search
main
0

Жизнь в долг. Семейные бюджеты учителей трещат по швам

​Подводя предварительные итоги Года учителя, в октябре 2010 года президиум Челябинского областного комитета профсоюза принял решение провести мониторинг социально-экономического положения работников отрасли. К этому профсоюзных лидеров побудил резкий и неутешительный рост цен в начале осени, несоотносимый с увеличением доходов учителей (фонды оплаты труда в Челябинской области повысились в сентябре на 10%). В мониторинге приняли участие педагоги ряда муниципалитетов: Ашинского, Красноармейского районов, Магнитогорска, Еманжелинска и Златоуста.

Нескольким десяткам педагогических семей предложили весь последний квартал года вести своеобразный экономический дневник – тетрадь, в которую необходимо было записывать все свои доходы и ежедневные расходы. В примерной памятке по заполнению дневника среди возможных расходов были указаны посещение магазинов и рынков, коммунальные и бытовые услуги, культурные и спортивные мероприятия, содержание детей в школе, налоги, пошлины, судебные издержки и т. д. Выборка, конечно, получилась не слишком репрезентативная, но вот результаты вполне наглядны. Говорить о том, что у педагога неприлично низкая зарплата – это одно, а увидеть собственными глазами семейные бюджеты конкретных учителей, фактически наблюдать, как они получают и тратят свои деньги на протяжении трех месяцев, – совсем другое.Итак, семья №1. Муж – учитель физкультуры, жена – воспитатель дошкольного учреждения, ребенок ходит в детский сад. Живут в двухкомнатной квартире-«хрущевке», купленной в ипотеку. Считаем, что же у них получилось. Общие семейные доходы в октябре составили 12,8 тыс. рублей, в ноябре – 13,7 тыс., в декабре – 20,2 тыс. (включая «13-ю зарплату»). Простые арифметические действия показывают, что в среднем «на душу» в этой семье приходится 5188 рублей в месяц.Теперь о расходах. Из крупных ежемесячных статей семейного бюджета – ипотека (6 тыс. рублей) и платеж за компьютер, купленный в кредит (1,1 тыс. руб.), то есть фактически на ту же «душу» в месяц остается 2822 рубля, на всю семью – около 8,5 тысячи. Другие статьи расходов – это приобретение одежды, в основном на рынке (в среднем 760 рублей в месяц), лекарства (около 300 руб.) и эксплуатация автомобиля (столько же), детский сад: содержание, взносы на нужды группы, расходы, связанные с утренниками (около 800 рублей в месяц), коммунальные услуги (около 2,1 тыс. руб.).За исключением небольших сумм, связанных с оплатой сотовой связи, приобретением бытовой химии и подарков на дни рождения, все остальные деньги остаются в продуктовом магазине и на рынке. Это около 1,8 тыс. рублей в месяц на троих. Для чистоты эксперимента расходы на новогодний стол (3 тыс. руб.) в расчеты не включены. Примечательно, что эта педагогическая семья сумела за квартал один раз купить книгу (250 руб.), игрушку ребенку (200 руб.) и даже сходить в кинотеатр (300 руб.). В целом расходы здесь не намного, но превышают доходы. Спасает помощь родителей – как записано в дневнике, около 2 тысяч в месяц.Семья №2. Муж работает охранником, жена – учитель-логопед, воспитывают сына-студента и дочь-школьницу. Средняя зарплата главы семьи – 6,8 тыс. рублей, его супруга зарабатывает около 12,4 тыс. рублей. Средний ежемесячный доход на 1 человека – 4,8 тысячи. Как и в предыдущем случае, львиная доля расходов – это траты на питание. Каждый член семьи «съедает» примерно 1600 рублей в месяц. Еще одна головная боль для родителей – расходы на образовательные учреждения для детей, это усредненные 2,8 тысячи в месяц на одного. Коммунальные услуги и телефон отнимают еще 4,5 тыс. рублей ежемесячно, почти столько же уходит на промтовары (от бытовой химии до детской одежды). И этот семейный бюджет не обходится без дополнительного источника – пенсии по потере кормильца в размере 8,1 тыс. рублей. Как выяснилось, раз в квартал учитель может себе позволить поездки: а) к родителям, б) на две олимпиады (за свой счет).