Зародившееся в начале 90‑х годов прошлого столетия общественное движение по возрождению кадетского образования было поддержано Президентом Российской Федерации и закреплено законодательными актами.
Так, в постановлении Правительства Москвы №466‑П от 22 мая 2001 года была принята целевая программа «О развитии кадетского образования в г. Москве». В соответствии с этой программой инициатором создания кадетского корпуса в Восточном административном округе выступил начальник Управления образования Виктор Михайлович Кругляков. Как активный и деятельный руководитель, он понимал, что создаются образовательные учреждения нового типа, где будут учиться и воспитываться учащиеся, которые в будущем посвятят себя государственной и военной службе на благо Отечества. У него сразу созрела мысль встретиться с руководителем Федеральной службы безопасности России по городу Москве и Московской области. Они совместно решили создать Кадетский корпус безопасности, где шефом станет данное ведомство. Для Виктора Михайловича оставалось подобрать на должность директора достойного кандидата, который бы соответствовал всем критериям, необходимым руководителю подобного учебного заведения, и территорию с подходящей учебно-материальной базой.
Виктор Михайлович считал, что директор должен являться не только педагогически одаренным человеком, но и быть неизмеримо выше в понимании той роли и ответственности, которая на него будет возложена, чем его коллеги из обычных образовательных учреждений. Он без раздумий решил назначить кандидатом на эту должность полковника запаса Владимира Васильевича Годыну, ветерана боевых действий в Афганистане, кавалера двух орденов Красной Звезды, кандидата военных наук, который уже несколько лет являлся директором 445‑й средней школы, а до этого был преподавателем Военной академии.
Виктор Михайлович так вспоминает те дни:
– Получив предложение возглавить кадетскую школу-интернат, я определился сразу и считаю, что не ошибся в своем выборе. Что касается территории для места дислокации учебного заведения, пришлось продумать различные варианты, и я в конце концов пришел к решению, что наиболее оптимальным будет размещение кадетского учебного учреждения на базе Экспериментального комплекса социальной помощи детям и подросткам Московского комитета образования.
Владимир Васильевич Годына сразу же приступил к работе по подготовке учебно-материальной базы к учебному году. Работать пришлось в летнее время целыми днями, чтобы контролировать капитальный ремонт зданий, подобрать кадры, разработать символику и стратегию развития.
Своим заместителем по учебной работе и контролю качества образования он предложил стать инициативному, грамотному и успешному учителю русского языка и литературы средней школы, где был директором, Ирине Васильевне Ананишневой, а заместителем по воспитательной работе – преподавателю основ безопасности и жизнедеятельности полковнику запаса Николаю Ивановичу Василаки. Работа по подготовке территории и учебных корпусов была выполнена в сжатые сроки, и первого сентября 2001 года первый набор кадет приступил к учебным занятиям.
С первых дней для Владимира Васильевича и его заместителей не было сомнений в том, что военная и интернатская составляющие требуют особых качеств человека в педагогическом процессе. В связи с этим надо было распределить функции между администрацией, педагогами и воспитателями, разобраться в содержании, выявить основные средства их реализации, учитывая специфику кадетского учебного заведения.
Мир общения для воспитанников, все соблазны и искушения с первых дней учебы были ограничены, в то время как сверстники из обычных школ могли по-своему занять свободное время. Поэтому основным проводником основ знаний окружающего мира становится административный, педагогический и воспитательный персонал кадетской школы-интерната.
Для подростка первое впечатление является самым ярким. Если дома в качестве образцов были родители и родственники, то в нашем случае примером должны стать педагог и воспитатель. Учитывая это в подборе кадров и в обучении кадет, директор сделал акцент на традициях кадетского и суворовского образования в России, на их опыте работы.
Деятельность кадетской школы-интерната с момента основания строилась прежде всего на ответственности за подготовку молодых ребят, чтобы они по окончании школы поступали в высшие учебные заведения и в будущем посвятили себя государственной и военной службе в силовых структурах; на правилах общежития, строгом распорядке дня, основанных на общевоинских уставах в интересах служебной и учебной деятельности; осознании высокой роли, которую кадетская школа-интернат играет в формировании у кадет чести и достоинства гражданина великой страны, высокого морального духа, нравственных устоев, правильного представления об армии и других силовых структурах, чувства дружбы, взаимопомощи и товарищества; наконец, приоритет – это безопасность воспитанников и ответственность каждого руководителя за жизнь и здоровье кадет.
Благодаря трудолюбию и кропотливой работе коллектива за несколько лет была создана нормативно-документальная и учебно-материальная база кадетского корпуса. По итогам смотра-конкурса учебно-материальных баз кадетских корпусов города Москвы Преображенский кадетский корпус занял второе место.
Динамичное развитие традиций кадетского образования с устремлением в будущее, внимание и забота о каждом воспитаннике, его фундаментальное образование в сочетании с психологическим комфортом стали основными принципами в работе администрации. Этим принципам следуют и педагоги, воспитатели и весь персонал кадетского корпуса.
В 2005 году за успехи в воспитании молодежи и развитие отечественного образования Преображенский кадетский корпус был награжден общественным орденом Петра Великого I степени.
С первых дней образования в корпусе особое внимание уделяется патриотическому воспитанию. Повседневная целенаправленная работа, твердость характера руководителя, преданность делу воспитания кадет на лучших героических страницах российского и советского прошлого, города-героя Москвы принесли свои плоды, и в 2006 году Преображенский кадетский корпус занял первое место по организации военно-патриотического воспитания среди общеобразовательных учреждений города Москвы.
В июне 2007 года состоялся знаменательный день в истории Преображенского кадетского корпуса, который все ждали с нетерпением и большим волнением. Тогда на плацу корпуса были построены первые выпускники, приглашены представители администрации, шефов, общественности города и родителей. Получив напутствие и путевку в новую, самостоятельную жизнь, как и ожидалось, подавляющее число выпускников проложили дорогу в учебные заведения Федеральной службы безопасности и другие силовые структуры. Часть из выпускников стали в дальнейшем государственными служащими.
Спустя год кадеты победили в конкурсе инновационных образовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта «Образование» Министерства образования и науки Российской Федерации.
Под руководством Владимира Васильевича Годыны в кадетском корпусе сложился сплоченный коллектив педагогов и учителей. Все они имеют солидный практический опыт работы.
Примером для подражания является заслуженный учитель Российской Федерации заместитель директора по контролю качества образования Ирина Васильевна Ананишнева. У нее с легкостью воплощается практически любая оригинальная идея, она обладает умением заинтересовать кадет, привлечь их внимание к чему-то новому и добиться понимания. Особый порядок и дисциплину, обеспечение хорошего образования, единый подход к воспитанию личности кадета Ирина Васильевна считает основными составляющими и главными отличиями от других общеобразовательных организаций. В своей работе вместе с директором кадетского корпуса и заместителем директора по специализации Натальей Викторовной Минаевой она особое внимание обращает на профессиональное мастерство учителя. В кадетской школе-интернате сложилось четкое представление, что учитель никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Необходимым условием для плодотворной работы учителей-предметников в корпусе является обмен опытом, особенно с молодыми специалистами, оказание им поддержки и профессиональной помощи. Ирина Васильевна, творческий и талантливый руководитель с богатым практическим опытом, фундаментальной теоретической подготовкой, внедряет свой передовой педагогический опыт в повседневной работе с педагогами. В свою очередь, делясь собственным опытом работы, педагоги и учителя учатся друг у друга, расширяют свой арсенал навыков и умений в освоении современных технологий обучения. Таким образом, в кадетском корпусе созданы условия для раскрытия педагогического и творческого потенциала каждого учителя.
Следует отметить, что сочетание опытных, имеющих активную жизненную позицию и практические знания кадров с молодыми – основа основ в учебно-воспитательном процессе Преображенского кадетского корпуса. Здесь сложился высокопрофессиональный коллектив педагогов и воспитателей. Это позволяет успешно реализовывать общеобразовательные программы основного и дополнительного образования.
В 2018 году кадетский корпус получил благодарственное письмо мэра Москвы С.С.Собянина за воспитание достойной смены старшего поколения и сохранение воинских традиций.
Ежегодно на протяжении двадцати лет свыше 90% выпускников Преображенского кадетского корпуса поступают в высшие учебные заведения. Из них более 50% продолжают свою учебу в учебных заведениях Федеральной службы безопасности и других силовых структур, около 20% – в вузах по программе государственной гражданской службы, остальные – в учебных заведениях других профилей.
Все эти успехи в первую очередь характеризуют качество обучения, свидетельствуют о высоком коэффициенте полезного действия занятий по всем учебным дисциплинам. Они достигнуты кропотливым и целенаправленным трудом всего персонала корпуса. Сегодня среди них заслуженный учитель Российской Федерации, 16 почетных работников образования Российской Федерации, 5 почетных работников образования города Москвы, 3 кандидата наук.
В связи со спецификой профессиональной направленности особое место в жизни кадетского корпуса занимает спорт. В учебном заведении созданы все условия для занятий физической культурой и физического развития кадет. Сборные команды Преображенского кадетского корпуса по волейболу, баскетболу и мини-футболу на протяжении двадцати лет являются победителями и призерами на межрайонных этапах, участниками городских школьных соревнований. О достижениях ребят в этих и других видах спорта свидетельствуют многочисленные кубки, медали, благодарственные письма и грамоты. Сегодня свыше 80% кадет награждены значком ГТО, из них каждый второй имеет золотой значок.
