Руперт Эверетт соткан из противоречий. Олицетворение британского джентльмена, получивший образование в одном из самых престижных колледжей Англии, он может сказануть, что книг почти не читает. Будучи высоким стройным красавцем – мечтой всех девушек, открыто заявляет о своей нетрадиционной сексуальной ориентации, снявшись в роли гея в «Свадьбе моего лучшего друга» с Джулией Робертс и просто «Лучшем друге» с Мадонной. Фотомодель, он может прийти на встречу с журналистами в какой-то непонятной футболке. Наверное, имея такое умное высокомерное лицо, с которым он обречен играть королей и лордов вроде Горинга в «Идеальном муже» и Карла Первого в «Убить короля», Эверетт сознательно позволяет себе подурачиться. И одолжить личико Джеймсу, например, Бонду, этой пародии на британскую элегантность. Прошедшая во время Московского кинофестиваля пресс-конференция актера дала возможность заглянуть за маску светского шалопая. Лицедея, которому нравится смеяться, оставаясь серьезным, как в шекспировской комедии, в чьей экранизации он недавно сыграл.
– Вы привезли на фестиваль фильм «Иная лояльность» Марека Каневска про двойного агента Кима Филби, где сыграли главную роль. Как вы оцениваете своего героя?
– У Кима Филби не было никакой возможности вернуться в Англию, он попал в западню – лишился страны, семьи, никогда больше не видел детей. Он самым жалким образом окончил свои дни в Советском Союзе – просто спился. Человеком он был, совершенно очевидно, несчастным.
– После роли Филби вам бы не хотелось сыграть другого знаменитого шпиона – Джеймса Бонда?
– Шпионы – отличный персонаж для актера. Шпион все время притворяется кем-то другим, а ведь именно в этом и состоит суть актерской игры. Кроме того, это очень романтичный персонаж – по крайней мере то, как его изображают, у него все время возникают противоречия между чувством долга, как он это понимает, и чувствами к близким. Почему бы мне не сыграть Бонда? Это было бы очень интересно!
– Вы полтора года жили в России в начале 90-х годов, во время съемок в «Тихом Доне» у Сергея Бондарчука, где играли Григория Мелехова. Как вы вспоминаете об этом времени?
– Когда меня пригласили сниматься по роману Шолохова, я очень удивился: мне казалось, что я не очень подхожу на роль Григория Мелехова, русского казака. Я был ошеломлен. Но для меня съемки в «Тихом Доне» и жизнь в России были важным поворотным периодом в жизни, удивительным опытом. Я жил в очень интересном времени: советская эпоха еще не кончилась, но уже назревали изменения. Я видел, как Ельцин смещал Горбачева. И, конечно, я вспоминаю, какое великое время я провел с Сергеем Бондарчуком и его женой. Да все было удивительно! Быт был совсем другой. Это сейчас в России есть и дискотеки для геев, и рестораны, тогда это было невозможно. Еще помню, в Вешенской, куда мы ездили, в то время практически нечего было есть. А чего стоил поезд «Тихий Дон»: там нам подавала остывший обед женщина без зубов, но с огромными накрашенными ногтями! Кроме того, после России у меня просто отпала печень. Наверное, 6 месяцев спустя я испытывал похмелье.
– Россия как-то повлияла на ваш внутренний мир, характер?
– Знаете, раньше меня всегда удивлял Чехов. Его персонаж может быть абсолютно счастлив и тотально несчастлив в течение одного часа. Как это получается? Загадка. Для меня это и есть проявление русской ментальности. В Америке, в Англии люди стараются найти логическое обоснование такой быстрой смене эмоционального фона. Когда я жил в России, я понял, что осмыслить это невозможно, но проблема существует: у русских людей действительно за подъемом следует стремительный спад. Я тоже начал испытывать нечто подобное – от эйфории к депрессии и обратно.
– Вы играли королевских особ. Например, Карла Первого. Кого из королей вам хотелось бы еще сыграть?
– Мне понравилась роль Карла. Я смотрел картины Ван Дейка, где он изображен, чтобы его представить. Карл был абсолютно бесполезен для своего народа, но мне симпатична его личность. Он мужественно перенес суд над собой и казнь. Не знаю, кого из королей и королев – во всех смыслах – я бы еще хотел сыграть. Может быть, Марлен Дитрих.
– Вы снимались в паре с Мадонной, Шэрон Стоун. Вам нравятся сильные, мужественные женщины?
– И Мадонна, и Шэрон Стоун – обворожительные женщины. А то, что они еще и мужественные, закономерно. На рубеже веков баланс между мужчиной и женщиной изменился, четкое распределение функций стирается. У женщины больше свободы, она не сидит на кухне все время. И вот это сочетание в них женственности и мужественности особенно интересно. И Мадонна, и Шэрон Стоун – потрясающие.
– Вы начинали как фотомодель. Как вы относитесь к моде, вы за ней следите?
– Мой любимый брэнд, так же, как и любимый дизайнер, – я сам. Я одеваюсь так, как хочу в данный момент. Я не слежу за модой, потому что она все больше превращается в одну большую спекуляцию.
– С каким режиссером вам бы хотелось поработать?
– С Педро Альмодоваром. Это мой любимый режиссер. Он делает то, что должен делать настоящий талант, – отражать происходящее с людьми так, как это случается именно в его стране, и так, как он это видит. В его фильмах есть огромная нежность, красота и любовь к людям.
– Вы помните событие, повлиявшее на ваш выбор актерской профессии?
– Первое, что я увидел в детстве, был мультфильм «Белоснежка и семь гномов». Это перевернуло меня, мне все показалось волшебным: как открывается тяжелый занавес перед экраном, луч прожектора, сам экран, на котором вдруг ожили картинки. А потом я посмотрел «Мэри Поппинс» и окончательно решил стать актером.
– На вашем счету два романа – «Привет, дорогая, ты работаешь?» и «Парикмахерши из Сент-Тропеза». Планируете еще что-то написать? Что любите читать?
– Сейчас я ничего не пишу. А насчет любимых писателей… Я не очень книжный человек и не так часто читаю. Кстати, я многое прочитал и узнал, живя в России. В свободное время я ничего не делаю. Вообще вот такое ничегонеделание мне очень нравится!
– С каким персонажем – выдуманным или реальным – вы бы хотели встретиться?
– Хороший вопрос. С Буддой.
– Как на вас повлияло детство, в частности, то время, когда вы учились в католическом колледже при монастыре бенедиктинцев?
– Воспитание в монастыре – это действительно экстремальный опыт. Тогда, в детстве, мне это совсем не нравилось. Сейчас же мне кажется, что это мне пошло на пользу. Во всяком случае, мне очень жесткое энергичное религиозное образование дало непрерывный интерес к религии.
– Какого героя вы бы никогда не сыграли ни за какие деньги?
– Наверное, человека, слишком отчаянно предающегося насилию.
В фильме «Иная лояльность» ЭВЕРЕТТ снялся с Шэрон СТОУН
Комментарии