За 11 лет работы учителем русского языка и литературы Анна Валерьевна КОВАЛЬЧУКОВА из 59-й школы города Ижевска успела сделать многое. Руководство школьным методическим кабинетом, проведение районных и республиканских семинаров, внедрение технологии французских педагогических мастерских.
Прибавьте к этому чтение лекций на курсах повышения квалификации учителей при Республиканском институте усовершенствования учителей, публикации в научно-методических журналах и вы нисколько не удивитесь, узнав, что Анна Валерьевна в 1998 году принимала участие в районном конкурсе «Учитель года» и стала победителем в номинации «Личное обаяние».
Кроме этого, у Ковальчуковой страсть ко всему неизведанному. У нее есть свидетельства об окончании курсов НЛП и соционики, по развитию образной памяти, философии и религии.
Сегодняшний день – день осознания, определения, понимания того, кто я в рамках педагогического процесса, что это за рамки, есть ли они. Созрел разговор о предельном и запредельном в собственной жизни.
Для меня кончилось то время, когда я играла роли, навязанные мне извне, в том числе роль учителя-авторитета, роль учителя как набор кем-то (семьей, школой, обществом, государством, внутренними стереотипами) навязанных форм поведения. Раньше я могла услышать от своих учеников: «Вы в жизни совсем другая!» – свидетельство трагического разрыва-разлада между жизнью и школой, словно это два изолированных друг от друга процесса. Это противоречие превращалось в трагедию жизни, так как оно предполагает, что, находясь в школе, я «не живу».
Так было…
Личностно-ориентированное образование (которое сегодня выбираю я) – это не только особая организация учебного процесса, но и совершенно новый опыт – стадия освобождения от не-жизни, реализация собственного творческого потенциала, освобождение людей, вступающих с тобой в контакт, от ложного, наносного; создание оптимальных условий для развития качеств, свойственных личности, а не рабу.
Остановлюсь на некоторых характеристиках ситуации, которая складывается благодаря реализации принципов личностно-ориентированного образования (в рамках используемых мною технологии французских мастерских, технологии развития критического мышления через чтение и письмо и созвучных им методов и приемов продуктивного обучения).
Свобода участников учебного процесса реализуется как свобода выбора определенного вида работы, способа деятельности, формы предъявления творческого продукта; право иметь собственное мнение, высказывать критические замечания, вносить предложения относительно организации занятия, способа оценки и контроля знаний. Ученику предоставляется возможность стать субъектом собственной жизни в рамках урока.
Мастерская – это «проживание» учебной ситуации, задачи, проблемы. Не наблюдение извне, а «пропускание» через себя. В результате – накопление жизненного опыта, а не обезличенной информации.
«Жизнь алогична!» – еще один постулат, который невозможно игнорировать в повседневной педагогической практике. Неприятие этого знания лишает учебный процесс таких качеств, как «загадочность», «таинственность». Позволю себе напомнить, что и живем-то мы, пока воспринимаем жизнь, как тайну. Лишая человека чувственно-эмоционального, иррационального способа восприятия жизни, мы превращаем все в рутину, скучную, бессмысленную форму существования, Так, следование схеме при построении урока в рамках традиционного образования формирует у детей извращенное представление о жизни.
Ситуация же, связанная с неожиданным открытием, всегда сопровождается спонтанно возникающим чувством благоговения. Так, человек учится любить сущее, другого человека. Здесь нет нравоучения, есть лишь свободный выбор того, что нравится, привлекает.
Сказанное предполагает, что учитель идет в школу не за тем, чтобы учить; им движет желание найти ответы на вопросы, жизненно важные для него; ученики для него – иной, отличный от его собственного взгляд на проблему.
Таким образом, урок – это уникальная ситуация, всем участникам которой предоставляется возможность осуществить «свой», личностный диалог с миром, с Богом, с самим собой.
Комментарии