search
main
0

Жизнь в стиле импровизации

Свободный поток помогает человеку найти себя

Есть встречи, которые переворачивают жизнь. С Ириной СМИРНОВОЙ мы виделись несколько раз. Обычно я слышала ее музыку и видела молодую летящую женщину, из-под рук которой рождалась мелодия – легкая, воздушная и очень светлая. Звуки приносили радость и тихое успокоение. Личное знакомство случилось недавно, и вновь удивила та легкость, с которой творилось наше общение. Вроде бы и темы обсуждали не самые простые (в образовании, в том числе и музыкальном, много проблем), а в итоге осталось ощущение света и тихой радости. Возможно, решили мы на той встрече, обсуждение сложностей само по себе терапевтично. Когда нет статики, реальна трансформация если не самой проблемы, то нашего отношения к ней. Знакомьтесь: композитор и музыкальный терапевт Ирина Смирнова.

Мыслить музыкально

– Ирина, я совершенно музыкально не одарена. В детстве в основном читала…

– Вас кто-то обманул. Все дети талантливы, и вы тоже. В Интернете можно найти записи, на которых женщины в почтенном возрасте играют по нескольку часов в день. Это лучший способ сохранить себя интеллектуально. Если я плохо себя чувствую, то не пойду к врачу или в аптеку. Я буду час играть на пианино. Понимаете? Есть на подушечках пальцев точки, которые отвечают за внутренние органы. Это самомассаж, самотерапия, самонастройка. Если человеку показать способы организации звуков, то он начнет ими мыслить музыкально. Это выход на уровень подсознания, а оно бесконечно. Так человек получает возможность работать с подавленными эмоциями – источником печалей и стресса. Спонтанная музыка терапевтична. Человек играет себя.

Помочь себе

– Отдавая своих детей в музыкальную школу, я полагала, что они освоят этот язык самовыражения, но столкнулась с другим.

– У меня сейчас занимается ребенок, который после полутора лет обучения в системе отказался вдруг подходить к инструменту. До сих пор не могу привести в нормальное состояние, хотя появляются первые улыбки и, несомненно, удачи. На днях мы играли недовольство: сначала пришел медведь, потом заяц, птичка, лиса. Получилась сказка. Медведь у нас научился петь у птичек. Домашнее задание для ребенка было таким: продумать композицию придуманной на уроке сказки. Многое зависит от учителя. Я веду мастер-класс по импровизации для педагогов. Замечаю, что приходят молодые, более подвижные, которые не боятся проявиться. Я предлагаю коллегам прежде всего помочь себе, а через себя и другим. Понимаю, что одна я не могу ничего исправить и научить весь мир.

Играть музыку

– Что такое импровизация?

– Это наиболее органичная форма развития креативных возможностей сознания, умение создавать музыку на глазах у всех, мгновенно реагировать, выбирать единственный вариант из нескольких возможных. Импровизация развивает интеллектуальные и психологические способности, помогая и в других жизненных ситуациях чувствовать их особенности и делать правильный выбор. Возникает особая связь между теми, кто играет вместе. Совершенно не обязательно быть музыкантом, для того чтобы играть музыку. В процессе совместного погружения в спонтанный музыкальный процесс между членами команды возникают новые тонкие связи, более высокий уровень доверия, новое знание друг о друге. В итоге качество работы команды повышается, и сообщество разных личностей имеет шанс превратиться в сильный ансамбль, гармонично и вдохновенно решающий различные творческие задачи.

Создать проект

– Как для себя вы решили задачу обучения импровизации?

– Я решаю ее в России, Финляндии, Норвегии, Франции, Индии. Занимаюсь этим уже 30 лет и, конечно, апробировала свой метод на музыкантах и немузыкантах, учениках и коллегах, людях разного возраста и разной профессиональной подготовки – от маленьких дебютантов до состоявшихся ярких звезд. Уже два года мы развиваем месте с единомышленниками проект «Импродетство». Это музыкальная и танцевальная импровизация в детских садах и школах Карелии. Проект победил на конкурсе Президентского фонда культурных инициатив. Теперь в двух десятках школ и детсадов республики на занятиях включают музыку. Она помогает расслабиться, эмоционально разгрузиться. Дошкольников, кроме того, учат импровизации в движении, это развивает фантазию и дает внутреннюю свободу. По сути, в карельские образовательные организации пришел проект системного использования арт-технологий, который инициировала старший методист Центра развития образования Людмила Фрадкова. Специально для этого проекта я написала два цикла музыкальных произведений, каждое из которых имеет свой уникальный эмоциональный оттенок и настраивает на определенный лад. Хореограф Александр Козин придумал набор упражнений, в основе которых танцевальная импровизация: работа с образом, с определенной физической задачей, взаимодействие с пространством и другими людьми. В прошлом году в проекте участвовали две тысячи человек, в этом – чуть меньше, но у нас есть лист ожидания и те, кто готов присоединиться.

Настаивать на своем

– Что вам пришлось преодолеть в жизни, чтобы продолжить заниматься любимым делом?

– Я работала на кафедре теории музыки и композиции в консерватории. Группа коллег меня третировала, психологически изматывала целых восемь лет. Это был психический террор, в результате чего я перестала писать тексты, поменяла профессию и уехала в Финляндию, где работала пианисткой в Национальной опере Страны тысячи озер 8 лет. Шестнадцать лет назад я вернулась в Петрозаводскую консерваторию, где работала на кафедре финно-угорской музыки и преподавала импровизацию. Теперь из программы этот предмет убрали, поэтому сейчас я тружусь в свободном режиме – есть проекты, в том числе международные, ученики в детской музыкальной школе №1 имени Гельмера Синисало. Так я с импровизацией и существую. Существование для меня – это бытие: утром, днем и вечером. Это жизнь с творчеством!

«Буду играть все, что ты захочешь»

– Кто, на ваш взгляд, должен преподавать детям музыку?

– Возможно, я ошибаюсь, но мне кажется, что детям музыку должны преподавать специалисты самого высокого класса – люди, которые могут сами исполнить все то, о чем они говорят. Например, ко мне иногда приходят ученики, которым не нравится играть заданную пьесу, а я говорю: «Открывай книжку, я сыграю все, что ты захочешь». И происходит то, что называется «процесс пошел». Если педагог не сможет сыграть или спеть так, чтобы это затронуло душу, – это беда.

Панацея от печалей

– Что лично для вас импровизация?

– Это панацея от всех печалей. Все проблемы психологического и психоэмоционального свойства лежат в отсутствии возможности самовыражения. Импровизация дает возможность самопрезентации. Это бережный экологичный способ выразить себя. Когда ты играешь свое состояние, то избавляешься от негативного и усиливаешь позитивное. Ты обретаешь баланс, а это хорошо и для тебя, и для тех, кто рядом. Поэтому с читателями «Учительской газеты» я делюсь ссылкой на свой канал Art Education (https://www.youtube.com/channel/UCxknCzAKOUtORT77‑Wdq4ag/featured), на котором выложены уроки по импровизации.

Мария ГОЛУБЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте