search
main
0

Жизнь меняется так быстро, что нужно постоянно смотреть вперед

Гимназия №1518 в 2006 и 2007 годах стала победителем конкурса инновационных школ. Нельзя сказать, что участие в конкурсе два года подряд вызвало однозначную реакцию у управленцев (известно, что в некоторых регионах РФ школам «не советовали» второй раз участвовать в одном и том же конкурсе). Может быть, Марина Фирсова, директор 1518-й, и отступила бы под нажимом чиновников, но решение об участии в нацпроекте было принято родителями и педагогическим коллективом гимназии, а городской совет по реализации нацпроекта под председательством первого заместителя мэра в Правительстве Москвы Людмилы Швецовой после представления документов и заключений экспертов принял решение о признании гимназии №1518 победителем конкурса инновационных школ в рамках нацпроекта «Образование» и в 2007 году. На вопросы «УГ» отвечает заслуженный учитель РФ Марина ФИРСОВА.

– Марина Михайловна, а зачем вашей гимназии, завоевавшей в 2004 году титул «Лучшая школа России», нужно было участвовать в 2006 году в нацпроекте? Почему это было для вас важно?

– Дело в том, что мы уже давно живем по программам развития, и просто так совпало: объявили нацпроект, а мы работали в его логике. Во-первых, у нас была своя программа развития на 2004-2007 годы. С этой программой мы участвовали во Всероссийском конкурсе «Лучшие школы России» в 2004 году и вошли тогда в десятку победителей. Во-вторых, у этой программы было четыре подпрограммы, одну из них мы и представили на конкурс в рамках нацпроекта: «Создание единой информационно-образовательной среды гимназии как условие совершенствования подготовки конкурентоспособной личности». Нам надо было убедиться в том, что эта программа на самом деле инновационная, что ее такой признают эксперты. Так произошло, и мы стали победителями ПНПО в 2006 году. Но в 2007 году мы завершили программу и разработали новую – «Гимназия – пространство роста всех, кто учится и учит», рассчитанную до 2010 года. Ее-то мы и представили на конкурс инновационных школ в 2007 году, став во второй раз победителями.

– На публичном отчете гимназии вы рассказывали об итогах выполнения первой программы и показывали огромное количество всякой компьютерной техники, смарт-доски, учителя же на практике демонстрировали, как они используют информационные технологии в своей работе, показывая совсем иной стиль учебной работы. Это то, чего вы хотели добиться?

– В том числе. В связи с нацпроектом мы посмотрели на то, какие возможности открываются для разных аспектов деятельности как ученического, так и педагогического коллективов. Он повысил мотивацию учителей к достижению определенных собственных результатов. В рамках ПНПО в первый год наши учителя получили 5 грантов Президента РФ и 5 – гранты Москвы, наш учитель Татьяна Кичак была по рейтингу первой из 394 московских учителей, Наталья Куликова вошла в десятку лучших, а наша молодая учительница Ирина Уварихина была первой во Всероссийском конкурсе «Педагогический дебют». В 2007 году у нас три учителя стали победителями ПНПО и семь учителей – обладателями гранта Москвы. То есть треть нашего педагогического коллектива за два года была отмечена этими высокими наградами.

– До сих пор ваша гимназия была известна как образовательное учреждение, которое реализует экономическое направление в своей работе. Основное содержательное направление работы школы в ПНПО присутствовало или программа развития была чисто инструментальной?

– Конечно, для нас было и остается важным содержание образования. Мы считаем, что создание информационно-образовательной среды и ее развитие – необходимое условие для того, чтобы поднять его на новый уровень. Сегодня наши учителя готовят уроки на совсем новом уровне. Старая система подготовки и переподготовки учителей для нас стала тесной, поэтому теперь в гимназии работает IT-академия учителей, в рамках которой педагоги постоянно повышают свою квалификацию. Мы потратили полученные за два года два миллиона рублей на приобретение нового оборудования и на модернизацию того оборудования, которое уже имели, создали класс-трансформер, который очень хорошо оборудован всеми современными средствами для ведения различных видов деятельности: тут можно заниматься элективными курсами, проектной деятельностью, поскольку там есть выход в интернет, смарт-доска, парты трансформируются так, что дети могут работать в группах, индивидуально, всем классом и парами. То есть теперь учитель может выстраивать для каждого ученика индивидуальную траекторию развития. Наша библиотека получила информационный ресурс, тут и открытый выход в интернет, и возможность оперировать, скажем, на уроке экономики цифрами в реальном времени, пользоваться различными источниками информации. Очень интересные уроки проводит библиотекарь совместно с учителями истории, географии, биологии, экономики. Получив такие новые информационные технологии, как смарт-доски, документ-камеры, мультимедийное оборудование, педагоги теперь должны на своем рабочем месте научиться пользоваться всем этим и применять все это в работе, научиться перестраивать урок.

– Я обратила внимание на то, что участники Всероссийского конкурса «Лучшие школы России» весьма успешно работали в вашем конференц-зале, оснащенном самой современной техникой. Это тоже результаты участия гимназии в нацпроекте?

– Вообще у нас конференц-зал и до участия в ПНПО был довольно хорошо оборудован, но сейчас мы установили там подиум, который позволяет педагогу общаться сразу со всей аудиторией. Таким образом, мы имеем возможность проводить очень интересные лекции для наших старшеклассников, например, посадив в зале всех учащихся десятых классов или одиннадцатых классов. Процесс обучения становится более активным и вызывает интерес у учащихся.

– Кстати, в прошлом году четверо ваших учеников были отмечены премиями в рамках нацпроекта. Что в этом году?

– Трое из той четверки стали студентами Финансовой академии при Правительстве РФ, четвертый – он не был выпускником – в этом году стал победителем Всероссийской олимпиады по обществознанию, заняв первое место. И в этом году тоже четверо получили такие же премии в рамках ПНПО, став победителями и призерами всероссийских олимпиад, интеллектуального конкурса «Лингва».

– Одно из условий нацпроекта – распространение опыта. Вы своим опытом с коллегами делитесь?

– Знаете, для нас куда важнее делиться идеями, потому что все школы разные и могут применять идеи в соответствии со своими возможностями и потребностями участников образовательного процесса. Мы сейчас стали своеобразным ресурсным центром – базовой площадкой Российской академии повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров и уже два года подряд принимаем группы учителей из регионов. Коллеги повышают свою квалификацию и получают свидетельства о прохождении краткосрочных курсов.

– Две победы в конкурсе в рамках нацпроекта есть, победы учителей и учеников тоже есть, работа над программой развития идет. Что дальше? Каким будет рывок в будущее?

– Для нас этот рывок связан с участием в московском проекте «Строим школу будущего». В этом проекте мы участвуем в работе по двум направлениям: «Школа информатизации» и «Повышение профессионального мастерства учителя». Мы входим в два ВНИКа, которые занимаются этими проблемами. В рамках первого мы приобрели и приобретем абсолютно новое оборудование, которое позволит нам проводить видеоконференции со школами, причем не только с московскими, российскими, но и зарубежными так, как будто мы все находимся в одном зале. Будут новые возможности для общения учеников, мы сможем проводить конференции по исследовательским работам учащихся, не выезжая в другие города. В рамках второго направления мы используем нашу IT-академию – готовы стать ресурсным центром повышения профессионального уровня для учителей Москвы, работающих как в Школе будущего, так и за рамками этой школы.

– Марина Михайловна, скажите честно: идея «Школы будущего», которую реализует Москва, не искусственная, не выдвинутая в популистских целях? Дескать, все бьются над тем, чтобы сделать хорошей школу настоящего, а мы говорим, что делаем Школу будущего, хотя на самом деле тоже улучшаем школу настоящего?

– Думаю, что если мы сегодня будем говорить только о школе настоящего, то никогда не сделаем шаг вперед. Возможности того нового оборудования, которое мы приобретаем и которое будет служить в образовании, в полном объеме еще никто не знает. Например, мы сейчас закупаем оборудование для внедрения космических технологий в учебный процесс (погодные станции), лабораторию для изучения клетки и так далее. Это совершенно новое оборудование, которое позволит изменить преподавание географии, биологии, физики и других предметов. Наша задача – таким образом построить нашу работу и учебный процесс, чтобы изучить все возможности и с учетом этих возможностей усовершенствовать традиционные формы и внедрять новые формы в образовательный процесс. Жизнь меняется так быстро, что жить только сегодняшним днем уже невозможно, нужно заглядывать в будущее.

Сотрудничество

Майя ПИЛЬДЕС, директор санкт-петербургской гимназии №56:

– Благодаря приоритетному нацпроекту «Образование» я очень часто теперь бываю в столице, тут есть школы, работа которых мне нравится и опыт которых мы серьезно изучаем, – это гимназии №№1518 и 1520. В этом году старшеклассники наших гимназий – питерской и московских – участвовали в общей научной конференции, и я считаю это тоже хорошим делом, так как мы смогли обменяться опытом работы с одаренными школьниками, который есть в Москве и в Санкт-Петербурге.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте