search
main
0

«Жизнь прекрасна каждый день»

Памяти первого учителя года СССР Александра Сутормина

Ушел из жизни победитель первого конкурса «Учитель года» Александр Сутормин. Состязание состоялось в далеком 1990 году в Советском Союзе. Хрустального пеликана учителю русского языка и литературы Поповской средней школы Чернского района Тульской области вручил президент СССР Михаил Горбачев. В своей школе Александр Сутормин проработал 43 года. Был заслуженным учителем РСФСР, отличником просвещения.

Александр Евгеньевич почти не выезжал на публичные образовательные мероприятия, предпочитал оставаться в стенах класса, учил детей. С журналистами общался редко. Первый очерк о нем в «Учительской газете» вскоре после конкурса написал Петр Положевец (ug.ru/neuzheli-ne-vernem-pamyati-pervogo-uchitelya-goda-1990‑aleksandra-sutormina). Одно из последних интервью с учителем вышло на страницах газеты «Мой профсоюз» в 2017 году. Статья называлась «Жизнь прекрасна! Это кредо первого учителя года Александра Сутормина». Приводим текст полностью.

 Первым учителем года еще в Советском Союзе стал филолог, педагог из Тульской области Александр Евгеньевич Сутормин. Этот факт вошел в анналы истории образования. А вот чем занимается сегодня наш конкурсный Гагарин, известно меньше, потому что человек он непубличный. Встретиться с ним и поговорить – большая журналистская удача и человеческая радость.

Почему радость? Ее не объяснишь, но она ощущается. Учитель года СССР верен своей школе – Поповской средней Чернского района Тульской области. Сорок лет учительствует – и ни на шаг с поста. Небольшая сельская школа – уютная, светлая, чистая, здесь есть все, что надо для учебы, вкусно кормят в столовой, а в классе Александра Евгеньевича, как в хорошем доме – много книг, атмосфера творчества, спокойно, умиротворенно.

С Александром Евгеньевичем хочется говорить сразу обо всем. Начинаем, конечно, с конкурса, с того, что «Учительская газета», придумавшая это соревнование для педагогов, изменила раз и навсегда жизнь Сутормина.

– Благодаря конкурсу я посмотрел на себя со стороны, до этого не был уверен в себе. А конкурс показал, что надо верить в свои силы.

Выступал на телевидении после победы. Мне говорили журналисты: «Ой, как хорошо, вы работаете в сельской школе, идете по деревне, и все с вами здороваются». Я говорю: «Не в том радость сельского учителя, что все здороваются». Радость, наверное, в чем-то другом…

– Мне кажется, вы счастливый человек…

– Живу работой. Таскаю тетрадки, вот сейчас наберу на субботу, воскресенье. У меня есть кодекс, заложенный внутри: надо работать добросовестно, делать честно свое дело, не допускать брака.

– Александр Евгеньевич, как вспоминается «Учитель года»?

– Очень хорошо. Я познакомился со многими людьми. Директор школы Софья Павловна, сейчас она на пенсии, сказала тогда: «Саша, мы ничего не теряем, не корову проигрываем, поезжай, покажи себя». Я был молодой. Помогли друзья, посоветовали, подтолкнули – я и поехал. Легок был на подъем по молодости.

У некоторых коллег по конкурсу были обиды – почему того выбрали, а не меня. Они привезли столько чемоданов методических разработок, а я приехал с одним журналом «Литература в школе».

Что мне понравилось? Мы полдня писали психологические тесты, проверяли, какие мы люди – интроверты, экстраверты и так далее. Научный подход.

Вообще понравилась организация конкурса, людей размещали, возили, кормили, думали о культурной программе.

Понравился Геннадий Николаевич Селезнев, я был очарован им, такой обходительный, благородный, необыкновенный. Приятно было с ним общаться. Печально, что он умер. С занозой в душе прочитал заметку об этом.

Петра Положевца помню. Большой ему личный привет!

Александр Евгеньевич не бывает на всероссийском финале конкурса «Учитель года России», редко ездит даже на областной конкурс. Почему-то считает, что приглашают его как «свадебного генерала». Как человек скромный, уверен, что в жюри зовут из-за старого титула «учитель года». На мои робкие уверения, что коллеги хотят с ним пообщаться как с педагогом, поучиться у него, отвечает:

– Уроки у меня обычные. Если каждый день по семь занятий, ухожу домой в четвертом часу, несу кипу тетрадей, скажите, есть ли время на написание новых конспектов? Когда было меньше уроков и оставалось время работать над конспектами, я успел создать задел. И теперь мне не стыдно работать по этим материалам, хотя прошло уже немало времени. Использую то, что у меня было наработано за долгие годы. Честно и добросовестно писал их, каждый день до полуночи сидел.

– А новые требования, новые федеральные государственные образовательные стандарты?

– Учу детей, которые идут по стандартам, и вижу, что они не умеют работать с книгой, со справочниками. Не могут сделать задание по образцу. Привыкли смотреть на электронную доску. А учить правила, запоминать не могут. Хотя техника чтения хорошая. Возможно, от класса зависит. Говорят – развивать креативность. Но не всегда креативный ученик отличником становится, есть просто зубрилки.

Есть такое мнение: чтобы поддерживать жизнь в государстве, надо всего 15‑17 процентов образованных людей. И потом, вы сами знаете, от образования не зависит качество жизни. У моих выпускников высшего образования нет, а имеют и квартиры, и машины. Я за этим не гонюсь, не моя цель жизни, тем не менее в материальном плане они преуспевают больше, хотя должно быть наоборот.

Александр Сутормин критически относится и к ФГОС, и к единому государственному экзамену – считает заниженной его планку. И особая печаль – об учебниках:

– Вышли новые учебники по русскому языку, я сейчас по ним работаю. Какие же плохие! Не случайно я люблю старые учебники. Нет нормальных упражнений, чтобы работать по определенной теме. А раньше в учебниках были тысячи упражнений на отработку, каждое упражнение на свой случай из правила. Я мучаюсь, я не могу работать. Совсем другая подача материала. Старые учебники были компактнее, четче, понятнее.

А видели вы учебник по литературе? Его можно читать только со специальным переводом на русский язык. Институтского уровня учебник. Проходили с ребятами Островского. Совсем ничего про личную жизнь Островского нельзя узнать. Девочка подготовила очень хорошую презентацию – и так выкрутились. Как понять писателя, если ты не знаешь его личной жизни? Учебники, по которым невозможно работать, – это боль. Хочется, чтобы дети, выйдя из школы, имели живое, образное представление о писателе как о человеке. А здесь такая скукота. Это не для школы учебники. И никто об этом не говорит.

Кстати, знаю сайт mel.fm, захожу иногда туда, читаю. Один автор сказал: «Пугает вот что – нас заставляют читать целиком Достоевского». Очень хороший довод приведен: Пушкин не изучал Достоевского, и это не помешало ему стать образованным и умным человеком. Есть же прекрасные детские книги для каждого возраста. Почему их не вставить в программу? Или такой выход – составить хрестоматию, чтобы взять на уроке фрагмент великого текста, но адаптированного, и прочитать. Ну не читают дома дети! Пусть они хотя бы в классе прочитают сцену убийства старухи-процентщицы.

Я тут решил дать Пушкина не спеша, все, что считал нужным. Когда они еще встретят Пушкина в своей жизни? Долго сидели над «Грозой» Островского. Хоть что-то у них да остается. Хотя… не остается ничего. Провел тест, с ним справились единицы. Такая результативность.

– Но ведь есть и другие результаты, не знаниевые. Нравственные качества человека… То, что нельзя измерить.

– Это зависит от личности учителя. Я стараюсь пробиваться к сердцу. Слушают, да, думают. Иногда что-то рождается.

– Ведь вы не только предметник, еще и воспитатель.

– Воспитываю. Но это опасно: не так сказал, не так повернул тему – и все. Когда я детям в 7‑м классе объясняю «Детство» Льва Николаевича Толстого, я говорю фразу, которая может быть по-разному истолкована: «Дети не люди». «Как так?!» – возмущаются ребята. «А давайте рассуждать», – предлагаю я. Почему возникают конфликты? Учитель-взрослый не понимает психологию ребенка, ребенок не понимает психологию взрослого. Ребенок плачет от тоски, что Карла Ивановича выгоняют из дома, а Карл Иванович сердится, что Николенька не делает уроки. Дети не люди в том плане, что они еще не взрослые.

Александр Евгеньевич снова возвращается к самой больной теме:

– Почему нет такого хорошего человека, который учебники литературы написал бы в научно-популярном стиле? Посмотрите, как скучно пишут вступительные статьи к учебникам. Сколько излишней научности!

– Получается, вся надежда на то, что вы расскажете ребятам на уроке.

– Если у меня будет хорошее настроение. (Улыбается.)

– А бывает плохое?

– Нечасто, но бывает.

– А что вас вдохновляет?

– Сама жизнь. Жизнь прекрасна каждый день! Если бы я мог обратиться к коллегам, я бы сказал им так: «Ребята, не отдавайтесь на сто процентов работе. Сегодня она есть, завтра нет. И вам никто не скажет спасибо». А за что ученики могут нам спасибо сказать? За то, что мы силой выбиваем из них эти тройки?

– А книги вас вдохновляют?

– Прочитал книгу Ирины Левонтиной «Русский со словарем» и продолжение – «О чем речь». Когда дошел до последней страницы, даже подумал: «Как здорово, что я живой, что такие книги могу читать!» Крылья выросли за спиной. Прилив жизнелюбия от этой книги был.

– Кто вам нравится из современных писателей?

– Алексей Иванов, Юрий Поляков. Не так давно открыл для себя Бориса Рыжего. Я прочитал о нем книжку из серии ЖЗЛ и все стараюсь понять этого поэта. Мне нравится одно стихотворение:

Я тебе привезу из Голландии Lego,
мы возьмем и построим из Lego дворец.
Можно годы вернуть, возвратить человека
и любовь, да чего там, еще не конец.

Я ушел навсегда, но вернусь однозначно –
мы поедем с тобой к золотым берегам.
Или снимем на лето обычную дачу,
там посмотрим, прикинем по нашим деньгам.

Станем жить и лениться до самого снега.
Ну а если не выйдет у нас ничего –
я пришлю тебе, сын, из Голландии Lego,
ты возьмешь и построишь дворец из него.

Такая трагическая судьба, такой талант и такие печальные стихи! Думаю: почему негатив вдохновляет? Почему нет радости в жизни?

Я всегда детям говорю: жить надо весело. В общении с ребятами стремлюсь перейти барьер официальности. Пусть я буду казаться смешным. Зато дети открываются – смеются, говорят с места. Я удивляюсь, как умно они порой отвечают, юморят. Юмор – это признак ума. Есть один класс, где у меня особая атмосфера, мы можем говорить друг другу даже обидные вещи, но смешные. И ребята всегда знают, где проходит грань. Когда я серьезно объясняю – слушают и молчат. Когда можно расслабиться – шутят друг над другом и надо мной, ради бога. Я тоже не закрыт для этого.

Оксана РОДИОНОВА

 

От редакции

Коллектив издательского дома «Учительская газета» выражает соболезнования родным и близким, друзьям и коллегам Александра Евгеньевича. Светлая память удивительному педагогу и талантливому человеку!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте