Традиционно патриотическая работа красной нитью проходила через воспитательную систему школ. Важно, что на государственном уровне приняты основополагающие программы по патриотическому воспитанию граждан. И все чаще слышны заявления с высоких трибун, что главная функция образования – воспитание гражданина высоконравственного, любящего свое Отечество.
Так же в ежедневной и многозадачной работе школьных коллективов реализовать эту важную цель? Главное – чтобы работа по патриотическому воспитанию проводилась не формально, «для галочки», по инерции и по обкатанным годами сценариям, а обновлялась и корректировалась в соответствии с новыми вызовами времени. Пересматриваются формы, методы и приемы этой работы. Наша задача – сделать их более доходчивыми и современными для поколения детей, которые с малолетства не выпускают из рук гаджеты, смотрят блоги и черпают информацию из Интернета. Чтобы мероприятие оставило в душах детей отклик, необходимо четко понимать, с какой целью мы его проводим, и подобрать наиболее доходчивые формы, основанные на сочетании традиций и новых технологий.Конкретные шагиБезусловно, патриот должен хорошо знать историю своей страны, ее героев, гордиться ими, брать с них пример. На уровне системы оценки качества образования возможно внести обязательный устный экзамен по истории России.Хорошим объединяющим всех делом является общешкольный исторический проект. Каждый класс в течение года исследует одно из направлений выбранной эпохи и защищает его в конце года. Школьный музей также предлагает ребятам новые формы: интерактивные экспозиции, квесты. На школьных СМИ (радио, телевидение, информационные экраны, сайт) транслируются исторические рубрики: «Этот день в истории», «Герои нашего времени», «Мы помним!», которые готовят сами ребята. На важные исторические даты готовятся не только традиционные мероприятия, но и флешмобы, презентации, видеоролики. Все это происходит во взаимосвязи с экскурсионной деятельностью, которая максимально охватывает уникальные возможности нашего города, а также с литературно-музыкальными гостиными.Взаимодействие с вузамиНе так давно я приняла участие в программе «Московского образовательного» «Свой взгляд» и говорила о важности налаживания взаимодействия с вузами. По направлению патриотического воспитания мы также находимся в тесном взаимодействии с вузами, государственными и военными организациями. Так, наша гимназия подписала соглашение о реализации патриотических программ с историческим и психологическим факультетом МГУ.Уроки добротыПатриот – это высоконравственный и духовный человек, любящий свою семью, готовый помочь ближнему и прийти на помощь. С раннего возраста мы проводим уроки доброты. Сейчас много интересных и современных методических разработок на эту тему. С дошкольного возраста дети вместе с родителями и педагогами участвуют в благотворительных ярмарках, волонтерских движениях, думают о будущем нашей планеты, о сохранении чистоты русского языка, изучают религию и культуру в рамках дополнительного образования и внеурочной деятельности.Спорт, культура и укладПатриот готов встать на защиту слабого, близких, своей Родины. Традиционные военно-спортивные праздники, кадетские движения, спортивно-патриотические клубы, мероприятия, направленные на популяризацию спорта, здоровья, сдача норм ГТО стали неотъемлемой частью школьной жизни.Патриот уважает культуру и ценности других народов, стремится к диалогу, миру и согласию. Фестивали культур, изучение нескольких иностранных языков, образовательный туризм и многие другие мероприятия способствуют взаимоуважению детей разных национальностей.Патриот – это социально активный гражданин. Модель классного и школьного соуправления, коллективно-творческие дела, ведение портфолио учеников, в котором отмечаются все проявления социальной активности ребенка, рейтинги классов, дискуссионные клубы, встречи со знаменитыми современниками – все это способствует участию каждого обучающегося в интересной жизни школы.Ну и самое главное – это уклад школы, договоренность между всеми участниками образовательного процесса о ценностях и приоритетах, среди которых главный – воспитание гражданина!Любить свою Родину и своим примером учить этому детей – это моя жизненная позиция. Большое счастье понимать, что живешь в стране с богатейшими культурными традициями, широчайшим наследием, глубокими историческими корнями и, конечно, прекрасными людьми, которые, пусть даже не вслух, несут общую идею: «Я патриот!».Ольга ДМИТРИЕВА, директор шуваловской гимназии №1448
Комментарии