Семья №3, неполная. Учительница начальных классов, которая находится в отпуске по уходу за ребенком 2009 года рождения. Живет вместе с матерью-пенсионеркой, ведут раздельное хозяйство. За три месяца молодая женщина получила на руки 14,3 тыс. рублей (включая выплаты за классное руководство). К этой сумме прибавляем пособие на ребенка – 440 рублей, еще 2,3 тысячи государство будет выплачивать до достижения ребенком возраста 1,5 лет. Таким образом, молодой педагог может потратить в месяц 3787 рублей на себя и столько же – на сына. (Кстати, полтора года ребенку исполнится уже в этом году, и когда одно из пособий перестанут выплачивать, на каждого уже будет приходиться по 2,6 тыс. рублей в месяц). Тратить молодая женщина свои средства вынуждена очень экономно. Кроме коммунальных расходов и оплаты за телефон (а это 3,3 тыс. руб. в месяц), деньги остаются только на продукты, памперсы и незначительную бытовую химию. Судя по записям в дневнике, в декабре ребенок заболел и поход в аптеку нанес серьезный урон и без того мизерному бюджету – на детские лекарства потрачено 500 рублей. Уже сейчас расходы молодой женщины превышают доходы. Как она будет справляться дальше, остается за страницами дневника.Таких историй из жизни учителей и воспитателей можно привести еще множество. Средний заработок одного взрослого человека – 5-8 тыс. рублей. В графе «Посещение учреждений культуры и спорта» практически у всех стоит прочерк, книги тоже почти никто не покупает (разве что учебники детям). Кто-то выплачивает ипотеку, а кто-то снимает квартиру, практически в каждой семье есть кредит, а где-то не один, многие подрабатывают на одной-двух работах, у большинства копятся долги по коммунальным платежам. Вот что написала в своем комментарии учитель, одна воспитывающая ребенка-подростка: «В 2009-2010 учебном году была небольшая зарплата, поэтому отпускных не хватило, чтобы в течение июля-августа 2010 года вовремя оплачивать кредит, квартплату, собрать ребенка в школу. Поэтому за квартиру платила только 500 рублей, образовался долг более 7 тысяч, который смогла погасить к концу декабря. Приходилось занимать деньги у родственников…» Спасает эту семью натуральное хозяйство: «Благодаря огороду есть свои овощи (картофель в этом году не уродился): маринованные огурцы и помидоры. Запасли грибов».Не так давно в Челябинск приезжал руководитель группы разработчиков образовательных стандартов второго поколения Александр Кондаков. Рассказывая о новых стандартах для старшей школы, он говорил, что сегодня к учителю предъявляются новые требования. Это «носитель традиционных ценностей России и гражданского общества, пример образцового поведения в обществе; патриот, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций».Кто спорит? Именно таким и хотят видеть современного российского педагога в профсоюзе работников образования, лоббируя интересы учителей в органах законодательной и исполнительной власти. Обком профсоюза организует регулярные мероприятия с участием министерства образования, проводит консультации, готовит обращения в различные инстанции, устраивает акции в защиту учителей. Недавно обком стал инициатором встречи педагогов и первых лиц из правительства и Законодательного собрания области. Чиновники лицом к лицу встретились с учителями, ответили на их острые вопросы, смогли почувствовать их настроения. Итогом встречи стало решение о создании постоянно действующей комиссии при ЗСО, которую возглавил вице-губернатор области. Все это делается для того, чтобы напомнить и власти, и обществу: учитель – прежде всего личность. Как может быть полноценной личностью тот, кто за свой труд получает фактически размер прожиточного минимума? Показательным в этом смысле стал еще один комментарий, приведенный в конце одного из дневников: «Обращается к вам учитель начальных классов высшей категории, стаж 20 лет, победитель муниципальных и лауреат областных конкурсов «Учитель года», «Самый классный классный», обладатель гранта губернатора… Все мои заслуги перечислены для того, чтобы высказать боль, крик души по поводу того, что жизнь отдана другим детям, а что я могу дать своим собственным? Квартиру? Она в залоге в банке, и неизвестно, сможем ли мы в дальнейшем оплатить кредит, так как финансовая ситуация непредсказуема. Проработав с мужем на двоих 44 года в образовании, не заработали бюджетного жилья. Путешествия? Мы никогда не сможем накопить на поездку в захудалый санаторий, не то что на юг или за границу. Красивые вещи? У нас просто нет на них средств. По моим записям видно, что мы не можем позволить себе купить мясо. Овощи и ягоды у нас со своего огорода, что облегчает жизнь. Для того чтобы купить одежду детям, нам с мужем приходится подрабатывать летом в детских лагерях, отпуска мы не видим. Прекрасно понимаю, что ничего не изменится. Многие и сейчас могут сказать: «Учителя хорошо живут» (могут позволить себе 300 граммов колбасы и кило яблок). Мы работаем с утра и до позднего вечера, а зарплата низкая. Так хотелось бы, чтобы жить стало хоть немного легче».Челябинская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте