Всероссийский фестиваль учительских клубов «Возьмемся за руки…», прошедший в Ульяновской области с 23 по 25 апреля, собрал педагогов из шестнадцати регионов страны. Его организаторы – Федеральное агентство по образованию, Правительство Ульяновской области, Министерство образования региона – сделали все, чтобы фестиваль стал настоящим праздником учителя-новатора. И им это удалось. Участники форума назвали фестиваль мощной инъекцией вдохновения, которую они получили, обмениваясь педагогическим опытом. Учителя получили возможность не только познакомиться с методическими идеями своих коллег и представить свои, но и больше узнать об истории и культуре ульяновской земли.
Об опыте развития клубного движения рассказали представители Татарстана, Камчатки, Самарской и Волгоградской областей. « » – девиз клуба «Учитель года» Елизовского района Камчатского края. «Жизнь до конкурса и после – это разная жизнь, – поделилась лауреат «Учителя года-2004», директор юношеской спортивной школы №2 Юлия Рыжкова. – Когда я вернулась с всероссийского финала, меня попросили возглавить родительское жюри краевого конкурса. В него входят участники и победители прошлых лет. Мы помогаем педагогу выйти за рамки своего кабинета, максимально реализоваться на конкурсе и понять, что учитель учителю не соперник. Одно из ключевых направлений работы клуба – взаимодействие с властью, именно руководители района и нашего управления образования выделили нам средства на билеты для поездки на фестиваль».
Погружение в XIX век
Программу фестиваля открыла экскурсия по Ульяновску: педагоги из разных уголков России прогулялись по набережной Волги, полюбовались на памятник основателю города Богдану Хитрово и сфотографировались у памятника букве «Ё». Дело в том, что в Симбирской губернии находилось имение Николая Михайловича Карамзина, который и ввел в русский язык эту букву. Сейчас даже губернатор области Сергей Морозов защищает ее право на существование. Педагоги побывали на Аллее учительской славы, в центре которой в 2007 году был установлен памятник Учителю, а также смогли почувствовать дух и атмосферу гимназии XIX века, посетив музей «Симбирская классическая гимназия», входящий в государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Родина В.И. Ленина».
В декабре 2009 года со дня основания учебного заведения исполнится ровно 200 лет. Кроме Владимира Ульянова-Ленина, здесь учились основатель футуристической поэзии Велимир Хлебников, русский философ Василий Розанов и советский ученый Игорь Курчатов. А одним из директоров гимназии был Федор Михайлович Керенский, отец Николая Керенского, главы Временного правительства, бежавшего из Зимнего дворца в 1917 году.
Долгое время гимназия оставалась единственным учебным заведением в Поволжском регионе. Сюда приезжали юноши из других городов Поволжья, а потому при гимназии существовал пансион, где жили иногородние гимназисты. В Николаевском саду, поблизости, юноши занимались спортом, а весной назначали свидания барышням. Было даже такое выражение «гимназист цветет», то есть гуляет с барышней во время цветения. В здании гимназии располагалась и своя церковь. Однако мусульмане и иудеи, которые здесь учились, ее не посещали. А по предмету «Закон Божий» в аттестате зрелости у лиц иных конфессий всегда стоял прочерк. Это свидетельствует о том, что религиозные чувства в Российской империи, как правило, уважались.
В классической гимназии ничего не было случайным: даже лестницу украшали ключи знаний, считалось, что если держаться за них, поднимаясь по ступенькам, то повезет на экзамене. Преподавали в гимназии только педагоги с университетским образованием. Учитель, который только начинал работать, получал 750 рублей в год, а рабочий средней квалификации в Симбирске – 200-210 рублей. Кроме того, все педагоги были государственными чиновниками, потому их дети обучались бесплатно. Например, Илья Николаевич Ульянов за обучение троих сыновей в этой школе не заплатил ни копейки. Авторитет учителя был настолько высок, что за оскорбление педагога словом из гимназии исключали. Мальчики поступали в первый класс в 10-12 лет, сдав вступительные экзамены: русский, математику и Закон Божий для христиан. Выпускник гимназии, даже троечник, имел право поступить на любой факультет любого университета Российской империи.
