search
main
0

Жуковчане Экспериментальная площадка наукоградов

Жуковский. Небольшой подмосковный городок. Один из немногих в России наукоградов. Этот высокий статус требует конкретных действий во многих направлениях. И одно из них – это, конечно же, городская политика в области образования.

Управление образования Администрации города с самого начала своей деятельности, то есть с июня 1997 года, поставило перед собой цель – не только обеспечить достойное функционирование городской системы образования, но и определить пути ее дальнейшего постоянного развития. Сначала в городе провели целую серию семинаров – была проанализирована работа всех образовательных учреждений. Собрали картотеку достижений, сделали прогноз на десять лет. В мае 98-го депутаты Городского собрания утвердили цели и основные направления развития системы образования Жуковского. Комплексная программа получила название “Жуковчане”. Координатором ее стал Марат Гафитулин.
Какие же основные направления были обозначены в программе? Управление образованием, кадры, обучающиеся и воспитанники, материально-техническое обеспечение, финансы, связь, информация, свободное время и образование взрослых.
Было разработано Положение о городской педагогической экспериментальной площадке. Сейчас продолжают работу:
площадка по отработке создания комплексной программы для общего оздоровления и развития ослабленных болезнями и социально запущенных детей;
по апробированию программы “Методика преподавания пропедевтического курса информатики в начальной школе и старших группах детского сада” (российско-датский проект);
по теме “Искусство как основа жизнедеятельности детей дошкольного и школьного возраста” (совместно с лабораторией музыкального искусства Центра эстетического образования РАО);
“Кто я” – площадка, разрабатывающая методы социо-игровой педагогики;
программа “Одаренный ребенок”;
экспериментальные классы “Здоровье”.
Руководит всем этим сложным хозяйством Наталья Николаевна Притыко. В 85-м Наталья Николаевна приехала в Жуковский, уже со своими учебниками и разработками. Позже она стала методистом, а теперь руководит городским образованием.
О системе образования Жуковского, как, наверно, вы уже поняли, можно рассказывать долго. Сегодня речь пойдет о том, как заботятся в этом небольшом, но славном городке об укреплении здоровья детей.
Сначала заглянем в школу N 5.
Эта школа в 1991 году – одна из первых открыла классы компенсирующего обучения. Начинали работу с лаборатории коррекционного обучения Академии педнаук, позже переключились на областной ИПК. В школе настолько неформально подходили к проблеме компенсирующего обучения и так тесно были связаны с практической наукой, что эти классы перестали быть “отстойниками” для слабых детей. Их стали называть классами здоровья.
– У нас есть возможность, – рассказывает Наталья Николаевна, – развивать и реализовывать интеллектуальный потенциал тех ребят, которые в силу разных причин не были готовы к обучению в школе. В школе грамотно спланирована программа “Свободное время” – она одна из приоритетных. С начальных классов ребят учат правильно распоряжаться своим свободным временем. Я считаю – этому надо учить, но ничего никому не навязывать.
Классы здоровья открыли после совета с родителями. При собеседовании перед первым классом у детишек выявляются проблемы со здоровьем. В классах здоровья по 9-12 учеников с хроническими заболеваниями. У каждого есть направление от врача для обучения именно в таком классе.
В сентябре детей серьезно обследуют учитель, психолог, логопед, сотрудники лечебно-физкультурного диспансера (с ним подписан договор о сотрудничестве).
Очень важно вовремя выявить патологию и направить малышей на лечение.
Например, в группе из 48 человек в прошлом году были обнаружены следующие проблемы:
дефицит веса – 12,5% (это сегодня явление частое!);
с избыточным весом – 2%;
с патологией опорно-двигательного аппарата – 29%;
с патологией зрения – 10%;
лорпатология – 25%;
кариес – 4%;
увеличение щитовидки – 2%;
патология ЭКГ – 2%;
другие – 25,5%.
50% детей в течение года прошли курс лечения. А в учебном плане недавно появился дополнительный час ЛФК. Дети играют в оздоровительные игры, выполняют различные упражнения, дыхательную гимнастику и т.д.
Два раза в учебном году проводится экспресс-диагностика. Недавно для этих целей купили специальную компьютерную программу.
Готовится в школе и программа здоровья в среднем звене. Занимается этим Елена Кульгашова, аспирантка Института физкультуры.
Для одаренных детей действует экспериментальный проект “Одаренный ребенок”. Основная тема этого проекта – известное предположение о том, что каждый ребенок одарен, только в каком-то определенном ключе: у него могут быть математические, гуманитарные, творческие, спортивные и общие способности. Исходя из этих пяти направлений в школе подготовили специальную программу для каждого ребенка, чтобы он мог развиваться именно индивидуально. Осуществляется ориентировочно-дифференцированный подход. Несколько лет назад сделали программу и для музыкального класса, в котором во второй половине дня дети посещают музыкальные занятия, танцуют, поют в хоре… Недавно появилось и “Введение в историю”.
А в лицее N 14 шестой год работает другая оздоровительно-развивающая программа “Здоровье”. Ее автор и исполнитель – Евгений Веретенников. Программа создана для детей 5-10 лет, проходящих курс компенсирующего обучения. Направлена на общее оздоровление, закаливание и развитие ослабленных детей.
Дети стали меньше болеть, у них улучшилась память, повысился интерес к учебе. Более 90% малышей поступают после прохождения курса в обычные и специализированные классы. И не случайно на втором областном смотре-конкурсе “Мастер педагогического труда” Е.И.Веретенников занял первое место.
Славится 14-й лицей и туризмом, и скаутами, и даже Аэрокосмической школой, а также “Семейным клубом” и хором…
Наталья САВЕЛЬЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте