В этой статье речь пойдет:
1. О падении моральных ценностей и разрушении нравственных устоев общества, как и потере нравственных ориентиров при преподавании родной речи в начальной школе с подачи Министерства образования.
2. Об обучении грамотеев, в прямом смысле этого слова.
Доказательства нравственного падения школьного образования представлены в учебнике “Родная речь”, книга 2, составители: М.В.Голованова, М.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации.
Итак, что же нам рекомендуют?
Откроем стр. 15, сказка “Иван-царевич и серый волк”. Как говорится: “В каждой сказочке намек – добрым молодцам урок” – этой прибауткой подразумевается, что преподается нравственный урок для достойного подражания подрастающему поколению. И вот этот урок.
Иван-царевич в погоне за жар-птицей совершает кражу – залезает в чужой дом, благодаря наводке волка благополучно минует охрану, находит искомую птицу, но из-за жадности, зная о сигнализации, все же хватает и клетку, в результате чего попадается охране.
Далее потерпевший-царь, слегка пожурив проказника, вступает с ним в сговор, предлагая Ивану своровать коня у другого царя, за соответствующее вознаграждение. Получив у волка исчерпывающую информацию, снова идет на кражу, и опять-таки попадается из-за своей жадности, и т.д. В конечном итоге, благодаря коварству своего подельщика – волка, благополучно своровав все, что только можно было, возвращаясь домой, был убит родными братьями-царевичами на почве зависти и чрезмерной алчности.
Итак, чему же учит сия народная мудрость наше подрастающее поколение?
А вот чему.
Воровать можно, это нормально, даже если ты чрезмерно жаден и глуп, если нужно – убей, если есть смысл – возьми заложника, пригрозив смертью его родственникам. А своим обидчикам нужно отомстить, желательно пожестче. Вот такой рецепт долгой и счастливой жизни со всевозможными благами.
Теперь же об обучении грамотеев и как научить косноязычию.
Например, в учебнике “Родная речь” на стр. 7 встречаются следующие изречения: “младешенька, по борочку, мово батюшку, чинится, вороги, чужу сторону”, далее на следующих страницах: “в дубовом поставце, выплынь, одежа, зарезати, похитника, иззяб”, и т.д. и т.п. практически на каждой странице. Возникает вопрос – какому языку учит детей сей учебник? При том, что в предисловии авторы признают: “Ты уже немного научился этому сложному делу”. Видимо, нужно еще усложнить, чтобы вышло, как у В.Высоцкого: “Все мозги разбил на части и извилины заплел”. А если серьезно – нужно ли изучать фольклор в столь юном возрасте, когда дети делают ошибки в элементарных словах? Может, просто научить их нормальному русскому языку, столь любимому нашими великими поэтами?
P.S. Сейчас модно обращаться к деятелям культуры и творческой интеллигенции. Любопытно узнать: кто-нибудь из них смог бы одобрить сей учебник. Тем более, что сей вопрос как раз-таки относится к их компетенции.
P.S. Желательно ускорить обсуждение сего вопроса, т.к. учебный год уже начался. И сколько еще моральных уродов смогут наштамповать подобные народные мудрости.
Виталий СЕРОВ
Москва
От редакции
Чем хороша литература – так это тем, что она впитала в себя все многообразие окружающего мира. Поэтому на любое произведение можно взглянуть как с одной, так и с другой, с третьей, N-й стороны. Помнится, в одном кроссворде “Крокодила” был такой вопрос:
“Назовите русскую народную драму с тремя покушениями и одним убийством”. Не знаете? Да это же “Колобок”! А помните, в знаменитой поэме Михалкова есть такие слова:
…Уважали Дядю Степу
За такую высоту.
Шел с работы Дядя Степа –
Видно было за версту.
Но зато на стадион
Заходил бесплатно он:
Пропускали Дядю Степу,
Думали, что чемпион…
Значит, они всего лишь думали, а он нагло пользовался этим и проходил без билета! Какой пример он подает детям? И чему учит сия книга, обману?
Как можно убедиться, при желании можно найти всякую гадость в любом (или почти в любом) произведении. Например, любителей животных должно возмутить произведение Тургенева, в котором глухонемой топит собачку. А сторонников морали – коробить от поведения Наташи Ростовой, влюбившейся в одного, загулявшей с другим и выскочившей замуж за третьего. И так далее, и тому подобное.
“…Приведу пример из одной книжки. Главный герой ее по ходу сюжета убивает несколько человек, крадет деньги у своего квартирного хозяина, спит по очереди с двумя женщинами и к тому же плетет политические интриги. Его друг, хронический алкоголик, который в наше время был бы помещен в ЛТП, тоже своими руками убивает несколько человек и занимается разного рода махинациями. Второй приятель – сутенер, имеет любовницу, муж которой – парализованный, больной старик. Любовник обирает его, между делом убивает, лжет и хвастает. Четвертый тоже неприглядная личность. Затем эти четверо милых людей объединяются, чтобы убить женщину, которая была женой одного и любовницей другого. И все это – классика мировой детской литературы под названием “Три мушкетера”, роман господина Дюма. Если разложить все по статьям уголовного кодекса, то каждому из них можно дать по пятнадцать лет строгого режима, и то лишь учитывая принцип поглощения одной статьи другой. Но оказывается, что эта книга может воспитывать и благородство”. (Александр Невзоров, “Поле чести”).
Что же касается значения русских народных сказок и песен в воспитании подрастающего поколения, то об этом уже достаточно много сказано и написано. В том числе и с юмором – нашим сатириком Михаилом Задорновым. И кажется весьма странным, что некоторые приняли всерьез все его шутки. Что еще раз доказывает извечную истину: смех – грозное оружие.
Вадим МЕЛЕШКО
Комментарии