Негородская средняя общеобразовательная школа №1 поселка Шуя в Прионежском районе Карелии уже знакома читателям «Учительской газеты». В этом учебном году образовательная организация отметила 215 лет. Молодой педагог в негородской школе – особая радость школьников и, конечно же, руководителя. С 2020 года школу возглавляет Владимир Войнов, вступление в должность которого пришлось не только на пандемию, но и на день рождения школы. Из-за ограничений большой праздник отменили, но, как только появилась возможность, «Учительскую газету» позвали в гости. «У нас работают четыре молодых учителя!» – с гордостью рассказал Владимир Михайлович и пообещал знакомство с каждым из тех, кто пришел работать с детьми.
Началка с Мэри Поппинс
Учитель начальных классов Наталья Александровна Знаменская работает в школе первый год. До этого трудилась в сфере, с образованием не связанной. Близкие Натальи Александровны выбор одобрили. К каждому ребенку учительница обращается по имени, на вопросы любознательных почемучек она отвечает легко и с юмором.
– Представить не могу, что через три года дети вырастут и пойдут дальше. У меня от одной мысли об этом слезы на глазах, – делится Наталья Александровна.
Учительница ни секунды не сидит на месте: уроки, активные перемены с играми, принесенными для первоклашек из дома, сборы на физкультуру, поездки на автобусе школьников домой. «Вот так и бегаю целый день! Еще и на звонки отвечаю в режиме здесь и сейчас», – улыбается учительница, которая за внешней суетой успевает и улыбкой одарить, и тему новую объяснить, и задание придумать для ученика, который играть не хочет.
Биология, химия, танцы
Екатерина Владимировна Анисимова работает в Шуе тоже первый год. До этого руководила танцевальным коллективом в Кондопоге, а сейчас преподает школьникам химию и биологию, а вечерами ведет танцевальный кружок.
– Решила вернуться к преподаванию после локдауна прошлого года. Учитель – профессия, у которой есть стабильность и будущее, – говорит педагог.
Екатерина Владимировна уже через несколько недель поняла, что пришла в дружный коллектив. В момент, когда педагогу нужно было найти съемное жилье, к поискам подключились все коллеги.
– Зарплатой и нагрузкой довольна, не жалуюсь, – говорит учительница и поясняет, что в школе нередко задерживается до позднего вечера – ведет танцы.
Спорт личных достижений
Игорь Николаевич Кузьмин – учитель физкультуры. Педагог уверен, что достойный спортзал, хорошее футбольное поле и кольца для игры в баскетбол необходимы каждой школе. Дети не должны быть обделены возможностью тренироваться и учиться в достойных условиях. Игорь Николаевич и сам учился в негородской школе, помнит, как ждали они с одноклассниками строительства нового спортзала, ремонта школьных классов – проходили годы, а ситуация не менялась к лучшему…
– Школа расположена в 17 километрах от Петрозаводска, но у нас нет возможности приехать в город и позаниматься с детьми на хорошем поле, покататься на крытом катке столько, сколько хотелось бы, – сетует педагог и мечтает о том, чтобы в Карелии развивалась спортивная инфраструктура.
Тогда, уверен учитель, здоровье детей и взрослых будет значительно крепче, а настроение – лучше. Подтверждение тому – спортивная активность учителей школы. В этом году коллеги организовали волейбольную команду, которая успешно выступила на соревнованиях.
Учитель во втором поколении
Юрий Андреевич Сергеенков – учитель истории и обществознания, лауреат конкурса «Учитель года Карелии»-2020, выпускник шуйской школы. В образовательной организации он работает с мамой Ириной Семеновной Сергеенковой.
На вопрос, не ограничивает ли его это, Юрий Андреевич смеется.
– Ну что вы! Например, во время дистанционного обучения мама помогала мне, а я учил ее использовать на уроках новые технические приемчики. Мы всегда обмениваемся чем-то интересным. Поколение педагогов моей мамы прекрасно знает содержание предмета – досконально, академически я бы сказал. А я помогаю донести до поколения учеников эти знания и, конечно, сам учусь, – говорит учитель.
Юрий Андреевич в конкурсе «Учитель года» также участвовал в формате дистанта. Говорит, такой опыт не помешал ему обрести профессиональные знакомства, завязать сотрудничество с Карельским институтом развития образования.
– Подобное общение и поддерживает, и вдохновляет, – уверен Юрий Андреевич, легкий на подъем, улыбчивый учитель.
Вера в молодых
Команду молодых педагогов директор школы Владимир Войнов ценит. Видно, как слушает их руководитель, как улыбается их энергии и задору, и верит, что четверка смелых вольется в коллектив опытных учителей. Каждый из молодых педагогов подчеркнул, что нашел наставника и помощников среди коллег, многие из которых работают в школе не один десяток лет.
«Спросить, уточнить, получить совет, не отчаяться – со всеми победами и радостями к ним, нашим старшим наставникам» – так сказала учитель начальных классов Наталья Знаменская, а остальные закивали, подтверждая, что чувствуют поддержку и помощь коллег.
– Верю, что ребята смогут изменить нашу школьную жизнь. Вижу, как они активны и открыты, – говорит директор, вспоминая начало собственной работы, когда оказался в коллективе единомышленников одной небольшой школы. – Вернее, уже меняют! Детям важно видеть таких молодых, окрыленных учителей, близких к ним по возрасту.
История школы
Далекий 1805 год. Деревня Ивановское Шуйского погоста, так раньше назывался поселок Шуя. 25 июня 1805 года в доме волостного правления открылась первая школа для обучения сельских детей, состоящая из двух классов. Вступивший на престол в 1801 году царь Александр I вместе с другими реформами начал и реформу образования, в результате которой в Олонецкой губернии в 1805‑1806 годах в Шуе, Ладве, Шелтозере, Рыбреке были открыты школы.
После войны
Жизнь школьников послевоенной поры была насыщенной и разнообразной: учеба, спортивные состязания, походы, песни у костра, труд на пришкольном опытном участке. Старожилы поселка помнят великолепный сад, что украшал школьную территорию. Его рождение связывают с именем директора школы Ивана Павловича Молчанова. Расцветал сад и богател пришкольный участок при Ирине Семеновне Давыденко, которой он передал эстафету директорства. Преподаватель химии Ирина Семеновна возглавляла школу более 20 лет. Благодаря ей школьная жизнь в этот период стремительно набирала обороты и школа была известна в республике. В 1968 году построили новое трехэтажное здание. В этом здании школа находится до сих пор.
Мария ГОЛУБЕВА, п. Шуя, Прионежский район, Республика Карелия
Комментарий эксперта
Татьяна Костромитина, заместитель директора, психолог шуйской школы №1:
– Работа занимает большую часть времени современного человека. Работа коллектива в сельской школе не является исключением. Именно поэтому важно, чтобы она не только приносила деньги, но и развивала личность. Коллектив шуйской школы устоявшийся, многие провели здесь жизнь – с момента прихода в школу в роли ученика до сегодняшнего дня, работая учителем. В такой ситуации важно разбавлять коллектив молодыми специалистами. В нашей школе сразу появилось не только несколько молодых специалистов, но и людей со своей жизненной историей, приехавших из других районов республики. Максимальное время прохождения психологической адаптации на новом месте – приблизительно полгода. Учителя влились в педагогический коллектив быстрее. У них успешно складывается ситуация на работе, профессиональное развитие личности, взаимодействие с обучающимися и с коллективом. Так, Екатерина Анисимова нежно обращается к детям на уроке: «Ребятки!», Наталья Знаменская легко справляется с мальчиковым коллективом 1‑го «В» класса – они вихрем проносятся по школе, креативно подходят к выполнению заданий. Например, при изготовлении музыкальных инструментов родители и дети легко сотрудничают с молодым специалистом.
Далеко не каждый готов взять мальчиковый класс! Юрий Сергеенков может заворожить и детей, и взрослых. Когда он ведет урок в классе, даже в самом шумном, становится тихо! Игорь Кузьмин сложнее входил в школьный процесс, период адаптации проходил дольше. Но уже на четвертом месяце все стали замечать, что педагог имеет собственное мнение, оценили его требования к технике безопасности на уроках. И, конечно, при прохождении адаптационного периода каждый нашел для себя неформального наставника. Выбор происходил неофициально, на интуитивной основе.
Юлия БАЙДАРОВА, учитель русского языка и литературы шуйской средней школы №1, классный руководитель:
– Замечательно, когда работать в сельскую школу приходит молодежь. Это позитивная энергия, отсутствие шаблонов, новые веяния. Они вносят изюминку, дают подзарядку всем окружающим. А главное – я вижу, что все четверо пришли с огромным желанием хорошо работать. Учитель химии Екатерина Владимировна организовала танцевальный кружок, по вечерам девочки ходят заниматься, на весь этаж слышна музыка. И это после семи уроков. Кстати, через полгода тренировок ее ученицы заняли первое место на хореографическом конкурсе. Учитель физкультуры Игорь Николаевич занимается волейболом с учителями, у нас теперь своя взрослая команда, уже ездили на соревнования. И время находим на тренировки и выезды по выходным. Историк Юрий Андреевич вообще может все – фотографирует, снимает ролики о школе, готовит праздники. А какое 8 Марта учителя-мужчины придумали для нас! До сих пор вспоминаю с теплотой. Учитель начальных классов Наталья Александровна похожа на Мэри Поппинс – легкая, воздушная, очень добрая и веселая. Первоклашки ее обожают! Готова участвовать во всех делах школы.
Комментарии