Предмет ОБЖ, если говорить честно, среди других школьных дисциплин и школьниками, и родителями, да и учителями зачастую воспринимался не самым основным. Впрочем, как, наверное, и физкультура. Но если на той же физкультуре отбирались лучшие спортсмены, которые потом выступали за честь школы, то особой важности в предмете ОБЖ не отмечалось.
Пропустить, к примеру, математику или физику грозило отставанием, а пропустить ОБЖ – ничего страшного. Почему? Может, это просто из-за отсутствия общей культуры, где основа жизнедеятельности человека должна ставиться на одно из первых мест? Ведь ОБЖ – это и охрана здоровья, бережное отношение к окружающей среде, умение быстро и правильно действовать в экстремальных ситуациях, оказывать помощь, ориентироваться в неординарной обстановке и т.д. Серьезные политические и социальные изменения, происходящие в мире, стремительный технический прогресс, как никогда, требуют сегодня особой подготовки и культуры поведения, повышения ответственности каждого человека за соблюдение правил безопасности в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. В связи с этим возрастают роль и ответственность системы образования за подготовку подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности и формирование у него компетенций здорового образа жизни.
И здесь, безусловно, огромная роль отводится учебникам, где четко и понятно будут изложены главные темы этого необходимого сегодня школьного курса.
Уже на протяжении нескольких лет издательством «Дрофа» выпускается учебно-методический комплект по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Комплект хорошо знают в школах, и многие учителя его успешно используют в своей педагогической деятельности.
Основу комплекта составляют учебники для учащихся 5-11 классов, созданные авторами: С.Н.Вангородским – кандидатом военных наук, М.И.Кузнецовым – спасателем первого класса, В.В.Марковым – кандидатом медицинских наук, В.В.Поляковым, С.К.Мироновым под руководством кандидата педагогических наук профессора В.Н.Латчука.
Все учебники имеют единую идеологию, единые методические подходы, четкую и логически продуманную методологическую основу, позволяющие моделировать познавательную деятельность обучаемых, проектировать способы закрепления знаний, умений и навыков, применять другие средства обучения. В учебниках представлен материал, способствующий формированию у школьников стремления к самостоятельной работе, развитию у них мышления и творческого отношения к учебе. Методический аппарат учебников позволяет организовать дифференцированную работу учащихся, развивать у них коммуникативно-познавательную активность, дает возможность детям и подросткам осваивать знания в соответствии с их возрастными и психологическими особенностями.
В содержание учебников включены темы о психологических основах действий в чрезвычайных ситуациях («Психологические основы самозащиты» – 5 класс. «Психологические основы выживания в природных условиях» – 6 класс. «Психологические основы выживания в чрезвычайных ситуациях» – 7 класс. «Психологическая уравновешенность в конфликтных ситуациях» – 9 класс. «Психологические основы подготовки к военной службе» – 11 класс).
Большое внимание уделено изложению вопросов, связанных с патриотическим воспитанием учащихся. Эти вопросы подробно раскрыты в темах «Боевые традиции Вооруженных сил РФ», «Символы воинской чести», «Дни воинской славы России», «Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества».
Во всех учебниках помимо проверочных вопросов предусмотрены ситуационные задачи. К примеру, найти в ближайшем лесу съедобные растения, определить, в каких продуктах питания, которые мы ежедневно употребляем, есть витамины и какие и др. При выполнении таких заданий ребята, как правило, обращаются к родителям, что позволяет привлечь взрослых к участию в обсуждении и решении вопросов, связанных с безопасностью жизни.
Наглядно представлены рекомендации о конкретных действиях в чрезвычайных ситуациях и по оказанию первой медицинской помощи. Они оформлены в виде схем, представляющих собой пиктограммы с краткими пояснительными подписями, выстроенные в определенной последовательности. Причем действия в чрезвычайных ситуациях систематизированы по принципу: действия при заблаговременном предупреждении о чрезвычайной ситуации – действия при внезапном наступлении чрезвычайной ситуации – действия после чрезвычайной ситуации. Этот прием позволяет учащимся лучше понять и запомнить порядок практических действий в той или иной ситуации.
Комментарии