В 2006 году на площадке «Методической кухни» «Учительской газеты» открылись Заочные курсы повышения квалификации для всех наших читателей, которые хотели лучше понять, что такие педагогические технологии. Лекторами «курсов» стали преподаватели кафедры открытых образовательных технологий Московского института открытого образования. Обязательными компонентами каждого выпуска рубрики «Педагогические технологии» были: входное и выходное тестирование, теоретическая часть, практические примеры, словарь, историческое введение. У многих наших авторов с тех пор изменились должности. Ушла из жизни заведующая кафедрой ООТ МИОО, наш блестящий автор Людмила Борисовна Прокофьева… В остальном Заочные курсы повышения квалификации практически не устарели и по-прежнему являются ценным материалом для педагогов. Предлагаем вашему вниманию Занятие 11, заключительное.
– Кто участвует в решении ? На заключительном этапе у педагога есть выбор: представить анализ ситуации в письменном виде, либо в виде устной презентации микрогрупп как программу действий, направленных на решение . Важным моментом во время презентации является способность учеников толерантно и без предвзятости принимать чужие варианты решения . Основные пункты дискуссии, решения должны быть по возможности завизуализированы учениками. Это служит многим целям. Во-первых, это своеобразная «память» класса, которая связывает различные темы обсуждения, вызывает у участников чувство гордости, солидарности и знаменует продвижение вперед. Одновременно это контрольный механизм для преподавателя, ведь он создает порядок и структуру, предопределяет значимость обсуждаемых тем. – органичность решения ; – наличие реальной , конфликта; – описание , ее видение разными действующими лицами; – развитие конфликта и ; – .
Метод анализа конкретной ситуации как эффективный способ работы с элективными курсами в профильной школе
Сегодня задача школы – не только сформировать функциональные компетенции учеников, но и воспитать у школьников такие качества и способности, которые позволят им определить свою образовательную траекторию и выбрать профессию. При этом система образования обязана стимулировать личную ответственность подрастающего поколения за свое образование и будущее. Речь идет не столько о передаче «секретов» от учителя к ученику, сколько об оценке различных ситуаций, информации, поиске творческих решений и их реализации. При этом школьникам предлагается продемонстрировать навыки работы с текстами разных жанров.
По данным результатов международного исследования PISA-2000, наши школьники имеют целую группу «дефицитов», связанных с анализом информации и текстов:
– в целом умеют читать и понимать тексты, отвечать, однако необходимость дать развернутый ответ в виде текста вызывает трудности;
– достаточно хорошо схватывают общую канву текста, понимают его общее содержание, но невнимательны к деталям;
– не могут решить задачу, если необходимо дать качественный, а не количественный ответ;
– теряются при работе с составными текстами. Если информация представлена в виде отдельных информационных фрагментов (в том числе разных по жанру), а понимание («вычитывание») информации предполагает сопоставление, сравнение, удерживание фрагментов и соединение их в общую информационную картину, возникают трудности;
– как правило, ориентированы либо на общее содержание текста, либо на его фрагменты;
– чаще всего не имеют навыка работы с бытовыми, научно-популярными, публицистическими текстами.
А эта группа «дефицитов» связана с анализом всей совокупности условий, содержащихся в задании:
– российские школьники не умеют привлекать информацию, которая не содержится непосредственно в условиях задачи. Задачи, в которых требуется использовать бытовые сведения, личный практический опыт, вызывают трудности;
– вызывает трудности операция выделения информации из вопроса;
– российским ребятам нелегко ответить на вопросы, которые предполагают многократное возвращение к условию для получения дополнительной информации;
– дети пасуют перед заданиями, в которых форма вопроса недостаточно нормализована.
Классическая схема задания или задачи может быть описана через условие задачи и вопрос, на который необходимо дать ответ. Соотношение условий задачи и вопроса точно задает способ действия. Фактически речь идет о стереотипном применении способа действия.
Задания и задачи, которые сейчас широко используются в мировом сообществе, выглядят иначе. Условие и вопросы заданы как самостоятельные и на первый взгляд не связаны друг с другом. Связать условие и вопрос – задача ученика. Часто для такого действия необходимо привлечение личного опыта, дополнительной информации, нужна детальная работа с контекстом. Отсюда и «дизайн» международных заданий, в частности заданий PISA, – они часто представляют собой описание ситуации (кейс), взятой из реальной жизненной практики. Каждая задача – ситуация, случай, требующие собственного решения.
За годы учебы в средней школе, а затем и высшем учебном заведении, учащиеся накапливают опыт решения четко и конкретно сформулированных задач. Однако в реальной жизни ситуация принципиально другая: жизненные и профессиональные задачи, которые перед ними возникают, им не известны заранее, для них никто не формулирует их в привычной форме учебных задач, более того, обычно они замаскированы множеством важных и рядовых сопутствующих событий и фактов.
Именно поэтому так важно, особенно начиная со школьной скамьи, использовать такие технологии, которые помогли бы ученику объективно оценивать реальную ситуацию, выделять проблему, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их деятельность. Для этих целей как нельзя лучше подходит метод конкретных ситуаций (кейс-метод).
Входное тестирование
Задание 1. Представьте в виде ряда ключевых слов понятие «кейс».
Кейс – это…
Задание 2. Изобразите графически предполагаемый спектр возможностей кейс-метода.
Задание 3. Попробуйте заполнить пропуски в предложениях, касающиеся реализации технологической стороны работы над кейсом.
Правила для учителя:
– отказаться от ……….. и …………
– иметь нейтралитет к ………
– занять ……….. позицию
– преодолевать конфликты и …………. без морализаторства
– серьезно ………. участников
– активизировать и ……….. группу
– ………….. свои эмоции
– …………структурировать занятие.
Правила для учеников:
– высказывания должны быть ………..
– не разрешается говорить нескольким………….
– главные идеи должны быть ……….
– все обсуждения ведутся ……………
Ситуационная методика, или кейс-метод (Case study) – метод анализа кейсов, ситуаций. Решение кейса позволяет развить навыки критического мышления, а также актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении заявленной проблемы.
Кейс-метод появился в Соединенных Штатах в начале XX века и стал широко известен прежде всего благодаря Гарвардской школе бизнеса и Школе государственных служащих Гарвардского университета.
В основе метода конкретных ситуаций лежит имитационное моделирование, то есть перед тем, как дать задание ученикам, происходит разработка конкретного примера или поиск готовых материалов с описанием реальной ситуации.
Мы считаем, что метод конкретных ситуаций можно эффективно использовать при работе с элективными курсами. Констатируются какие-то события, описываются конфликт или проблема, эмоционально-поведенческие аспекты взаимодействия, то есть моделируется соответствующий содержанию обучения процесс в реальных условиях.
При ознакомлении с конкретной ситуацией или при анализе конкретного примера ученик должен вжиться в определенные обстоятельства, понять ситуацию, оценить обстановку, определить проблему и ее суть. Затем он должен определить свою роль в решении проблемы и выработать линию поведения.
Кейс представляет собой реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает какую-нибудь практическую проблему. В идеале проблема не должна иметь однозначного решения. Иначе говоря, в кейсе обязательна какая-то интрига, позволяющая поддерживать интерес к ситуации. Кроме того, должны быть четко очерчены временные рамки ситуации и дана вся информация для анализа кейса. Важным условием считается присутствие в кейсе «действующего лица», ответственного за принятие решения.
Метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской технологии, то есть объединяет в себе операции исследовательского процесса и аналитические процедуры. Кейс – технология коллективного обучения, которая интегрирует технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования определенных личностных качеств обучаемых.
В методологическом плане кейс-метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мыслительный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняют в кейсе свои роли.
Глоссарий
Кейс (case) – многозначное слово:
Case study – социологическое исследование;
Case fame – моделирование управления;
Case history – наглядная иллюстрация;
Case method – метод анализа ситуации.
Моделирование – построение модели ситуации.
Системный анализ – системное представление и анализ ситуации.
Мысленный эксперимент – способ получения знания о ситуации посредством ее мысленного преобразования.
Методы описания – создание ситуации описания.
Проблемный метод – представление проблемы, лежащей в основе ситуации.
Метод классификации – создание упорядоченных перечней свойств, сторон, составляющих ситуации.
Игровые методы – представление вариантов поведения героев ситуации.
Мозговая атака – генерирование идей относительно ситуации.
Дискуссия – обмен взглядами по поводу проблемы и путей ее решения.
Организация обучения на основе метода конкретных ситуаций.
Подготовительный этап (до начала занятий)
Цель этапа: конкретизировать цели и разработать конкретную ситуацию и ход занятия.
Прежде всего имеет смысл определить, насколько целесообразно использовать кейс-метод в каждом конкретном случае. Существует ряд педагогических задач, которые решаются без применения кейс-метода. К ним относятся передача теоретических знаний, фактов, информации, усвоение нового материала. Практические работы не хуже кейс-метода способствуют приобретению нового опыта.
Однако, если основные задачи – обучение навыкам критического мышления, принятия решений, независимого анализа, эффективной коммуникации, повышение креативности, значит, выбор кейс-метода оправдан.
Следует подчеркнуть, что кейс-метод требует подготовленности учащихся, наличия у них навыков самостоятельной работы. Неподготовленность учеников, несамостоятельность или отсутствие знаний по обсуждаемому вопросу могут приводить к поверхностному решению кейса.
Прежде всего желательно преобразовать пространство класса: расположить столы для групповой работы (например, буквой «П», треугольником, по группам). Затем подготовить материалы для визуализации, приложения к кейсу (если они необходимы).
Особое внимание следует обратить на выбор кейса. Выбор должен отвечать целому ряду требований:
– ситуация должна логично продолжать содержание элективного курса;
– сложность ситуации должна быть на уровне возможностей учащихся;
– содержание должно отражать реальные ситуации;
– ученикам должны быть предоставлены конкретные инструкции по работе с кейсом;
– ученикам должна быть интересна проблема, которая поднимается в кейсе;
– проблема должна диктовать необходимость срочного решения;
– реальность решения кейса должна быть основана на имеющейся информации.
При необходимости возможно проведение консультаций по работе с кейсом, которые включают в себя: технологическую модель занятия, систему оценивания решения кейса, правила работы на уроке, правила презентации, основы дискуссии и ролевой игры.
Ознакомительный этап (во время урока)
Цель этапа: вовлечение в анализ реальной ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления.
Вступительная часть урока может начинаться с демонстрации фрагмента игрового фильма, видеоматериалов с реальными событиями, относящихся к ситуации, чтения проблемной статьи, статистических данных, описания случая из реальной жизни.
Далее должно следовать слово преподавателя, в котором обозначен контекст предстоящей работы и обращено внимание учеников на актуализацию знаний в определенной области.
Наш кейс на тему «Добывание информации. Основные методы сбора» написан к элективным курсам «Азбука журналистики» для 10-11-х классов О.И.Лепилкиной, Е.Ю.Умновой и др. Кейс составлен на основе реальной ситуации, когда возникает необходимость использовать чужие тексты в своей работе.
В нашем конкретном случае кейс может содержать такую информацию:
«Ирина, молодой специалист, работает в редакции газеты «Юность» всего 6 месяцев. Ирина очень скромная, рассудительная и симпатичная девушка. Над каждым своим проектом она работает очень долго и аккуратно, все досконально взвешивает. Она большой энтузиаст своего дела, но, к сожалению, мало интересуется людьми, что вызывает недовольство руководства и сотрудников редакции. Некоторые считают ее белой вороной. Чтобы «утвердиться» в глазах коллег, ей приходится преодолевать немало трудностей. Она часто берет недоделанную работу домой.
По заданию редакции ей необходимо написать статью о финансовой деятельности одного банка. В одном журнале Ирина нашла очень интересный материал как раз по теме ее работы. Статью необходимо было срочно сдать, и Ирина, не успевая к сроку, решила заимствовать в своей статье большой фрагмент журнального материала, частично пересказав его своими словами.
Через неделю, когда газета вышла, в редакцию позвонили. Это оказался автор заимствованной статьи из журнала. Он долго разговаривал с главным редактором газеты…»
Знакомство учеников с конкретной ситуацией может быть индивидуальным или групповым. В нашем конкретном случае эффективнее организовать обсуждение и выработку решения в группе, т.к. решение должно стать плодом совместных усилий нескольких сторон.
Аналитический этап (начало обсуждения кейса)
Цель этапа: проанализировать кейс в группе и выработать решение.
Перед началом обсуждения учитель может задать так называемые «разогревающие» вопросы:
– Был ли у вас похожий опыт?
– Не напоминает ли вам этот случай ситуацию, виденную ранее?
– Как вы относитесь к этой ситуации?
– Насколько актуальна эта ситуация? Какую проблему она поднимает?
Эффективность групповой работы обеспечивается применением специфических приемов организации групповой работы и определенными инструкциями:
– необходимо решить процедурные проблемы: определить порядок и регламент выступлений, вопросов и ответов;
– учитель не должен отвечать и детально обсуждать ситуацию, ускоряя анализ;
– в классе должны быть партнерские отношения;
– обсуждение должно концентрироваться вокруг трех основных моментов: проблемы, альтернативы, действия, которые предпочтительны в этой непростой ситуации;
– анализ ситуации необходимо начинать с выявления признаков проблемы;
– постановка проблемы требует четкой формулировки;
– успех в решении проблемы зависит от различных способов действий (альтернатив);
– необходимо обоснование альтернатив;
– при составлении программы нужно учитывать реальность воплощения.
В нашей ситуации затрагиваются следующие проблемы:
1) использование чужих текстов;
2) адаптация молодого специалиста;
3) репутация информационного издания.
Кейс направлен на преодоление следующих дефицитов:
– поиск точной информации;
– сопоставление информации, полученной из разных источников;
– определение собственной точки зрения.
В нашем случае предпочтительно разделить участников обсуждения на три группы:
1. Представители Ирины (позиция Ирины).
2. Представители редакции (позиция главного редактора).
3. Автор (позиция автора заимствованного текста).
Все они узнали друг друга, и теперь пришло время обменяться мнениями. Цель групп – вынесение обоснованного решения.
Приложение к кейсу:
1) Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.
2) Сонин К. Украденные слова. Огонек. 2004. №24 (14-20 июня).
3) Приложение об организации учебного процесса. Справочник. 2002-2003 учебный год. – М., 2002г.
Итоговый этап (презентация групповых решений)
Цель: представить и обосновать решение группы по кейсу.
Обсуждение кейса невозможно без дискуссии. Однако ее целесообразно организовать, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, контролировать эмоции, утверждать и доказывать свою точку зрения. Главной характеристикой дискуссии является уровень компетентности ее участников.
Вопросы для дискуссии:
– Является ли ситуация, сложившаяся в редакции, типичной?
– Что является предпосылкой сложившейся ситуации?
– Что можно считать основной проблемой?
– Кто участвует в решении проблемы?
– Каковы их цели?
– В чем заключается «проблема» Ирины?
– От какой из сторон в большей степени зависит бесконфликтное решение ситуации?
– Почему Ирина попала в такую ситуацию?
– Что необходимо предпринять каждой из сторон?
– Какие вопросы должны быть решены для того, чтобы уладить проблему?
– Кто может принять решение?
– Какое решение должно быть принято?
– Каковы цели человека, который принимает решение?
– Какие действия должны быть приняты?
– Каковы последствия?
– Что бы вы сделали на месте главного героя?
– Почему?
Признаки хорошего обсуждения кейса:
– Чем меньше говорит преподаватель, тем лучше.
– Активность учеников.
– Количество вопросов, заданных учениками.
– Энергичность учителя.
– Активность дискуссии.
– Позитивная атмосфера.
– Обоснованность вывода по кейсу.
На заключительном этапе у педагога есть выбор: представить анализ ситуации в письменном виде, либо в виде устной презентации микрогрупп как программу действий, направленных на решение проблемы.
Важным моментом во время презентации является способность учеников толерантно и без предвзятости принимать чужие варианты решения проблемы.
Во время итогового этапа также чрезвычайно важна атмосфера, которая царит в классе, убедительность завершающего этапа работы. В противном случае неизбежны разочарования. Чтобы избежать подобного, учитель может заранее запланировать способ завершения работы: мини-лекция по теме, статистика, информация о будущих событиях, которые описывались в ситуации.
Основные пункты дискуссии, решения проблемы должны быть по возможности завизуализированы учениками. Это служит многим целям. Во-первых, это своеобразная «память» класса, которая связывает различные темы обсуждения, вызывает у участников чувство гордости, солидарности и знаменует продвижение вперед. Одновременно это контрольный механизм для преподавателя, ведь он создает порядок и структуру, предопределяет значимость обсуждаемых тем.
Учитель может сделать письменные комментарии по завершении работы над кейсом, это поможет быстрее накапливать опыт, фиксировать и учитывать возникшие трудности, обмениваться опытом с другими учителями.
Важная проблема – оценивание учеников в рамках кейс-метода. При оценке необходимо учитывать:
– органичность решения проблемы;
– способ подачи материала;
– доступность презентации;
– оригинальность решения и представления результатов.
Руководство по написанию кейса
Кейс должен отвечать следующим условиям:
– наличие реально существующей группы людей, организации, в которой развивается ситуация;
– существование хронологии событий, временных рамок;
– наличие реальной проблемы, конфликта;
– ситуация должна быть представлена в «событийном» стиле, должны быть отражены не только события, но и персонажи и их действия, поступки;
– действие, разворачивающееся в кейсе, должно содержать интригу.
Структура кейса
1. Введение – первые несколько абзацев:
– постановка задачи кейса;
– название организации, имена, действующие лица;
– профиль организации;
– название кейса и авторство.
2. Проблема – несколько абзацев:
– описание проблемы, ее видение разными действующими лицами;
– описание структуры проблемной ситуации, если она есть.
3. Материалы для решения структурированы в виде вопросов и ответов:
– развитие конфликта и проблемы;
– описание внешней среды;
– слабые и сильные стороны;
– взаимодействие действующих лиц;
– схемы, таблицы, статистика, фотографии, картинки, иллюстрации, различные документы и формы отчетности.
Выходное тестирование
Раскройте следующие положения:
– Суть кейс-метода.
– Функциональные возможности кейс-метода.
– Формирование кейсов.
– Работа с кейсом на уроке.
– Особенности презентации и оценки кейсов.
– Проблемы преподавателя, применяющего кейс-метод.
– Структура кейса.
– Оценка возможностей кейс-метода в российском образовании.
– Достоинства и недостатки кейс-метода.
Светлана Дудчик, старший преподаватель кафедры открытых образовательных технологий Московского института открытого образования, соискатель Института теории и истории педагогики РАО
Комментарии