Тон задают ученики
Официальное открытие фестиваля состоялось в Центре народной культуры. Почти вся творческая часть легла на плечи юных ульяновцев, которые блестяще справились со своей задачей. Победительница конкурса «Ученик года – 2009» Приволжского федерального округа Анна Пушкарева, ученица гуманитарного лицея Ульяновска, представила свою творческую визитку, с которой она выступала на окружном конкурсе. Анна предстала как поэт, танцовщица, музыкант, общественный деятель. Порадовали зрителей вокальный коллектив «Созвездие», местная команда КВН «Мелочь, а приятно», танцевальные коллективы. Такая эклектика задала особый тон фестиваля: творческий и непредсказуемый.
Заместитель председателя правительства области Тамара Девяткина отметила, что фестиваль проводится на ульяновской земле не случайно: область имеет глубокие просветительские традиции. «Имя педагога-просветителя Ильи Николаевича Ульянова известно далеко за пределами нашего края. В регионе проводится много профессиональных конкурсов, но именно «Учитель года» стал поистине всенародным. В зоне особенного внимания правительства области – развитие образования. Молодые специалисты получают поддержку в первый год работы 20 тысяч, во второй – сорок и в третий – шестьдесят. Дополнительные выплаты получают кандидаты и доктора наук, работающие в школах, училищах, техникумах и колледжах».
Инициаторами проведения фестиваля стали обладатель Малого хрустального пеликана 2006 года, заместитель председателя Комитета по социальной политике, государственному и муниципальному строительству и делам молодежи Законодательного собрания Ульяновской области Екатерина Уба и председатель областного клуба «Учитель года», победитель регионального конкурса «Учитель года-2002» Раис Загидуллин.
«Идея фестиваля была порождена вопросом: есть ли жизнь после конкурса? – говорит Екатерина Владимировна. – Когда я вошла в пятерку лучших учителей России, меня начали приглашать в разные регионы: Челябинск, Самару, Тольятти. Открытием для меня стало то, что за пределами пятнашки или пятерки победителей остается много уникальных учителей с поразительной потребностью делиться знаниями, отдавать свою любовь. Они тоже могут реализовывать себя через работу клубов. Если бы не кризис, то на фестиваль приехали бы представители не шестнадцати регионов, а, как минимум, более сорока, ведь многие в последний момент отписались, что не смогут приехать из-за нехватки средств. Но если каждый, кто приехал на фестиваль, увезет хотя бы по одной идее домой, то это уже важный итог».
Клубится пар
педагогического гейзера
Во второй половине дня в Мариинской гимназии №3, одном из старейших учебных заведений Ульяновска, в рамках фестиваля прошел педагогический форум «Профессиональные педагогические сообщества, как ресурс инновационного развития образования». На пленарном заседании было представлено два доклада по развитию клубного движения.
Как заметила заведующая кабинетом педагогического опыта Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Елена Пахомова, конкурс «Учитель года» способствует не только выявлению самых талантливых, но и повышению квалификации всех учителей, которые в нем участвуют. Содействует этому и клубное движение: «Клубы стали зачинателями всевозможных школ мастеров, методических поездов, когда объединяются участники конкурса, а не только победители. В клубное движение вливаются и учителя-победители ПНПО, даже если они не принимали участие в «Учителе года». Таким образом, происходит распространение педагогического опыта. Если первые клубы создавались просто для общения, то теперь они стали деловыми партнерами в системе повышения квалификации, в методической службе, они участвуют в работе оценочных комиссий ПНПО».
Раис Загидуллин рассказал о находках ульяновских педагогов в продвижении инноваций. Областному клубу, которым он руководит, уже шесть лет. За это время проведено более двадцати творческих выездов почти во все муниципалитеты региона, продемонстрировано более ста открытых уроков и мастер-классов. Сегодня клуб поддерживает не только Министерство образования области, но и институт повышения квалификации, где уже создана инфраструктура поддержки такого педагогического опыта, областной Дом работников образования.
– У нас начало развиваться сетевое взаимодействие, – делится Раис Рамазанович, – сегодня в семи муниципальных образованиях области созданы подобные клубы педагогов, и они обмениваются опытом между собой. В двух районах клубы называются «Призвание» и объединяют педагогов, прошедших не только «Учитель года», но и другие профессиональные конкурсы, победителей ПНПО. С их помощью можно предлагать не только новые методики, но и развивать дополнительное образование, систему воспитания в школе. Наш клуб налаживает связи с Ульяновским педагогическим университетом, чтобы «заразить» студентов любовью к профессии учителя. Мы создали открытую школу методического мастерства при ИПКиПРО для молодых педагогов. В ней преподают учителя, которые прошли через конкурс.
Об опыте развития клубного движения рассказали представители Татарстана, Камчатки, Самарской и Волгоградской областей. «Клубится пар педагогического гейзера» – девиз клуба «Учитель года» Елизовского района Камчатского края. «Жизнь до конкурса и после – это разная жизнь, – поделилась лауреат «Учителя года-2004», директор юношеской спортивной школы №2 Юлия Рыжкова. – Когда я вернулась с всероссийского финала, меня попросили возглавить родительское жюри краевого конкурса. В него входят участники и победители прошлых лет. Мы помогаем педагогу выйти за рамки своего кабинета, максимально реализоваться на конкурсе и понять, что учитель учителю не соперник. Одно из ключевых направлений работы клуба – взаимодействие с властью, именно руководители района и нашего управления образования выделили нам средства на билеты для поездки на фестиваль».
Во второй части форума были запланированы «круглые столы». Дискуссию «Взаимодействие педагогических сообществ с общественными организациями и властью: возможности конструктивного диалога» вела Екатерина Уба. Один из вопросов, поднимавшихся на «круглом столе» – нужно ли регистрировать учительские клубы как общественные организации? О преимуществах такого шага рассказала директор гимназии №3 Самары, председатель регионального клуба «Учитель года» Светлана Иванова. С декабря 2006 года в Самаре действует инновационный проект «Достойные граждане великой страны». В частности, в его рамках школам на конкурсной основе выделяются средства на капитальный ремонт. «Гимназии, которой я руковожу, скоро будет сто лет, – говорит Светлана Сергеевна. – Здание уже не было пригодно для образовательной деятельности. Благодаря этому проекту появилась надежда выиграть деньги и провести капитальный ремонт, и мы стали его участниками. Но на конкурс гимназии пришлось предоставить множество документов, в том числе документы о наличии зарегистрированной на нашей территории общественной организации, у нас это клуб «Учитель года Самарской области». Что такое учительский клуб, если нет ни устава, ни регистрации? Это просто собрание по интересам. Если вы пытаетесь провести какое-то мероприятие, те же курсы повышения квалификации, то одно дело, когда вы обращаетесь, предположим, в Министерство образования или в СМИ с просьбой оказать поддержку, как общественная организация, и другое дело, когда вы обращаетесь с той же просьбой, как частные лица – реакция будет совсем иной».
Обсуждались на «круглом столе» и формы сотрудничества учительских клубов с отраслевым профсоюзом. В этом вопросе помогла сориентироваться ведущий специалист ЦК профсоюза Овена Юрьевна Жилина: «Отрадно, что представители клубов готовы брать на себя функции, выходящие за рамки конкурса, в частности, экспертные. Как их можно реализовать? В связи с проектом модернизации образования в стране ведется множество дискуссий, в которых участвуют и общественные организации. Например, это дискуссия о разработке транспарентных (то есть прозрачных) критериев оценки деятельности учителей. Кроме того, следующий год объявлен Годом учителя, сейчас Министерство образования и науки РФ собирает предложения по его проведению. Готовы ли вы заниматься этой тематикой? Можете вносить свои предложения самостоятельно либо направлять их в профсоюз.
Что касается вопросов, связанных с повышением квалификации и методическим уровнем учителя, то дополнительным механизмом их регулирования является социальное партнерство. В отраслевых региональных соглашениях, которые профсоюз заключает с органами управления образованием, властями, есть раздел, посвященный повышению квалификации, например ее периодичности, формам. Что вы хотели бы видеть в этом разделе? Можно запланировать встречу с профсоюзным лидером вашего региона, посмотреть, что есть в соглашении, и внести свои предложения.
Поскольку творчество учителя невозможно без создания достойных условий труда, вы можете информировать профсоюз о нарушениях. Например, классы, где учится более 25 человек, недопустимы. Кроме того, когда профсоюз проводит различные акции: от сбора подписей до митингов и забастовок, то поддержка клубов как общественных организаций была бы очень кстати. К примеру, сегодня мы выдвигаем требование об индексации в 2009 году зарплаты работников образовательных учреждений в размере не ниже реального уровня инфляции».
О золотом сечении и местных динозаврах
Во второй день фестиваля его участники, разделившись на группы, отправились в образовательные учреждения города и области, чтобы провести открытые уроки и мастер-классы. Свои двери для педагогов распахнули Ундоровский лицей Ульяновского района, Октябрьский сельский лицей Чердаклинского района, Тагайская школа Майнского района, 19-я школа Дмитровграда, гуманитарный лицей Ульяновска.
С группой преподавателей я отправилась в Ульяновский район, который известен на всю страну уникальными минеральными источниками. В Ундоровском лицее нас встречали начальник управления образования района Любовь Шохина, директор Вера Горшкова и члены районного клуба «Учитель года».
Это учебное заведение было открыто непосредственно при содействии Ильи Николаевича Ульянова еще в 1869 году. В лицее развито дополнительное образование: работают кружки «История в лицах», изобразительного искусства, кружок чувашской культуры, благодаря которому ученики из года в год побеждают на областном конкурсе «Народы Поволжья». А в 2007 году лицей стал победителем национального проекта «Образование».
Примечательно, что весь коллектив состоит в профсоюзе, а председателя профкома Людмилу Балакину директор называет своей правой рукой. «Ни один вопрос у нас без профсоюзной организации не решается», – говорит Вера Александровна.
Участников фестиваля, приехавших в лицей, приветствовал председатель правления Ундоровского завода минеральной воды «Волжанка», депутат областной Думы Михаил Горшков. Как руководитель градообразующего предприятия, он понимает: будет хорошо развито образование – завод пополнится хорошими молодыми специалистами, которые не станут торопиться в город из благоустроенного села. Между лицеем и предприятием заключен договор о сотрудничестве, ребята приходят на производство, имеют возможность трудоустроиться летом. Всего у завода более десяти социальных программ – для пожилых людей, для молодежи, для молодых матерей. Благодаря содействию «Волжанки» в Ундорах родители вместе с детьми могут круглый год заниматься спортом. Для этого созданы все условия, оборудована лыжная база.
После экскурсии по лицею силами учеников был организован замечательный концерт для участников фестиваля. А затем гости приступили к выполнению своей основной задачи: проведению открытых уроков. Мне удалось побывать на двух.
Марина Дягилева, учитель истории средней школы №91 Ижевска, предложила пятиклассникам совершить путешествие в Древнюю Грецию. Получив новые греческие имена, ребята узнали о правилах поведения в древнегреческой школе, о том, какие науки там изучались, какие принадлежности для письма использовались, познакомились с алфавитом. И в конце урока вместе с учителем сделали вывод о том, что школа в Древней Греции, как и сегодня в России, – это храм знаний.
Владимир Обласов из 13-й гимназии Ульяновска проводил урок географии в 9-м классе по актуальной для Ульяновской области теме «Хозяйство Поволжья». Ученики разделились на группы и в течение урока не только овладевали новыми знаниями, но и оценивали друг друга. «Помогайте друг другу, и все у вас получится», – подбадривал ребят педагог.
По мнению учащихся и учителей, которые присутствовали на открытых уроках, занятия прошли очень успешно, а некоторые педагоги с улыбкой интересовались, нет ли в лицее вакансий. Причиной тому была не только доброжелательная атмосфера, которая царит в школе, но и благоустроенный поселок с хорошим косметическим салоном, ателье, отличным кафе, чьи повара могут соперничать и со столичными мастерами.
Одна из достопримечательностей Ундор – палеонтологический музей, который первоначально создавался как школьный, а впоследствии стал филиалом областного краеведческого музея. Совершив по нему экскурсию, мы узнали, что Ундоры известны не только своей лечебной минеральной водой, но и уникальным камнем симбирцитом, который также славится целебными свойствами: им лечат открытые раны, останавливают кровотечение. На протяжении двух веков в Ундорах находят скелеты древних рептилий, поэтому часть территории в Ульяновском районе с 1988 года объявлена заказником. Гордость музея – эласмозавр, облик которого сотрудники восстановили на основе скелета, найденного руководителем «Волжанки» Михаилом Горшковым. Они открыли и новую, неизвестную ранее группу животных, которую назвали ундорозаврами, реконструированный череп ундорозавра тоже хранится в музее.
Запланированные на второй день фестиваля мастер-классы проводились уже в благоустроенном актовом зале детского оздоровительного лагеря «Волжанка».
Учитель немецкого языка Урюпинской городской гимназии Татьяна Нестерова раскрыла секреты понимания иностранного текста. Педагоги, принимавшие участие в мастер-классе Владимира Обласова «Я жалею о том, что не видел лица всей земли», совершили путешествие в Южную Америку и даже составили привлекательные для туристов маршруты по континенту.
Учитель математики Вышкинской средней школы Ульяновского района Галина Салахетдинова, лауреат областного конкурса «Учитель года-2006» представила мастер-класс «Во всем царит гармонии закон». Галина Владимировна рассказала о золотом сечении и его использовании в архитектуре, живописи, литературе и даже музыке. Точка золотого сечения делит отрезок на неравные части в примерном отношении 38 к 62. При этом меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине. В алгебре эту пропорцию принято обозначать числом Ф (фи), которое равно приблизительно1,618. Высшую гармонию золотого сечения проповедовали Леонардо да Винчи и Микеланджело. Эта пропорция мистическим образом сопутствует всему живому. Золотое сечение можно увидеть и в форме цветов, и в человеческом облике: на лице это линия глаз, на теле – талия. Оно присутствует в молекуле ДНК и в спиральной форме галактики.
Мастер-класс Геннадия Игошина, победителя Самарского областного конкурса «Учитель года-1993», назывался «Про жучков и паучков». На примере представителей типа членистоногих он выработал алгоритм формирования умения сравнивать и классифицировать. К сожалению, детей редко учат сравнивать, выделять существенные и несущественные признаки, между тем это умение порождает еще более важную способность – делать выводы, анализировать и обобщать. «А ведь это залог того, что выпускники на ЕГЭ справятся с творческими заданиями», – заключил Геннадий Павлович.
Продолжение следует
В последний день фестиваля в зале заседания правительства Ульяновской области на суд педагогам была представлена новая модель проведения Всероссийского конкурса «Учитель года-2009», разработанная главным редактором «Учительской газеты» Петром Положевцем и победителем конкурса 2007 года Дмитрием Гущиным. Представляя новые правила, первый заместитель главного редактора «УГ» Ирина Димова напомнила о том, что ровно двадцать лет назад «Учительская газета» опубликовала первое положение о проведении конкурса «Учитель года СССР». Новая модель преследует ту же цель – открытие новых имен в педагогике и использование конкурса как ресурса для развития образования, но учитывает требования, предъявляемые к учителю в новых образовательных стандартах. На первом испытании под названием «Методический семинар» учитель должен устно представить жюри свой профессиональный опыт. Второе конкурсное задание – «Учебное занятие»: на нем педагогу необходимо не только показать глубокое знание предмета, но и продемонстрировать способность выходить за рамки своей предметной области в интересах всего процесса образования. Следующие испытания, с которыми учителя часто сталкиваются в своей педагогической практике, – «Классный час», «Родительское собрание» и «Педагогический совет». Завершающий этап конкурса пройдет в режиме открытой дискуссии, затрагивающей общественно значимые проблемы. По ее итогам будет отобрана пятерка обладателей Малых хрустальных пеликанов, которая проведет «круглый стол» с участием министра образования и науки РФ. На нем будет оцениваться умение учителя вступать в диалог с широкой аудиторией, его кругозор, и, наконец, Большое жюри определит победителя конкурса.
Участники фестиваля в своих отзывах отметили полное соответствие новой модели современным требованиям к учителю. «Она раскрывает грани мастерства педагога, не только его обучающую функцию, но и воспитывающую. Новая модель конкурса должна показать и потенциал нашего победителя в донесении всех педагогических идей до тех лиц, от которых зависит их продвижение», – заключил Раис Загидуллин.
На закрытии фестиваля, состоявшемся в областном драматическом театре имени Гончарова, всем участникам были вручены оригинальные подарки от профсоюза образования области. Председатель обкома Татьяна Капустина преподнесла каждому сувенирные панно из симбирцита с символикой фестиваля и профсоюза.
В итоговой резолюции участники предложили проводить такие фестивали ежегодно в разных регионах России. Так что продолжение следует…
Комментарии