Кто из нас видел, как восходит солнце?
Как отливает серебром лунная дорожка на водной глади,
как кружит в небе орел, описывая плавные круги над степью,
как шелестит на весеннем ветру ковыль и зацветают полевые цветы…
Но кто из нас смог остановиться и по достоинству оценить то, что не купишь ни за какие деньги и не выиграешь в лотерею?
А школьники из Неклиновского образовательного комплекса смогли!
На юге России, в Ростовской области, лежит небольшое село Покровское. Земля эта полна легенд. Скифские степи, дикое поле, слободы запорожских и станицы донских казаков, места, овеянные славой Петра. Именно на этой земле, в стенах Неклиновского образовательного комплекса (НОК) родился и живет вот уже более пяти лет проект “Деятельностное экологическое образование”.
В последнее время много говорится о сохранении природы, о разумном использовании ее богатств. К сожалению, большинство красивых слов так и остается просто словами. Можно очень долго рассуждать о том, как лучше спасти мир, но гораздо полезнее просто посадить дерево или расчистить родник. На взгляд участников проекта, второй путь намного лучше и эффективней первого. Центральным мероприятием проекта является летняя образовательная экологическая экспедиция, проходящая по руслу реки Самбек. И пусть участников экспедиций провожают недоуменные взгляды, и люди удивленно разводят руками: “Видал, туристы, делать им нечего!” Пусть ребята точно знают: это настоящее дело. Дело – очистить родник и порадоваться, видя, как весело заструится его вода. Дело – посадить дерево и порадоваться, видя, как оно тянет к солнцу зеленые ветви. Дело – видеть, как взмывает в небо цапля и порадоваться, зная, что эта великолепная птица, занесенная в Красную книгу, еще живет и не где-нибудь, а здесь, на твоей земле, рядом с тобой. И поэтому каждый год в конце июня они будут собирать рюкзаки и уходить к Самбеку, в экологическую экспедицию.
Летняя экспедиция является центральным звеном проекта, но далеко не единственным. Проходят и межсезонные школы дополнительного образования под открытым небом (школы ДО). Работа по проекту не прекращается в течение всего года, она не ограничивается рамками экспедиции и школ ДО. Организаторы проекта постарались сделать его таким, чтобы каждый ребенок мог найти в нем дело по душе. В программу проекта входит масса мероприятий, которые, как бусинки, нанизываются на единую нить, образуя ожерелье “Деятельностного экологического образования” – ДЭО.
…Солнечный диск осторожно выглянул из-за горизонта и на секунду застыл, как будто оглядывая свои владения и собираясь с силами, замер в легкой задумчивости, прежде чем пуститься в свой ежедневный, нелегкий путь по небосклону. И наконец, словно гигантская огненная птица, расправившая свои могучие крылья после долго сна, начал неторопливое и необратимое движение вверх, совсем не обращая внимания на небольшую группу людей, стоящих внизу, на дороге. А тем, казалось, тоже нет никакого дела до царственного гиганта. У него своя дорога, у них своя. Они еще раз поправили рюкзаки за спинами, сверились с картой и двинулись вперед, навстречу солнцу. Часы показывали 6 часов 43 минуты, была среда, 19 апреля 2000 года. А через три часа группа “Разведка” достигала установленного места в районе Курлацкого водохранилища, где их уже ждали остальные.
Так в Неклиновском образовательном комплексе начинался один из дней здоровья. Школьники полюбили эти мероприятия, уже успевшие стать традицией. И дело не только в том, что не нужно в этот день учить уроки. Причин много. Наши дети недостаточно общаются друг с другом, практически нет совместных дел; собравшись вместе, они зачастую не знают, чем заняться, и итог подводят очень просто: “Скучно”. А там, где скучно, и алкоголь, и курение, и все остальные “удовольствия”. Дни здоровья, с одной стороны, разнообразят довольно монотонную школьную жизнь, с другой стороны, хоть как-то компенсируют недостаток двигательной активности. Ведь школьники в основном сидят – на уроках особо не подвигаешься. Различные мероприятия, проходящие на свежем воздухе, сплачивают детей, наполняют их положительными эмоциями, ребята ближе узнают друг друга, становятся более общительными и интересными людьми.
Одним из основных результатов работы по проекту стало создание школьного природно-исторического парка “Самбек”. Идея эта родилась летом 1999 года во время очередной образовательной экологической экспедиции. После двухдневного перехода ребята оказались около Курлацкого водохранилища. Казалось, сил после двух дней пути не осталось, но не тут-то было. Уже через час-другой ребята отправились осматривать окрестные холмы. А посмотреть было на что! В этом месте реку Самбек питает большое количество родников. Вначале захотелось их просто пересчитать, а затем возникло желание расчистить родники, помочь воде пробиться вниз, к реке. В процессе работы ребята так увлеклись, что решили продолжить ее и в следующей экспедиции. А потом захотелось создать в этом живописном и уникальном месте “свой заповедник”. Впрочем, ждать до следующего лета слишком долго, так что работа в районе будущего парка не останавливалась и во время учебного года. Осенью были проведены исследования почв, состава воды, флоры и фауны этого региона, намечены границы будущего парка, составлен план дальнейших работ. Зимой ученики провели анализ результатов исследований, составили перечень видов растений, способных выжить в данном районе. А весной была проведена акция по высадке саженцев в будущем природно-историческом парке. Не остались без внимания и ставшие уже родными родники. И неудивительно, что пять из них получили свои имена: в “Кристальном” самая прозрачная вода, “Журчащий дуэт” звенит весело, а “Молчун”, наоборот, любит тишину. “Энтузиаст” родился благодаря инициативе двух мальчишек, а “Фантазия” стал самым красивым после того, как над ним потрудились все ребята. Открытие парка стало завершающим событием первого этапа проекта “Экологические образовательные экспедиции”, итогом кропотливой четырехлетней работы. Но это совсем не конец, это только начало. Проект все больше и больше разрастается, наполняется содержанием, увеличивается число его участников. Если вначале это было дело лишь нескольких энтузиастов, то сейчас – это целое движение.
…Два десятка ребят, трое педагогов и, казалось бы, обычная проселочная дорога, бегущая куда-то по своим, дорожным, делам. Обычная, но только не для этой небольшой и дружной группы. Для них это дорога, ведущая к “своему” парку, к “своим” деревьям, родникам, небу и воде. Школа на природе – это уже стало привычным. Здесь нет парт и классов, домашних заданий и ответов у доски. А учеба есть. Вместе со своими учителями ребята учатся понимать этот мир, друг друга, видеть свои и чужие проблемы, искать пути их решения. В походе, даже скоротечном, можно положиться только на себя и на тех, кто рядом с тобой.
На взгляд организаторов школ ДО, во время учебного процесса детям нечасто представляется возможность проверить собственные силы в реальных жизненных ситуациях. Где еще они научатся переносить невзгоды, справляться с реальными трудностями, заботиться о себе самом и помогать тем, кто рядом, без особой посторонней помощи? Где еще они научатся настоящей дружбе и общению? Где еще они узнают о красоте родного края, о прелести звездной ночи и вечернего костра? И, наверное, поэтому ребята говорят о том, как здорово, что с началом учебного года начинается новый сезон ДЭО.
Одним из неотъемлемых компонентов школ ДО является работа по очистке лесополос от сушняка и мусора, расчистке родников, работы с саженцами и много-много необходимых мелочей, обеспечивающих жизнь в палаточном лагере. И дети с удовольствием берутся за любую работу, потому что все у них получается. А если что и не получится – не беда, можно исправить. Ведь на то и ошибки, чтобы на них учиться.
А здесь это не преступление, за которым последует неминуемое наказание. Может быть, поэтому дети не боятся делать то, с чем раньше не сталкивались, может, поэтому младшие прислушиваются к старшеклассникам и при этом все чувствуют себя комфортно. И работа приносит ребятам, по их же словам, не меньше удовольствия, чем экскурсии и игры. Ведь так приятно увидеть результаты своего труда и с гордостью сказать: “Это сделал я!”.
Вячеслав КОВАЛЕВ,
руководитель школы дополнительного образования
село Покровское,
Ростовская область
Комментарии