Регламентированный распорядок дня, да и сама обстановка, оформление классов, кабинетов, помещений оказывают на кадет глубокое воспитательное воздействие. Каждый день для учащихся расписан буквально по минутам. Кроме общеобразовательных предметов в учебном плане значатся военно-прикладные дисциплины. Преподают их офицеры-воспитатели и педагоги, за плечами которых серьезный служебный опыт в силовых структурах. Внимание, реакцию и меткость, волю к победе у ребят развивают стрелковая подготовка, военизированные игры и эстафеты. Многие кадеты имеют разряды по стрельбе. Практически ежедневно проводится строевая подготовка.
Умение правильно держаться в строю для кадет необходимо на многих мероприятиях. С 2008 года кадеты принимают участие в параде на Красной площади, посвященном историческому Параду 7 ноября 1941 года, ежегодно участвуют в параде кадетского движения на Поклонной горе.
Кадеты принимают активное участие в большинстве значимых мероприятий патриотического характера, проводимых в Москве, в Центральном федеральном округе Российской Федерации, и многие становятся призерами и победителями различных конкурсов. В смотре-конкурсе на «Кубок Героев» Преображенский кадетский корпус в 2010 году был признан лучшим кадетским образовательным учреждением в организации патриотического воспитания.
Ежегодно кадеты принимают участие в Московской метапредметной олимпиаде «Не прервется связь поколений», в которой больше половины наших участников становятся победителями и призерами, в олимпиадах «Музеи. Парки. Усадьбы», «Мой район в годы войны».
Традиционным для воспитанников Преображенского кадетского корпуса стал полевой выход в поселок Тучково Московской области, где расположен оздоровительно-образовательный лагерь «Патриот». В нем кадеты получают знания и навыки по программе «Основы военной службы», живут в обстановке, напоминающей настоящую армейскую службу.
На протяжении двадцати лет в кадетском корпусе созданы самые благоприятные условия не только для обучения и воспитания кадет, но и для всестороннего развития способностей, раскрытия их талантов в ходе культурно-массовой работы. Преображенский кадетский корпус ежегодно занимает призовые места среди кадетских корпусов, школ и классов города Москвы на фестивале юных талантов «Кадетская звездочка», на городском фестивале детского и юношеского творчества «Эстафета искусства». Ансамбль народно-сценического танца «Мечта» (руководитель Ю.В.Бекренева) и танцевальный коллектив «Прорыв» (руководитель С.И.Гитциграт) неоднократно становились победителями и призерами творческих конкурсов. Так, весной 2020 года ансамбль «Мечта» принял участие в городском фестивале «Воссоединение Крыма с Россией» и в номинации «Мастер сцены» стал дважды лауреатом II степени. Кадеты и педагогический состав Преображенского кадетского корпуса последние два года участвуют во флешмобах с исполнением «Марша защитников Москвы».
Организованно проходит и волонтерская работа. Стало уже доброй традицией посещение отделений госпиталя ветеранов войн с благотворительными концертами волонтерами кадетского корпуса совместно с сотрудниками ФСБ во все праздники и знаменательные даты воинской славы России. Волонтерами совместно с сотрудниками ФСБ взято шефство над детьми погибших при исполнении воинского долга офицеров.
В Преображенском кадетском корпусе работают два музея: истории кадетского образования и музей «Преображенец». В музейном фонде хранятся сотни экспонатов, среди которых есть поистине ценные вещи. Часть экспонатов передана в безвозмездный дар семьями обучающихся и сотрудниками ФСБ России. В музеях проводятся тематические экскурсии, внеклассные занятия в дни воинской славы, осуществляется проектно-исследовательская работа. Воспитанники получают редкую возможность в прямом смысле слова прикоснуться к истории родной страны.
Администрация Преображенского кадетского корпуса, педагоги и воспитатели понимают, что нельзя любить Родину, не зная, не чувствуя историю великого народа России. Все будущие успехи и большие свершения, путевка в будущую жизнь государственного служащего и военного человека начинаются с малого. В связи с этим преподаватели прилагают все усилия, чтобы воспитать ребят достойными гражданами своего Отечества. Какой бы сложной и насыщенной ни была учебная программа, кадеты обязательно во время внеклассной работы, в выходные дни посещают различные музеи, выставочные залы города Москвы, в том числе Третьяковскую галерею, музеи Кремля, Музей ФСБ России, Московскую государственную картинную галерею народного художника СССР А.М.Шилова, концертные залы и театры столицы, выезжают на экскурсии по местам боевой славы.
В холле здания главного корпуса золотыми буквами написан лозунг: «Жизнь – Отечеству, честь – никому!» Эти слова стали не только призывом для всех, но и глубоким жизненным смыслом вот уже на протяжении двадцати лет для тысяч кадет, прошедших обучение, и для тех, кто сегодня находится в строю Преображенского кадетского корпуса.
Александр СКРИПЕЛЬ, педагог-организатор кадетской школы-интерната №5 «Преображенский кадетский корпус»
Комментарии