Такое смешанное чувство: ноющее сердце от разлуки с детьми, которые четыре года наполняли твою жизнь, и радость встречи с новыми учениками, только переступившими порог школы.
Кто они? Я их не знаю. Мы тревожно смотрим друг на друга, я понимаю, что эти дети должны стать дружной семьей, единым целым, они должны научиться взаимодействовать, принимать и понимать друг друга. Дети мечтают о школе, о красивых новеньких школьных принадлежностях, но они не догадываются, что это место, где существует много правил, где придется избавиться от одних привычек и при этом приобрести другие. Мне предстоит ознакомить их с новой моделью поведения, научить быть осознанной частью целого.
Чтобы начать формировать коллектив, нужно поближе узнать детей и дать им возможность узнать друг друга. Один из принципиальных моментов – вовлечение всех учащихся класса во внеурочную деятельность. Сначала я даю возможность реализоваться детям, имеющим некоторый опыт активной дошкольной деятельности. Им легче преодолеть чувство страха и тем самым показать положительный пример остальным.
Мы начали свою деятельность с участия в фестивале поэзии, посвященном Агнии Барто, приняли участие в акции видеопоздравлений к дню рождения столицы. Очень интересным стало участие в акции ГМЦ «Учим стихи с актерами театров», в ходе которой дети встречались с театральными актерами, увидели, как устроены сцена и театр. После короткой репетиции они вместе с профессионалами читали стихи.
Для того чтобы новоиспеченные одноклассники могли поближе познакомиться, мы создали клуб «Любознайка». Этот проект начал свою жизнь уже с предыдущим выпуском, и в его эффективности я убеждалась не один раз. Основная его задача заключается в создании цепочки преемственности между дошкольным и школьным этапами жизни детей, наша совместная работа построена на интересах учащихся, сформированных на уровне дошкольного образования. Это позволяет каждому почувствовать себя увереннее и при этом представиться всему классу.
Занятие состоит из трех модулей: выступление ребенка с сообщением и его обсуждение, выступление учителя, посвященное событиям классной жизни на прошедшей неделе, и обсуждение – занятие «Мы – твои друзья». В первом модуле каждый ученик заявляет тему выступления перед классом. Главным условием является то, что выступающий или группа выступающих готовит тематическое сообщение, задает вопросы классу, а потом отвечает на вопросы одноклассников, которые возникают в процессе погружения в выбранный предмет. Роль педагога на этапе выбора темы в первом модуле заключается в помощи ребенку найти что-то, что заинтересует всех.
Второй модуль посвящен формированию у детей понимания, что у них в жизни появился класс, который живет полной событий жизнью. Именно на этих занятиях рождается осознанное отношение к коллективной деятельности и новой модели поведения. В третьем модуле учащиеся работают с общей темой по рабочим тетрадям «Мы – твои друзья». Во время совместного рассуждения о братьях наших меньших мы воспитываем в детях чувства ответственности, сострадания, отзывчивость. Эта тема объединяет всех детей без исключения. В этом модуле расширяется кругозор учащихся.
Желающих выступать в клубе очень много, некоторые заявили уже несколько тем для выступления, есть дети, которые еще не определились, но с удовольствием участвуют в обсуждении. Только при активном распознавании сферы интереса каждого ребенка учитель может найти с детьми контакт, выстроить дружеские отношения. Дети должны понимать, что все они разные, но это не должно мешать общаться и понимать друг друга, ведь плохих детей не бывает, бывают неправильные поступки, каждый человек должен работать над собой, учитывать мнение окружающих.
Я поощряю здоровую конкуренцию, дети не должны и не могут быть одинаковыми, надо развивать их стремление к росту, к победе. Чем больше мы узнаем о ребенке в начале его учебного пути, тем легче нам будет выстроить для него индивидуальную траекторию развития. Эта позиция даст возможность раннего распознавания интересов, возможность ранней профориентации.
Вторая принципиально важная составляющая работы над формированием коллектива – это проведение совместных выездных мероприятий. Начали год с экскурсии в парк «Патриот», посетили обучающее занятие в Музее московского образования. Хочу не согласиться с мнением некоторых коллег, что первый класс – это время тишины, что дети слишком малы для проведения выездных мероприятий и участия в общешкольных и городских конкурсах и проектах.
Описанные здесь мероприятия нацелены на то, чтобы донести до сознания детей с первых дней пребывания в школе, что учеба не ограничивается рамками классного кабинета и урока. Многие школьные проблемы детей появляются из-за низкой учебной мотивации, зажатости, тревожности, неумения высказывать свое мнение, страха ошибиться при ответе. Педагог должен научить ребенка осознать себя, свое мнение и высказывать его, даже если оно может оказаться неверным, помочь воспринять возможные ошибки как часть своего опыта.
Главное, что нужно для формирования детского коллектива, – это возможность каждого ребенка осознать свою индивидуальность и раскрыть ее перед доброжелательным взором своих товарищей. Это возможно, если выработать у детей определенные правила отношений в коллективе. Ощущение, что тебя любят и понимают, делает детей добрее по отношению друг к другу.
Включение первоклассников в работу над общей интересной для всех темой помогает преодолеть дефицит общения. После рассказа одного из учащихся о динозаврах дети засыпали класс книгами о древних ящерах и все перемены с оживлением рассматривали иллюстрации, зачитывали интересные моменты, обсуждали. После поездки в парк «Патриот» моим детям стала интересна тема войны.
Нам очень повезло: один из учеников принес настоящие ордена своего прадеда, рассказал о его боевом пути. Дети были так впечатлены его рассказом, что сами начали узнавать у родителей, кто из семьи принимал участие в боевых действиях, оказалось, у многих ребят есть о чем рассказать. Тем для обсуждения и общения очень много. Учитель же должен быть координатором действий и поступков, дети с радостью сделают все сами.
Одним из хорошо зарекомендовавших себя обязательных видов совместной работы стало инсценирование всем классом произведения детской литературы. Обычно я предлагаю несколько книг, дети сами выбирают текст для написания сценария. Затем мы распределяем роли. Главное, что в спектакле участвуют все. Кто-то играет главные роли, кто-то танцует, кто-то поет. Такое мероприятие дает положительный настрой нашей общей жизни. Иногда роль находится и учителю. Это вызывает восторг у детей!
Мы должны научить детей радоваться успехам друг друга, протягивать руку помощи в трудную минуту. Детям не составляет труда пожалеть плачущего, а вот научить радоваться за успех другого достаточно сложно. Меня очень порадовало и растрогало, что после выступления команды моих учеников в полуфинале чемпионата KidSkills одна из девочек сказала своей напарнице, что гордится ею, ведь та справилась с заданием, которое на тренировках ей никак не удавалось сделать хорошо.
Я много лет работаю с детьми и думаю, что просто любить детей недостаточно для педагога. Нужно понимать их, участвовать в их жизни, только тогда создается благоприятная обстановка для формирования коллектива в первом классе.
Елена АБРАМОВА, учитель начальных классов школы №2121 имени Маршала Советского Союза С.К.Куркоткина
Комментарии