search
main
0

Жизнь вернулась на Ольхон . Новая трактовка пушкинских сюжетов

«Жили-были старик со старухой у самого синего моря…» «Мимо острова Буяна, в царство славного Салтана…» – в воображении каждого, произносящего эти строки, возникает свой особенный образ сказочного моря и диковинного острова. Но если вы спросите иркутских школьников, какое море и какой остров имел в виду сам Пушкин, они, не задумываясь, ответят: «Озеро Байкал и остров Ольхон».

Остров Буян Их убежденность заставляет верить, что смелое утверждение имеет под собой прочное основание. Я не проверяла его истинность в научных документах, но, доверяя собственным ощущениям, полностью с ним согласилась, побывав на Ольхоне и узнав немало интересного о нем и его жителях. Кстати говоря, так он называется сегодня, а раньше, когда берега Байкала населяли предки современных бурятов, он носил имя Буин – название это сохранилось в древних легендах и преданиях. Музей. Вход свободный Гордость и своеобразная визитная карточка Хужира, главного поселка Ольхона, – краеведческий музей, созданный более пятидесяти лет назад стараниями учителя географии местной школы Николая Михайловича Ревякина. Сегодня музей носит его имя, а учителю-энтузиасту посвящен отдельный стенд. Вот что рассказала наш экскурсовод: – Наш музей создан летом 1953 года. Николай Михайлович прибыл на Ольхон в 1944 году, и его назначили директором семилетней школы. В 1950 году он перешел на учительскую должность и организовал краеведческий кружок. Собрал вокруг себя ребят, которым было интересно все, что связано с историей, этнографией и природой Ольхона, и стал водить их в походы. Обычно сам Николай Михайлович ехал на мотоцикле, а ребята за ним – на велосипедах. На Ольхоне они открыли более 20 стоянок древнего человека, это след эпохи неолита, железного и каменного веков. Надо сказать, что большая часть ценных находок сделана ребятами в пещере горы Шаманки, где, по-видимому, совершались погребения шаманов. Школа В апреле 2010 года Хужирская школа отметила свое 70-летие. На юбилей съехалось множество выпускников. Приезжали с дорогими подарками, такими, например, как интерактивная доска. А в сентябре этого года исполнится 30 лет педагогической деятельности директора Хужирской школы Ивана Ивановича Мерца, с чем редакция «Учительской газеты» его поздравляет. Все эти годы Иван Иванович проработал в Хужире. А оказался на острове почти случайно. Немец по национальности, родом из Алтайского края, он отслужил в армии в Иркутской области и поступил учиться на истфак Иркутского университета. На последнем курсе, в марте, был приглашен своим другом в гости на остров Ольхон. Приглашение принял с радостью: хотелось в спокойной обстановке дописать дипломную работу, посвященную истории Алтайского крайкома партии. Целый месяц гостил Мерц в Хужире, любовался байкальскими закатами и рассветами, увлекся подледным ловом, изучил все достопримечательности острова и полюбил Байкал так сильно, что попросился на работу в Хужирскую школу. 6 лет Иван Иванович был учителем истории и завучем, а затем возглавил школу. У Ивана Ивановича трое взрослых детей, мама живет в Германии, куда не раз звала переехать и сына, но Ольхон для Мерца по-прежнему остается лучшим местом на земле. Разговор с Иваном Ивановичем мы начали со сравнения сегодняшней школы с той, которая была в начале его директорства. – В 1988 году в школе обучались 320 детей, а сегодня – всего 170, – говорит Мерц. – Впервые после долгого перерыва к нам придет много первоклассников, и это обнадеживает. В детском саду подрастают наши будущие ученики. У школы было трудное время. Всего пять лет назад острову дали свет. С начала перестройки мы жили без электричества. Удивляться этому не стоит. При советской власти все населенные пункты острова обеспечивались светом за счет рыбзавода. Он был монополистом на острове. Когда началась приватизация, все рухнуло. Электростанцию передали муниципалитету, а у него не было денег ее содержать. Поселок остался без света. Школа в это время приобрела свой маленький дизель, муниципалитет тоже приобрел небольшой, в 50 киловатт, для обеспечения светом бюджетных учреждений. Население же в основном сидело без электричества, пользовались свечами, лучинками, керосиновыми лампами. Лишь самые состоятельные могли купить дизели. В 2003 году губернатор области принял решение об электрификации острова, и в 2005 году у нас появился свет. Жизнь вернулась на Ольхон. Теперь у нас и компьютеры, и Интернет – наладилось общение с внешним миром. В школе бесперебойная спутниковая связь. Мы ежедневно без проблем общаемся с начальством, коллегами и друзьями по скайпу. Это очень упрощает жизнь. Ведь раньше сообщение у нас было только через паромную переправу. Нужно было пересечь пролив Ольхонские ворота. Райцентр Еланцы находится от нас в 100 километрах, с учетом переправы добираться туда приходится в теплое время года по три часа (по льду быстрее). Теперь я езжу в Еланцы или в Иркутск на совещания примерно раз в месяц. Дети выезжают чаще. Наши ученики принимают участие во всех районных, областных фестивалях и конкурсах и побеждают. Что касается кругозора, то я не преувеличу, если скажу, что наши ученики видят гораздо больше, чем их сверстники с материка. Это за счет спонсорской помощи, которую оказывают местные предприниматели. Наши дети два раза в год путешествуют по миру. Объездили уже всю Европу: были во Франции, Испании, Германии, Польше. Теперь осваиваем Азию: Монголию, Вьетнам, Корею и Китай. – Ольхон большой (221 километр береговой линии, площадь 729 кв. км), а школа только одна. Как к вам добираются дети из других поселков? – Почти все ученики живут в Хужире. До прошлого года в школе работал интернат, в котором проживали 5-7 детей. В будущем году останется только четверо. Двое из них на время учебного года со своей мамой поселятся в Хужире, двоих разместят у родственников, а на выходные их будет возить домой школьный автобус. – Вы участвуете в конкурсах? – В 2006 году мы участвовали в конкурсе «Школа успеха», а в 2007-м получили 1 миллион рублей в рамках нацпроекта. Полностью обновили мебель, звуковую технику, купили компьютеры. У нас сегодня на 170 учеников 32 компьютера. – Много ли мужчин в вашем педколлективе? – У нас 20 учителей, психолог и библиотекарь. Мужчин было четверо, двое ушли в этом году: один – в МЧС (там зарплата больше), а учителя физики проводили на пенсию. Вместо него теперь будет преподавать наша выпускница. Молодежи немного, поскольку у нас проблема с нагрузкой. Дело в том, что наша школа не имеет статуса сельской. Хужир – рабочий поселок, поэтому педагогический стаж идет у учителей только при 18 часах в неделю. Более половины коллектива уже имеют льготный стаж, поэтому мы решили давать полную нагрузку только тем, у кого его нет. Еще одна проблема – подушевое финансирование. Мы не можем привлечь детей больше, чем проживает на острове. С 1 октября 2010 года в области вводится новая система оплаты труда, но мы не ждем прибавки зарплаты, поскольку дефицит бюджета, как районного, так и областного, ставит педагогов в тяжелые условия. – Иван Иванович, а каковы взаимоотношения школы с властью? – Это тоже проблема. Школа финансируется из районного (дефицитного) бюджета. Если бы мы относились к муниципалитету, мы бы имели больше, потому что наш поселковый бюджет сегодня богаче, чем районный (за счет туризма). Одно хорошо: мы всегда находим поддержку и понимание нашего хужирского руководства. Местная власть всегда готова помочь школе, несмотря на территориально-административное деление. Глава поселковой администрации – наш выпускник, и это о многом говорит… …После разговора с директором школы мне в память врезалась его фраза: «Жизнь вернулась на Ольхон»… Стало ясно – сердце Байкала по-прежнему бьется, а значит, все здесь будет хорошо.Иркутск – Хужир

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте