Нынешней осенью стали старшеклассниками дети, родившиеся в год распада Советского Союза. Дети, для которых мощная единая держава – глубокая история. В каждом вновь образованном государстве она толкуется по-своему, как и отношения между народами, многие столетия живущими вместе. В Республике Казахстан первый урок нового учебного года обычно посвящается России – государству дружественному, но теперь уже чужому. Доброму соседу. И для многих тысяч ребят первый день в школе должен стать днем новых знаний о нашей стране.
Год 2004-й, объявленный в Казахстане Годом России, насыщен многими встречами – начиная с президентов, политиков, артистов и кончая самыми обыкновенными детьми. Поговорить есть о чем. Сауле Бакытжанова, заместитель директора гимназии из города Уральска, считает, что следует вспомнить о пребывании на их земле великих русских писателей – Пушкина, Алексея Толстого, Шолохова. А директор Вячеславской средней школы Татьяна Немцан приглашает на встречу с детьми людей, живущих рядом – первоцелинников, выпускников знаменитых университетов в Москве и Ленинграде. Судьбы России и Казахстана тесно переплетены с таких далеких времен, что можно вспоминать и первые казачьи поселения, защищавшие казахов от набегов воинственных джунгар, и сравнительно новые поселки, поднявшиеся на целине какие-нибудь 50 лет назад.
Кроме бесед об истории и культуре, кроме рассказов взрослых о недавних общих заботах, во многих школах узнают ребята от своих одноклассников о событии небывалом – первом международном саммите «Дети ХХI века: диалоги о времени и о себе», который проходил в начале августа в курортном местечке Боровое Акмолинской области. В нем участвовали взрослые и дети России и Казахстана. Россию представляла делегация, сформированная Комитетом общественных связей города Москвы под руководством Татьяны Васильевой. В нее вошли ребята из двух общественных организаций – «ШАГ» и «Я – лидер», ученые из Ассоциации педагогов-исследователей детского движения, журналисты, руководители детских объединений. А со стороны хозяев участвовали в саммите не только дети, вожатые, педагоги, но и представители органов власти, правительства республики, а также руководитель офиса Детского фонда ООН. Это важно, поскольку задумывался разговор как диалог взрослых и детей, где самые разные взрослые выступали бы не в роли руководителей и педагогов, а в роли партнеров, граждан одного мира, которые должны услышать мнение нового поколения о времени и о себе, понять, принять, сделать выводы…
Не знаю, что именно сумеют рассказать об этом своим ровесникам Гани Баймышев, Адилет Мукушев, Айя Ташпенова. Называю ребят наиболее подготовленных, лидеров, потому что смысл события, происходившего в Боровом, и взрослым-то не сразу оказался понятен. Что значит диалог «на равных», если заместитель министра образования Куляш Шамшидинова, например, сидит, как водится, за председательским столом, а старшеклассники – тесной стайкой напротив. Надо заметить, что пересаживались взрослые и дети потом не раз, делились на группы, снова объединялись, стараясь найти верный доверительный тон, дать возможность всем высказываться свободно и непосредственно. Вопросы-то были самые важные для ребят. Что бы вы хотели изменить в школе? А в отношениях с окружающими вас взрослыми? Кто и что мешает вам чаще всего действовать самостоятельно? Советуются ли взрослые с вами, когда принимают решения, касающиеся вашей жизни дома, в школе? И за что именно могли бы вы взять ответственность на себя без скидок на возраст?
Десять лет прошло с тех пор, как Республика Казахстан подписала Конвенцию о правах ребенка, к которой в свое время присоединилась и Россия. За эти годы подросло поколение, имеющее в соответствии с Конвенцией право не только на жизнь, образование, развитие, но и на участие в жизни семьи, школы, общества, государства. Однако и сейчас взрослым часто кажется, что в таких разговорах слишком много пафоса и преувеличений, что конфликт отцов и детей вечен и нынешняя молодая поросль так же отличается от старших, как в свое время нынешние старшие отличались от своих родителей.
Так было и будет. Но мир людей никогда не станет добрее, совершеннее, если старшие не научатся слушать младших и признавать их право действовать по-своему, по-новому в бурно меняющемся динамичном обществе. И последняя инициатива ООН, подчеркивающая именно УЧАСТИЕ детей в жизни семьи, общества, государства, куда как своевременна.
Хозяевами саммита в Боровом вместе со взрослыми были вожатые и ребята из союза детских общественных объединений «Жулдыз», что означает – «Звезда». Приветливые, энергичные, они появлялись с раннего утра, быстро распределялись по своим рабочим группам, становились и организаторами, и участниками диспутов. Водили нас на экскурсии, развлекали, расспрашивали. Союз «Звезда» собрал под свое крыло очень разные детские сообщества. От дружин, сохранивших пионерские традиции, до новых объединений, больше похожих на клубные. У него есть своя материальная база – детский оздоровительный центр и круглогодичный лагерь «Звездный». Есть свои доходы, которые приносят две газеты и журнал. А в этом году произошло событие и вовсе не виданное: детский союз выиграл грант на организацию летнего отдыха, учрежденный Министерством образования республики. Без поддержки Департамента образования Акмолинской области осилить такую программу было бы невозможно. Да и сам союз, честно говоря, невозможен без постоянной горячей заботы, постоянного развития, которое обеспечивает ему этот удивительный акмолинский «наробраз», крепко поддержанный в свою очередь и старым, и новым акимами – по-нашему, губернаторами. Мажит Есенбаев, ставший акимом сравнительно недавно, сразу отнесся к детскому союзу с большим интересом. Идею саммита одобрил без вопросов и предложил сделать такие встречи на акмолинской земле традиционными, расширяя состав участников. В диалогах за «круглыми столами» то и дело упоминались факты, абсолютно новые для детского объединения. Директор школы Татьяна Немцан рассказала, к примеру, как к ней пришли расстроенные юные хоккеисты: в последний момент в районе не нашлось денег, чтобы послать ребят на соревнования. К кому броситься за помощью? Конечно, в областное управление образования, к Елене Дмитриенко. А та говорит: «Обращайтесь в «Жулдыз». И союз помог. Потом кто-то рассказывал о талантливых ребятах, успешно поступающих в престижные вузы Москвы и Петербурга. Для них, оказывается, детское объединение готово учредить специальные гранты, если это потребуется.
Конечно, имея такой союз, можно смело отстаивать свои права практически на всех уровнях: от правительственного – Куляш Шамшидинова предложила ребятам выходить на сайт министерства без стеснения – до школьного, что иной раз совсем непросто… Дети разговорились довольно быстро. И если случалось, что взрослые по привычке вдруг начинали оценивать их высказывания, одергивать, первой замечала досадные диссонансы, больше всех волновалась и переживала главный организатор саммита, автор замысла и программы союза «Жулдыз», начальник Управления образования Акмолинской области Елена Дмитриенко.
Как-то к вечеру заметили мы, что Елена Александровна слишком долго отсутствует. «Наверное, в Аккольский детский дом заехала, – не задумываясь, предположил водитель «газели», возившей нас по области. «Она мимо этого дома не может проехать, обязательно детей навестит».
Вот где первопричина, источник удивительных начинаний и грандиозных проектов, с которыми познакомились мы в Акмолинской области, в местечке Боровое.
Санкт-Петербург – Москва – Боровое
Комментарии