search
main
0

Жизнь повернулась в сторону света

Знания, которые одухотворяют и облагораживают

«Последние дни августа в Тбилиси всегда жаркие, тает асфальт, и люди как будто теряют интерес ко всему… И вот уже скоро первое сентября… Школа зовет! Это самый святой призыв после призыва защитить Родину!» – так начинается книга Шалвы Александровича Амонашвили «Здравствуйте, дети!». Книга, которая принесла мировую известность автору гуманной педагогики. Она написана давно – почти пятьдесят лет назад. Но я с уверенностью отношу эту книгу к будущему истинной педагогики. К будущему всего учительства России.

С любимым Учителем в Бушети. Шалва АМОНАШВИЛИ и Инна МИРОНОВА
Фото из архива автора

Я прочитала эту книгу спустя 18 лет работы в школе. Вспомнилось свое детство, вполне счастливое. Правда, маму с нами рядом помню мало, она всю себя отдавала работе, преподавала русский язык и литературу и большую часть времени проводила в школе. Нашим с братом воспитанием занимался больше папа, добрейшей души человек. У Дмитрия Лихачева есть такая мысль: «Жить в моральном климате памяти». Только недавно я осознала смысл этих слов. И чувствую, что потребность отдавать и помогать другим людям – это от моих родителей. В юности много читала, впрочем, как и сейчас. И в 19 лет мне попалась книга «Искусство делать людей счастливыми». Как же отозвались в моей душе ее главные смыслы – жить с чистым сердцем и светлыми помыслами, ощущать себя в позиции ученика и помогать людям. Я твердо решила тогда, уже обучаясь на втором курсе педагогического института, что обязательно пойду работать в школу.

В первые годы довелось преодолеть немало трудностей. Опыт пришел не сразу. Но всегда с радостью просто летела в школу. Ведь были и любящие глаза детей, и благодарные родители, и понимающие коллеги. Были победы моих учеников на олимпиадах и яркие праздники.

Вспоминается случай. В 11‑м классе моя ученица – невероятная труженица, скромная, тихая – оканчивала школу на все пятерки. Но что-то произошло, обидел ее один преподаватель. Мама плакала, говорила, что дочь не пойдет писать ЕГЭ, что аттестат не самое главное в жизни. Не раздумывая, тотчас побежала к ним домой. Два дня попыток успокоить, переубедить девочку, острые разговоры с учителем, который обидел ребенка, дали результат, и вот моя Анечка уже улыбается, ее сердечко оттаивает. А я радуюсь, что успела, что оказалась рядом и поддержала ее, сделала что-то важное для нее! Она блестяще сдала все экзамены, а перед выпускным пришла ко мне ее мама, протягивает пятьсот рублей со словами искренней благодарности. Было это в далеком 2004 году. Подобные ситуации повторялись не раз. В какой-то момент мне казалось, что я вполне могу себя причислить к когорте добрых, гуманных учителей.

Но настоящую гуманную педагогику я открыла для себя лишь спустя многие годы. Тогда же решила принять участие во Всероссийском педагогическом конкурсе «Диалоги с Амонашвили». Написала работу по его книгам и отправила в Москву. Вскоре после подведения итогов меня пригласили на вручение дипломов, я стала лауреатом I степени, а также и на образовательный форум в Москве, где предполагалась встреча с Шалвой Александровичем.

Первая встреча с Учителем. Я была поражена скромностью и необыкновенной простотой этого легендарного человека. Личности! Слушала его лекции как завороженная, на глазах наворачивались слезы. Чувство радости, безмерной любви и благодарности. И одновременно сожаления, что так поздно пришли ко мне истинные знания. Согласно словарю Шалвы Александровича надо восстанавливать «ось питания» – так трактуется воспитание. Учитель призывает нести детям живые знания, те, которые одухотворяют и облагораживают, влекут к горизонтам науки. У меня тогда родились строки…

Ребенка душу он умеет разгадать
И все необходимое душе той дать.
Таланта искорку он видит в ней.
Дай Бог нам каждому таких Учителей.

Вот так душа обычного школьного учителя начала наполняться великой педагогической мыслью. Были в моей жизни Международные педагогические чтения в Тбилиси, Грозном, Москве, Минске. Многому училась у других прекрасных педагогов – последователей Шалвы Александровича. Но самый глубокий след в моем сердце оставили летние курсы в усадьбе Амонашвили, в Грузии, на которых я побывала трижды. После Бушети моя жизнь сильно изменилась, повернув в сторону света, осознанности и любви. Это место зарождения в человеке другого человека. Это место врачевания душ, где мудрости и тепла хватит на каждого нуждающегося, где творится доброе пространство будущего. Вот о такой школе я мечтаю! Вот о такой России я мечтаю!

Встреча с гуманной педагогикой помогла мне переосмыслить свой педагогический и жизненный опыт. Помогла взглянуть на своих учеников другими глазами, поверить в то, что в них заложены огромные внутренние возможности. И помочь ребенку раскрыть свою миссию. Но ведь раскрыть миссию может только тот, кто нашел эту миссию в себе, нашел свое предназначение. Как много людей на земле, которые живут вне своей судьбы! И это делает их несчастными. С уверенностью хочется сказать своему учителю, что я счастливый человек, несмотря на свой трудный путь. У меня есть семья, двое детей. Есть любимая работа. А в трудностях мне всегда помогают слова Шалвы Александровича: «Если вы прошли отрезок пути и не встретили перед собой препятствие, то это верный знак того, что путь этот не ваш. Ваш путь только тот, где вы найдете трудности, а их преодоление потребует от вас напряжения всех ваших сил».

Нет такой волшебной палочки, с помощью которой можно было бы решать все педагогические проблемы. Вот входят в моду новые программы и технологии образования. И вспоминается притча моего Учителя: «Положил ангел у ног Господа груду программ, учебников, методических пособий, длинный список научных трудов и сказал: «От простого учителя вырос я до профессора». Взглянул Бог на всю эту науку у своих ног и испепелил ее. И сказал ему: «Не для самости и затуманивания истины я посылал тебя быть учителем, но для заботы о талантливой девочке, судьба которой ушла в песок твоей науки. Иди и пожинай страдания погубленного таланта».

Страшная иллюстрация обезличенного образования! Нет, я не хочу видеть будущее таким! Любить ребенка! Только правильно, ведь некоторые вульгарно понимают гуманную педагогику. «То тает наше сердце от умиления к «цветам» нашим, – не трогать, не запрещать, только ласкать, пусть так и цветут». И тогда слагаем противоположную – безалаберную – педагогику. «Чрезмерная заботливость перерастает в ребенке не во взаимную чуткость, а в беззаботность и грубость; чрезмерное обилие материальных благ вырабатывает в нем не уважительное отношение к людям труда, а потребительство, вымогательство; чрезмерная уступчивость развивает в нем не гуманность души, а безволие, слабохарактерность…»

Я искренне верю и чувствую, что все начинается с безусловной любви. И когда ребенок полюбит своего учителя, он полюбит и его предмет. Любой школьный предмет должен воспитывать нравственность ребенка. Мой основной предмет – биология – обладает для этого огромным количеством информации, законов, фактов, закономерностей, причинно-следственных связей. Они могут интерпретироваться с точки зрения общечеловеческих норм и морали. А сколько в живой природе можно увидеть гармонии, красоты, единства мира, альтруизма. Все это стараюсь передавать детям.

В нашей школе уже пять лет действует учительский рейтинг. Это когда дети ставят нам оценки по многим критериям и пишут нам послания (все анонимно, конечно). Как же интересна эта обратная связь! Как приятно читать про себя: «Учитель от Бога», «Оставайтесь такой же», «Хорошие качества можно перечислять долго», «Мой любимый предмет», «Круто», «У вас доброе сердце. Именно вас я буду помнить как самого доброго и необыкновенного человека»! А вот и критику нахожу среди высказываний: «Списывать иногда полезно, но нечестно. К некоторым ученикам хорошо бы относиться построже». Так! Вот она, точка моего роста! Я подумаю об этом. Учеба моя не останавливается. И неизвестный мне ученик становится моим учителем. Как же это важно – сделать молодых людей не пассивными потребителями жизни, а непосредственными участниками созидающей цивилизации. И в этом для меня тоже будущее. Будущее в облагораживании знаний, ведь еще Дмитрий Иванович Менделеев говорил: «Необлагороженные знания – это меч в руках сумасшедшего».

У меня есть непростая семья. Родители ученика не понимали и не принимали гуманную педагогику Амонашвили, критиковали. Два года подряд к нам приезжали с семинарами в школу Шалва Александрович и его сын, педагог Паата Шалвович. Воистину, делай что должно, и будь что будет. Звонит мне мама мальчика после окончания семинара и чуть не плачет: «Инна Валерьевна, что нам теперь делать? Амонашвили приехал и уехал. А нам как быть? Вы теперь единственный носитель этого пространства для нашей семьи». На семинар родители так и не пришли, такая реакция у них возникла от рассказов их ребенка о школе, обо мне, о Шалве Александровиче.

Я не знаю, кем станут мои ученики: врачами, инженерами, художниками, строителями? Главное, чтобы они стали благородными людьми – честными, порядочными, неравнодушными, милосердными. И я готова им отдавать свое сердце!

Инна МИРОНОВА, учитель биологии частной школы «Поколение», участник регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года»-2018, обладатель звания «Рыцарь гуманной педагогики», Волгоград

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте