звучит тревожная музыка).
– Внимание! Что-то случилось! Кто-то из вас допустил ошибку в слове снежинка! Чтобы узнать, как же правильно пишется это слово, я предлагаю отправиться за помощью в сказочную страну АЗБУКОВЕДЕНИЯ, где живет Волшебница-речь. Мы с вами уже обращались к ней за помощью.
– Почему царицу этой страны называют Волшебница-речь? (Потому что она, как добрая волшебница, помогает узнать, как правильно пишутся слова).
– Правильно, именно Волшебница-речь вводит нас в мир прекрасного русского слова. Она может нас развеселить и огорчить, заставить помечтать.
– На чем же мы поедем в сказочную страну? (На санках). Но прежде чем сесть на сани, нужно правильно прочитать стихотворение.
Мы на саночки садимся
И под горку быстро мчимся.
Снег, снег, белый снег,
Мчимся мы быстрее всех?
– Какой знак препинания стоит в конце стихотворения?
– Кто прочитает стихотворение с вопросительной интонацией?
И под горку быстро мчимся!
Мчимся мы быстрее всех!
– А как называется этот знак препинания: «!»?
– Как теперь нужно прочитать стихотворение?
– Наш путь в сказочную страну лежит через зимний… Ой, ребята, вам нужно самим догадаться, куда мы поедем, так как у нашего слова заблудился звук. Помогите, иначе санки не поедут:
«На пожелтевшую траву
Бросает лес свою листву».
– Правильно, лес. О каком лесе идет речь? А у нас с вами дорога в царство Волшебницы-речи лежит через зимний лес. Посмотрите, кругом лежит снег.
– А на что похож снег?
– В какие игры можно поиграть со снегом?
1. Игра «Снежки».
– Давайте поиграем с вами в снежки. При каждом броске по моей просьбе вы должны назвать снежное слово.
– Ну вот мы поиграли и снова садимся в санки. Интересно, а кто живет в этом лесу?
2. Конкурс «Какого зверя так называют?»
– Косой? Серый? Пушистый? Хитрый? Сохатый (олень)? Косолапый?
– Кто из этих зверей сейчас спит?
– А вот и появились помощники зимы.
(На картинке нарисованы птицы: синичка, ласточка, снегирь, дятел).
– Почему их называют помощниками зимы?
– Найдите ошибку: какую птицу зимой не встретишь? (Ласточка).
– В клюве у синички схема предложения. Давайте расшифруем ее и составим по ней предложение.
(На доске рисунок зимнего леса, на одной из сосен синица, под сосной лисица).
– Чтобы проехать дальше, нужно прочитать скороговорку.
«На сосне синица, под сосной – лисица».
Или:
«Шишки скользкие шуршали, шумно шлепались с сосны».
Формирование новых знаний и умений
– Вот мы с вами и прибыли в царство Волшебницы-речи! А вы не забыли, зачем мы приехали сюда? (Мы записали слово «снежинка» и сделали в этом слове ошибку).
– Волшебница-речь! Помоги нам! Научи нас грамоте!
– Прежде всего вы должны отгадать загадки – «Доскажи словечко». Досказывать словечко нужно в рифму.
– Что такое рифма?
– Где она встречается?
Вяжет мама длинный шарф, потому что сын… (жираф).
А волна реки, плеща, пену сбросила с… (плеча).
Лежебока рыжий кот отлежал себе… (живот).
Слышит Мишка краем уха, как жужжит над ухом… (муха). Мишка лапой муху хвать! Мухи слыхом не слыхать! Но понять не может Мишка, отчего над ухом… (шишка).
– Молодцы, ребята, хорошо поработали! Я думаю, Волшебница-речь будет довольна вами.
А теперь послушайте сказку.
Сказка про шипящие
Жили на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я.
Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться.
Сидят буквы в потайных листах, ждут, когда их искать будут. Но шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали,
И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе:
ЖИ – ШИ;
ЧА – ЩА;
ЧУ – ЩУ.
– Какие нужные правила нам рассказала Волшебница-речь? Вы запомнили их, ребята? Вот сейчас проверим…
Закрепление знаний
Объявляю «Конкурс знатоков»! (Необходимо в слово вставить пропущенную букву).
мыш… реш…
ж … раф отвеч … й
уж… ч … йник
щ … вель проглоч…
щ … ка отпущ…
– Какое слово тут лишнее? Почему?
Физминутка
– Белые звездочки с неба упали, мне на ладошки легли – и пропали.
– Что это? (Снежинки).
– Идет снег. Покажите, как в воздухе кружатся снежинки. Закройте глазки и представьте себе, как падает снег.
– Произнесите шепотом слово «зима».
– Какое чувство у вас возникло?
– Нам пора возвращаться домой. Но – что такое? На нашу дорожку тоже упали снежинки. И это не простые снежинки – волшебные, с буквами.
1. Если подставите справа или слева эти слоги (ЖИ и ШИ) к сочетаниям, получатся новые слова. Определите, какие слоги куда ставить.
Лу – Су –
Эта – Гру –
Но – Кры –
2. А теперь я хочу предложить вам интересную работу. Добавить в текст красивые слова:
Падает снег. _______________ снежинки ложатся на землю. Все кругом ____________ преображается. Земля, деревья укрываются ______________.
Итоги урока
– Чему вы научились на уроке?
– Какие правила правописания вы запомнили?
– Спасибо всем за добросовестную работу.
– Посмотрите на солнышко. От общения с вами мое настроение поднялось, и его я выражаю, показывая вам веселое солнышко.
– А у вас, ребята, улучшилось настроение? Какими словами вы можете выразить свое настроение?
Слова для справок:
веселое, бодрое, волшебное, радостное, светлое, сказочное, солнечное, торжественное, мечтательное, задумчивое, грустное, хмурое, спокойное, таинственное, необыкновенное.
Оксана ПОТЕХИНА, учитель начальных классов новомосковской специальной (коррекционной) школы-интерната №2, учитель года Тульской области-2003
Комментарии