В Москве весна хоть и поздняя, но уже, несмотря на снегопады и ночные морозы, прочно вступает в свои права. А здесь, на Ямале, словно чертог Снежной королевы. Девственно белый снег, сугробы с человеческий рост и морозы под тридцать градусов. И это в конце марта.
– У нас и в мае, и в июне снег не в диковинку, – успокаивают меня ноябряне – так называют себя жители города Ноябрьска, где прошел 18-й окружной конкурс педагогического мастерства «Учитель года Ямала-2012». Впрочем, суровые погодные условия не помешали собраться всем 12 участникам конкурса, членам жюри, а также гостям в гостеприимном Ноябрьске. Кому-то, кстати, пришлось добираться из отдаленных маленьких поселков на вертолете, из Салехарда – столицы Ямала – Большое жюри летело на самолете.- Мы привыкли летать, для нас самолет и вертолет что-то типа маршрутного такси, по-другому из Салехарда и многих населенных пунктов Ямала не выбраться, – улыбается председатель Большого жюри, заместитель директора Департамента образования ЯНАО Элина Геннадиевна Бейсова. – Особенность нынешнего конкурса – молодой возраст участников, однако, несмотря на это, они уже настоящие профи в своем деле. Между прочим, впервые в этом году мы решили провести онлайн-голосование, где каждый желающий может назвать лучшего, по его мнению, учителя Ямала.- Наш конкурс стал в этом году совершеннолетним, – замечает заведующий кафедрой гуманитарного образования Института развития образования ЯНАО Сергей Тихонов. – Если же в целом характеризовать его, то радует, что выросли общая эрудиция, профессиональная и психологическая подготовка участников. В этот раз 1-й тур состоял не из четырех, как на всероссийском конкурсе, а из трех заданий. Мы исключили «Разговор с родителями», ведь он зачастую не имеет импровизационного характера, да и жюри пока слишком сложно это задание объективно оценивать. Примечательно, что большинство визитных карточек у участников конкурса перестало быть биографическими справками, в этот раз конкурсантам удалось передать в них глубину и философичность своей личности….Молодость, креативность, интерес к своей профессии и любовь к детям. Наверное, это те главные отличительные черты, которые объединяют всех участников конкурса «Учитель года Ямала-2012». Самым юным участницам – учителю изо, МХК и истории Елене Гевкан и англичанке Светлане Галагозе – по 25! Опытным – чуть за сорок, время, когда человек еще молод, а уже накопил солидный профессиональный опыт. Жаль, что из 12 конкурсантов лишь двое мужчин – учитель информатики Василий Скребков из Красноселькупской школы «Радуга» и Александр Алисеевич, преподающий экономику и информатику в одной из самых отдаленных школ округа – Сеяхинской школе-интернате.- Приезжайте к нам, посмотрите, какие тут красивые места, правда, добираться сложновато, только на вертолете, – предупреждает меня Александр.На торжественной церемонии открытия конкурсанты представили «визитные карточки». Своей артистичностью и оригинальностью сразу же выделились химик из Ноябрьска Наталья Бардашкина, учитель начальных классов из Лабытнанги Елена Бабий и информатик Василий Скребков. Они не пытались пересказывать свою биографию, а представили зрителям настоящее театрализованное представление. Разумеется, главным при оценивании конкурсантов были их уроки, которые они проводили с ноябрьскими ребятами в гостеприимной пятой школе. На занятиях и выявили пятерых сильнейших педагогов. Наталья Бардашкина давала урок химии в 9-м классе, ребята вместе с ней опытным путем определяли влияние химических веществ на окружающую среду.- Наталья Владимировна – идеальный учитель, – в голос заявили они после занятия. – Умная, красивая, позитивная, а главное, умеет ясно и точно изложить материал.- Наталье удалось создать на уроке атмосферу успеха, у нее получился классный урок, – жюри тоже не стало сдерживать свое восхищение.Живым и динамичным получился у Натальи Владимировны и разговор с учащимися. Тема «Социальные сети. В контакте с одноклассниками» одна из самых актуальных сегодня для подростков.- А нужны ли вообще социальные сети, не лишают ли они нас живого общения? – обратилась к ребятам учитель. – Я, к примеру, против них.В результате разгорелась оживленная дискуссия- А как быть, если собеседник живет в Москве или Нью-Йорке, или, к примеру, у него ограниченные возможности здоровья? – сразу же привели свои аргументы подростки.- Согласна, для людей с ограниченными возможностями Интернет – это великое благо.- Нам еще хотелось бы поговорить и поспорить с Натальей Владимировной, – заявили ребята в конце беседы.Потрясающим и непредсказуемым оказался урок учителя начальных классов из поселка Пангоды Надымского района Марины Вострецовой. Марина Павловна проводила занятие по окружающему миру в третьем классе. Однако тема ее урока была необычной – «Как Россия у Европы училась». Это было, по сути, увлекательное путешествие по Европе и России ХVII-ХVIII веков.- Учиться путешествовать во времени так увлекательно! – в один голос сказали ребята. – И еще Марина Павловна очень добрый учитель.«Как избежать конфликтов» – на эту весьма актуальную тему Марина Павловна говорила с третьеклассниками, которые уже задумываются, как строить отношения с друзьями, родителями, одноклассниками и учителем.- Главное в жизни – это с пониманием относиться друг к другу, тогда никакие конфликты не грозят, – делают ребята самостоятельный вывод в конце беседы.Математик Лидия Стуколкина из Нового Уренгоя сумела на своем уроке поговорить с восьмиклассниками не только о царице знаний, но и богатстве. Что это такое – прочное финансовое положение или возможность развиваться духовно? Класс она разделила на группы по склонностям к разным предметам, в группах ребята и решали важные жизненные задачи. А вот разговаривать с подростками Лидии Викторовне пришлось на непростую тему – «Как строить отношения с теми, кто не похож на тебя».В пятерку лучших попали также биолог из Пуровского района Елена Лузина и англичанка из города Губкинского Елена Горшкова. Свой мастер-класс «Роль мотивации и рефлексии в обучении» Елена Горшкова построила как увлекательное путешествие по странам и континентам. А без знания английского путешествовать, согласитесь, непросто. Еще один стимул выучить язык – поехать волонтером в Сочи на Олимпийские игры. Между прочим, за короткое время мастер-класса Елене удалось научить людей, не знающих ни слова по-английски, связному диалогу, который поможет при общении с иностранными гостями Олимпиады. И учебное занятие, и мастер-класс показали, что Елена не только прекрасно владеет языком, но и умеет найти интересные стимулы для его изучения.Примечательно, что финал «Учителя года Ямала-2012» проходил практически в полном соответствии с всероссийским конкурсом. Трое призеров конкурса – Наталья Бардашкина, Марина Вострецова и Лидия Стуколкина – вышли в третий тур и попали на «круглый стол» образовательных политиков, который проходил при участии директора Департамента образования ЯНАО Ирины Сидоровой. Именно Ирина Кенсариновна задала тон общению, вызвав педагогов на серьезный и откровенный разговор. Тема «круглого стола» – «Кадры решают все?! Стратегия-2020 и учитель: стандартизация, творчество или творческий стандарт» – не могла оставить равнодушными призеров конкурса.Зашел разговор и о том, чтобы привлекать в школу людей, получивших непрофильное образование, однако желающих и умеющих работать с детьми.- Это возможно, только если человек, не имеющий педобразования, пройдет курс переподготовки и получит необходимые для работы с детьми психолого-педагогические и методические знания, – уверена Наталья Бардашкина.- Учитель должен открывать знания вместе с учениками и уметь слышать звон «новизны», – считает Марина Вострецова.Математик Лидия Стуколкина обратила внимание на катастрофическую нехватку в школах представителей сильного пола, выдвинув лозунг: «Мужчин в школу!»Надо сказать, что Большому жюри было очень непросто принять решение, кто же станет абсолютным победителем конкурса «Учитель Ямала-2012» и поедет в Москву.- Наталья Бардашкина и Марина Вострецова практически шли ноздря в ноздрю, обе конкурсантки достойны быть лучшими учителями Ямала, однако по количеству баллов Марина все-таки чуть обогнала Наталью, была более убедительной во время открытой дискуссии и «круглого стола» образовательных политиков, именно она и стала абсолютным победителем окружного конкурса «Учитель года Ямала-2012», – поделился своим мнением член Большого жюри окружного конкурса Сергей Тихонов. (Кстати, лучшим учителем Ямала-2012 по результатам онлайн-голосования стала Наталья Бардашкина.)- Несомненно, жюри было трудно, – заметила председатель жюри Элина Бейсова. – Лидеры постоянно менялись, два самых сложных задания – открытая дискуссия и «круглый стол» образовательных политиков, ответы здесь должны были быть глубокими и требующими знания тенденций в образовании. Ценно, что люди высказывали свое мнение. Примечательно, что Марина Павловна имеет пока лишь среднее специальное педагогическое образование, она окончила нефтекамское педучилище, стаж работы – 19 лет, впрочем, сейчас она учится в педагогическом вузе. Однако тот факт, что Марина Вострецова стала лучшим учителем Ямала, говорит прежде всего о хорошей подготовке, которую дают педучилища и колледжи. Не секрет, что их выпускники знают не только предмет, но и как общаться с ребенком, как сделать процесс обучения увлекательным. Запомнился мастер-класс Вострецовой «Творчество. Вдохновение. Труд», где она предложила попробовать изобразить или слепить счастье. Творчество – вот, пожалуй, главная доминанта в работе Марины Павловны. Кстати, ее методический семинар тоже был связан с темой творчества – «Обучение как творческий процесс «открытий» знаний каждым учеником». Истинный учитель – и пилот, и штурман, он знает, какую дорогу-урок выбрать, убеждена Марина Вострецова…Кстати, весьма примечательные слова выбрала учитель для своего творческого и профессионального кредо: «Жизнь – это сказка, которую пишет каждый для себя сам». Марина Павловна пишет эту сказку и для своих маленьких воспитанников, помогая им познавать мир и радоваться новым знаниям….В работе Большого жюри «Учителя года Ямала-2012» участвовали «пеликаны» – абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-2011» учитель биологии Алексей Овчинников из Липецкой области, лауреат конкурса «Учитель года-2002» учитель английского языка, директор тольяттинской гимназии №38 Юлия Мищенко, а также победитель окружного конкурса «Учитель года Ямала-2011» учитель физики Игорь Ткачук….Конкурс, разумеется, в первую очередь праздник. На Ямале об этом не забыли – выступали детские коллективы, на открытии и закрытии царила праздничная атмосфера. Все конкурсанты и, конечно же, призеры и лауреаты получили море самых разнообразных подарков – ноутбуки, денежные сертификаты, бытовую технику. Абсолютному победителю было вручено 200 тысяч рублей. У конкурсантов была возможность почувствовать себя телезвездами – в прямом эфире на телеканале «Ямал-регион» они высказали свое мнение о роли учителя в современном обществе. Порадовало и уважительное отношение к конкурсантам директора Департамента образования ЯНАО Ирины Сидоровой и руководителя Департамента образования администрации города Ноябрьска Надежды Гудковой. Они нашли добрые слова для каждого конкурсанта. А главное – здесь чувствовалось, что конкурс для Ямала – это действительно демонстрация профессионального мастерства, в нем участвуют лучшие, и проводится он не для галочки, а для того, чтобы увидеть реальную картину возможностей педагогов округа, оценить перспективы и двигаться дальше.Ноябрьск, ЯНАО
Комментарии