search
main
0

Жизнь онлайн. Основы информационной безопасности

​В рамках проекта «Академические субботы для учителей» в школе №1253 состоялась лекция «Цифровое поколение: компетентность и безопасность». Ее автор – член-корреспондент Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности МГУ имени М.В.Ломоносова и директор Фонда Развития Интернет Галина СОЛДАТОВА рассказала педагогам об основах информационной безопасности детей в Интернете.

– Галина Владимировна, чем сегодня вызвана цифровая стимуляция? Только ли технический прогресс влияет на то, что мы все чаще пользуемся Интернетом?- Научно-технический прогресс обеспечивает эффективные инструменты цифровой стимуляции: появляются новые гаджеты, электронные устройства и приложения, которые помогают нам получать информацию. Однако контент производят сами люди – активные пользователи различных онлайн-ресурсов, представители разных профессий без конца генерируют информацию в Сети. Телевидение и различные СМИ либо уже присутствуют онлайн, либо начинают туда переходить в той или иной форме. Все это в совокупности приводит к тому, что сегодня главным источником информации для всех, кто пользуется Интернетом, становится Всемирная паутина. Получается некий микс информации, состоящий из написанного и произведенного профессионалами и огромного массива пользовательского контента в социальных сетях, блогах, форумах. Все это создает информационное цунами, которое накрывает нас с головой.- На лекции вы говорили, что в период с 2013 по 2016 год количество детей, активно использующих Интернет, выросло в два раза – с 16 до 32 процентов. Как вы думаете, если такие темпы сохранятся, что же тогда ждет нас в ближайшем будущем, лет через 5?- Согласно последним данным социологических исследований, уже сегодня Интернетом ежедневно пользуется примерно 50 процентов взрослых и около 90 процентов детей и подростков. Разница между показателями, как мы видим, практически в два раза. Это говорит о том, что подрастает поколение активных пользователей Интернета. В скором времени уже не будет стоять вопрос, пользуешься ты Интернетом или нет, – для подрастающего поколения Сеть уже сейчас стала частью образа жизни. Если человек цифрового поколения не выходит в онлайн, то он просто выпадает из жизненного потока и становится информационным изгоем, белой вороной. Через пять лет сегодняшние десятиклассники будут оканчивать университеты и осваивать новые профессии, успешность в которых будет определяться в немалой степени уровнем цифровой компетентности. Можно сопротивляться нашему сращиванию с технологиями, но через лет 10-12 мы будем жить уже в новом мире интернета вещей, который сегодня завоевывает свои позиции. Невозможно будет быть вне Сети, когда ваш холодильник, дверной глазок и замок, рюкзак и куртка будут подключены к Интернету.- Неужели не будет противников этого неизбежного приобщения к плодам научно-технического прогресса?- Они были и есть на всех этапах развития человечества. Примерно каждый десятый человек в возрасте 40-49 лет страдает технофобией – неприятием технических устройств и даже страхом перед новыми технологиями. Чем старше человек, тем более вероятно, что он обладает технофобскими установками. Например, среди людей старше 50 лет технофобом является уже каждый шестой. Радикальных технофобов иногда еще называют неолуддитами – вслед за британскими луддитами начала XIX века, которые призывали отказаться от использования машин (например, станков) и уничтожать их. Но история показывает, что такого рода попытки повернуть прогресс вспять не увенчались успехом. В качестве протеста неолуддиты могут, например, поселиться в глуши, вести свое фермерское хозяйство, производить собственное электричество с помощью водяной или ветряной мельницы и воспитывать в такой обстановке своих детей. Человек волен выбрать себе такой образ жизни, но, думаю, в наше время все труднее отгородиться от цивилизации, хотя уверена, что такие общины обязательно будут. Кстати, технофобы выполняют свою полезную функцию в обществе – они бьют тревогу и заставляют задуматься о возможных опасностях интенсивного технологического развития.- Какие векторы развития наметились уже в наши дни?- В сфере инфокоммуникационных технологий помимо Интернета набирают силу и значимость и другие технологии, например, виртуальная и дополненная реальности, блокчейн, искусственный интеллект, которые внесут существенный вклад в изменение нашего мира. Дети уже сегодня через онлайн учатся общаться с тем, с чем человечество никогда на массовом уровне не взаимодействовало, – с интеллектуальными компьютерными программами, которые являются предшественниками искусственного интеллекта. Например, с Siri – нашей личной голосовой помощницей в айфоне, уже сегодня кажущейся достаточно умным собеседником. Производители обещают, что скоро ее речь нельзя будет отличить от речи живого человека.- Существуют психологические типы личности – интроверты и экстраверты. Влияет ли активное пользование Интернетом на формирование этих психотипов? Сейчас часто можно услышать от молодых людей, что они превращаются из экстравертов в интровертов и наоборот. Связано ли это?- По нашим данным, подростки сами говорят о том, что они ощущают себя в Интернете более самостоятельными, общительными, успешными. Это касается как интровертов, так и экстравертов. А экстравертам Сеть дает дополнительные возможности раскрыться в полной мере – по принципу «богатые становятся еще богаче». Но похоже, что в Сети все чувствуют себя немного больше экстравертами. Существуют исследования, результаты которых показывают: Интернет способствует тому, что дети и подростки, испытывающие трудности в общении, боящиеся публичных выступлений или новых контактов, расцветают как раз в общении в Сети. Найдя подходящий круг друзей, социальные интроверты могут стать очень откровенными и даже болтливыми. В Сети они чувствуют себя более раскованно, находят новых друзей, которых им сложнее найти в реальной жизни. Интроверты могут в Сети удовлетворять свою потребность в общении в безопасной для них ситуации – наблюдая со стороны. Таким образом, в Сети и интроверты, и экстраверты используют свои специфические способы адаптации к окружающему миру и регулируют их с учетом особенностей и возможностей онлайн-среды. И у тех и у других развиваются новые навыки общения и способы поднятия своего статуса, поддержки своей репутации. В Сети каждый строит свой социальный капитал. Например, сейчас уже есть такие данные, что большая часть виртуальных друзей у тех детей, которые рано завели аккаунты в социальных сетях, остается с ними и во взрослой жизни, становясь тем самым очень важной частью их социального капитала. И эти слабые связи, «контактные» или «фейсбуковские», оказывается, чаще срабатывают в ситуациях, когда мы нуждаемся в помощи, совете, подсказке в трудных, противоречивых или жизненно важных случаях: подсказать с выбором места работы, поиском хорошего доктора, вариантов досуга. Кто в такой ситуации выигрывает больше – экстраверты с огромным количеством друзей или интроверты с тщательно отобранными онлайн-знакомыми, – сейчас пока трудно сказать.- Не потеряем ли мы таким образом навыки общения вне Интернета?- Законы общения в реальной жизни и онлайн-пространстве в основе своей могут совпадать, но в целом это разные культурные практики, так как Интернет – специфический инструмент коммуникации. Сегодня детей надо учить общаться как в реальной жизни, так и в Сети. И больше делать упор на реальное общение, потому что мы должны как можно больше развивать в них традиционное, человеческое, ведь это то поколение, от которого зависит ближайшее будущее человечества.- Почему сегодня педагогам особенно важно быть осведомленными в вопросах информационной безопасности детей?- Сегодня мы знаем только о тех рисках, которые есть на слуху: например, о группах смерти. Но помимо этого в Интернете существует большое количество рисков, которые еще находятся вне поля нашего внимания. Мы, как взрослые, не фокусируемся на них и даже иногда не подозреваем об их существовании. Такое знание важно для педагогов, хотя бы по той причине, что они могут помочь не только своим ученикам в решении проблем в Сети, но и родителям помочь разобраться в этих вопросах. На самом деле родители очень нуждаются и ждут от школы такой помощи хотя бы в контексте традиционных родительских собраний. В среднем у родителей очень низкая осведомленность об онлайн-рисках. Есть, конечно, очень «продвинутые» родители, которые работают в IT-компаниях или связаны с активной онлайн-деятельностью, но большинство о возможных сетевых рисках знают очень мало. Родителям важно помочь осознать, что нужно учить ребенка не только знать об этих рисках, но и справляться с ними, находить выходы из трудных онлайн-ситуаций, делая из минусов плюсы, использовать ситуацию так, чтобы выйти из нее без ущерба и с новым опытом. Ведь среда жизнедеятельности ребенка не должна быть стерильной, для его развития необходима определенная доля риска. Это не менее важно, чем реализация благоприятных возможностей. Ребенок должен сталкиваться с проблемами, знать о них и учиться их преодолевать как в реальной жизни, так и в онлайн-среде.- Как быть, если дети не всегда рассказывают взрослым о том, с чем они сталкиваются в Сети?- В Интернете есть много рисков, о которых дети не сообщают родителям. Эти риски связаны с такими трудными жизненными онлайн-ситуациями, как, например, кибербуллинг или онлайн-груминг. Порой дети становятся жертвами серьезного, драматического шантажа и боятся сказать родителям, что совершили некий поступок или оплошность, которые оказались началом неприятной истории. Таким образом, они увязают все глубже, ситуация становится плохо предсказуемой и в итоге может закончиться не самым лучшим образом. Нужно общаться с ребенком на эту тему; если он предупрежден, как, например, вести себя в ситуациях с незнакомцами и что можно ожидать от незнакомого человека в Сети, он несколько раз подумает, прежде чем сделает какой-нибудь рискованный шаг. Дети, к сожалению, не всегда экстраполируют то, чему их научили в обычной жизни, на ситуации в Интернете, а ведь сейчас эти сферы тесно связаны между собой. Для начала родителям нужно взять за правило каждый день говорить с ребенком о том, что с ним происходило в Интернете, наравне с вопросом, что у него новенького в школе.- Существует мнение, что дети знают об Интернете больше, чем взрослые. Однако на лекции вы сказали, что на самом деле это ложный стереотип. Как же преодолеть этот цифровой разрыв между ребенком и родителем?- Уровень цифровой грамотности у детей и их родителей в среднем приблизительно одинаков и, к сожалению, невысок. Цифровой разрыв между ними психологически проявляется не столько в «отставании» родителей от детей, сколько в отсутствии «опережения» в цифровой компетентности. Это не позволяет родителям выступать в качестве экспертов, передающих опыт. Преодолеть цифровой разрыв, конечно, сложно, но возможно. Родителям необходимо повышать уровень цифровой грамотности, чтобы беседовать с ребенком на равных, чтобы уметь помочь ему справиться с различными ситуациями в Сети, не только с техническими, но и с трудными жизненными ситуациями. И школа, и родители должны помогать детям в этих вопросах, особенно связанных с безопасным использованием Интернета. Я считаю, что сегодня детей надо учить цифровой грамотности наравне с умениями читать и писать. Это основа формирования правильного отношения детей к новым технологиям и их конкурентоспособности в будущем. Чтобы родителям продвигаться по пути преодоления цифрового разрыва со своим ребенком, важно не сидеть вечерами каждому за своим монитором, а вместе с детьми обсуждать темы, связанные не только с техническими моментами, но и с вопросами поиска информации и общения в социальных сетях.- Как вы оцениваете лекцию, которую прочли в рамках проекта «Академические субботы»?- Не проходит недели, чтобы к нам не обратились из школ Москвы, а также из регионов с просьбой поделиться материалами по безопасности детей и подростков в Интернете, приехать и прочитать на эту тему лекцию. Это говорит о том, что потребность в знаниях в этой области очень велика, а материалов на эту тему пока немного. Поэтому я считаю, что проведение мероприятий по проблемам безопасности в Интернете – лекций, семинаров, тренингов – очень актуально и важно для педагогов. Несмотря на то что лекция была длинной, слушатели были довольно внимательны. Было ощущение значимости этих вопросов для аудитории. У меня создалось впечатление, в том числе и на основе вопросов, заданных после лекции, что пришли слушатели, которых действительно интересуют вопросы влияния Интернета на детей и подростков. Со стороны родителей есть запрос на помощь школы по информированию в этом вопросе. Чтобы информировать родителей и детей и выступать в этой области экспертами, педагогам самим нужно иметь соответствующие знания.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте