Истинное воображение требует гениального знания, считал Пушкин. Пробуждая в юных жажду познания, педагоги не забывают, что и сами способны удивляться. Поводов для этого у них предостаточно. Особенно во время встреч членов клуба «Педагог года Подмосковья». Клуб – порождение конкурса. Клуб – результат дружбы, возникшей на конкурсе. И, как говорит председатель клуба «Педагог года Подмосковья» Галина ЕРШОВА, дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага.
– Галина Александровна, как родилась идея, что педагогам области необходим свой клуб?- Клуб нужен был сразу, после того как закончился конкурс. Человек проходит через это профессиональное испытание, затрачивая море эмоциональных сил. Но, несмотря на такое нервное напряжение, все участники, за редким исключением, вспоминают конкурс с теплом. Стали они финалистами или призерами – это не важно. Важно то, что они знакомятся с новыми людьми. После этого состязания интеллекта, широты взглядов, харизмы у них резко возрастает мотивация к преподавательской деятельности. Мастерство педагогов, прошедших через конкурс, вырастает в разы, потому что они видят наработки своих коллег, слышат замечания корифеев, много готовятся, систематизируя свой багаж. Конкурс – это такая черта, до которой надо подтянуться и которую удается перешагнуть.Результат конкурса, конечно, важен. Но безрезультативного участия вообще нет. И после того как человек конкурс преодолел, прошел с разным результатом, он возвращается домой. После эйфории конкурса он оказывается в привычном мире, и всем без исключения хочется что-то изменить в нем.А единомышленников нет. То ощущение полета, которое появилось на конкурсе, часто начинает под гнетом привычки убывать. И в итоге получается, что человек, поднявшись на какую-то ступеньку профессионального мастерства, опускается обратно. Только очень сильные духом остаются в приподнятом настроении, стремятся подтянуть к себе других и идут дальше. Если еще администрация их поддержит… Это трудно. Но полученный эмоциональный, чувственный заряд единения и сплочения людей, неравнодушных к нашему общему делу, в конце концов заканчивается, если подпитки нет.- Вы победитель конкурса «Педагог года Подмосковья-2003». Именно в этом году и был создан клуб…- Это действительно везение. У нас появилась возможность встречаться и заряжаться снова новыми идеями, эмоциями. Стало легче работать. Появилось ощущение, что есть друзья, единомышленники, что тебе помогут. Это особое сообщество. И оно, по моему мнению, надпрофессиональное. Клуб – это учительская Шамбала, куда мы приходим со своими проблемами, а здесь нам помогают их разрешить.Члены клуба представляют разные города и поселки Московской области: Чехов, Лобня, Бронницы, Котельники, Дмитров, Коломна, Раменское, Ступино, Талдом, Щелково, Клин, Одинцово, Люберцы, Дзержинский, Кашира, Егорьевск, Ногинск и многие другие. Каждый раз, приезжая на встречи, они привозят с собой новые идеи, методики, технологии и с радостью делятся ими с теми, кто ищет что-то новое, хочет повысить свое педагогическое мастерство. Многие педагоги, посетившие уроки членов клуба, смогут поднять планку собственных возможностей, одержат победу в очередном конкурсе и придут в клуб, где их ждут друзья и единомышленники.Члены клуба нередко принимают активное участие в семинарах «Развитие педагогической инициативы и творчества в профессиональных конкурсах», проходящих в поселке Лазаревское Краснодарского края, во встречах конкурсантов в Ульяновске. Представленные нами мастер-классы вызвали большой интерес у коллег к деятельности клуба и профессиональному мастерству учителей Подмосковья. Но и к нам часто приезжают учителя из других регионов. Эти встречи – прекрасная возможность обогатить свой опыт и, думаю, пополнить методический багаж и наших гостей.Несмотря на то что в клубе все тесно общаются и хорошо знают друг друга, есть в нем и внутренние ассоциации. Они возникают по-разному: кто-то участвовал в один год в конкурсе, кто-то с кем-то ездил на какой-то фестиваль, и это сильно сплотило. Люди в клубе становятся родными друг другу, дружат семьями.- А вообще как относятся семьи к отлучкам из-за фестивалей, ассамблей, которых в деятельности клуба предостаточно?- Мы давно заметили: у нас у всех очень интересные семьи, наши вторые половинки отличаются от общей массы мужей и жен. Мы же не совсем стандартные люди: очень любим свою работу, жертвуем своим домашним… На работу мы ходим не за деньги, а потому что это «наше». Получается у нас всех две главные любви – дом-семья и работа. И у всех мужья-жены, дети с уважением относятся вот к этому нашему второму «Я». Мы все общаемся с женами и мужьями членов клуба. Все с готовностью участвуют в наших даже неформальных мероприятиях. Если этого нет, человек в клубе не удержится. Если семья против бесконечных отлучек, то естественно, что учитель выберет скорее семью, чем работу в клубе.- На российском конкурсе нередки истории любви, вспыхнувшие во время профессиональных состязаний и породившие новую ячейку общества. Бывали ли такие судьбоносные встречи на областном?- Таких случаев, чтобы образовывались новые семьи, к сожалению, в истории областного конкурса нет. У нас есть одинокие молодые люди. Но никакого флирта, а тем более непристойного поведения, нечистых помыслов по отношению друг к другу! Мы все друзья, мы все учителя. Учитель профессия моральная. Если бы случилась любовь, мы были бы очень рады: такую бы свадьбу закатили!- Любовь, творчество… Но клуб – проект Министерства образования Московской области. Не мешает ли столь высокое покровительство творческой свободе?- Именно министр образования правительства Московской области Лидия Антонова в 2003 году на встрече с участниками конкурса «Педагог года Подмосковья» предложила объединиться и создать сообщество для распространения инновационных педагогических технологий и профессионального передового опыта. Так появилась эта своеобразная сборная команда учителей Подмосковья. Хорошей традицией стали ежегодные встречи руководства Министерства образования Московской области с молодыми специалистами, приступившими к работе в образовательных учреждениях области. Именно здесь ежегодно представляют свой опыт члены клуба, проводят творческие лаборатории, личным примером демонстрируют возможность добиться успеха на профессиональном уровне. Все это играет немаловажную роль в отношении начинающих специалистов к учительскому труду, способствует повышению престижа учительской профессии. Деятельность клуба была бы невозможна без поддержки Министерства образования Московской области. Анатолий Жижин и Ирина Дорошина, наши кураторы от министерства, стали просто-таки родными людьми для педагогов. – И все-таки что именно черпают педагоги из этого своего профессионального общения?- Что черпаем? Все! Мы несем в него свои профессиональные проблемы. Мне члены клуба помогают в разных областях. Вплоть до такого: приходит молодой специалист в школу, нужна программа трехчасовая, у нас есть двухчасовая. Молодой человек не может ее подготовить, я обзваниваю коллег – предметников этого профиля, мне присылают по электронной почте то, что нужно. Адресная конкретная профессиональная помощь. В клубе у нас директора, которые уже давно работают и являются глубоко профессиональными людьми, есть завучи, учителя всех специальностей.- Расценивается ли работа в клубе как повышение квалификации?- Безусловно. Среди нас очень многие стали директорами. Прошли конкурс как учителя и выросли в руководителей. Это Сергей Базутин, Сергей Ворыханов, Владимир Самохин, Василий Марков, Ирина Таранец. Всем финалистам конкурса раньше присуждали высшую квалификационную категорию. Сейчас новая форма аттестации. У нас есть консультанты по этому вопросу. Например, Ольга Шкунова, которая все это изучила, сейчас у нас главный специалист по аттестации и всегда может объяснить, что делать для того, чтобы все получилось превосходно. У нее уже проконсультировалось очень много членов клуба. Они не только сами аттестовались по новой форме без проблем, но и научили коллег в своих учреждениях.Николай Ермолаев преподает английский и испанский. Он самостоятельно добился огромных высот в информационных технологиях. Он является для нас главным консультантом по всем вопросам, связанным с этой сферой: общением в Сети, созданием сайтов. Собственно, сайт клуба – это его детище. Он и модератор, и администратор его. И сайт http://uch-goda.ucoz.ru/ работает очень хорошо. При этом делает все это он по собственной инициативе!На сайте в методической копилке публикуются выступления членов клуба. А Нина Граблина собирает наши гениальные материалы в специальный сборник. Сборник не узкоспециальный, там любой может найти для себя много любопытного. Это тоже прекрасный своеобразный учебник для каждого педагога.Мы из общения друг с другом черпаем вдохновение для творческого роста. Потому что все идеи, которые возникают, воплощаются так или иначе у других. Педагог – профессия не узкоспециальная, и перенять идеи историка химику вполне удается. Педагоги слушают друг друга, перерабатывают хорошие мысли, воплощают удачные находки уже в своем предмете. Клуб занимается конкурсом «Педагог года Подмосковья» уже четвертый год. Живо идет общение жюри, состоящего по большей части из членов клуба, по номинациям: «У нас была такая необыкновенная учительница. Давала такой интересный урок!» И не важно, какой предмет. Сразу вокруг рассказчика образуется круг неравнодушных. И требуют от члена жюри: «А что было конкретно? А не сделал ли ты конспект? Можно почитать? Ох, вот это бы надо взять на заметку!» Люди, у которых статус заслуженных, огромный стаж, никогда не стесняются учиться. Даже у новичков. Мы находим очень много нового и интересного у конкурсантов. Собираем это по крупицам. Это все распространяем. Творчество безгранично.
Комментарии