Школа во все времена утверждала, что готовит детей к будущему. Но будущее своих учеников она видела таким же, как настоящее или даже прошлое, и на самом деле готовила детей либо к прошлому, либо к повторению настоящего в будущем. Сегодня всем очевидно, что завтра будет не таким, как сегодня, и более того – никто не знает, каким именно оно будет. Неопределенность будущего – главная черта современности. Что же может в этих условиях сделать школа?
Одна задача выглядит очевидной и практически вечной. Это всемирная задача культурного наследования, и школа много веков с ней неплохо справлялась. Можно надеяться, что справится и сегодня.Но этого багажа прошлого точно не хватит в будущем, раз оно не будет похоже на настоящее. Предстоит созидание, то есть творческая работа, культуру обогащающая и существенно видоизменяющая. Отсюда вторая задача общего образования – развитие креативности. Проблема для школы, в общем, тоже не новая, но сегодня старые средства ее решения могут не сработать, поскольку возникают новые вопросы: как человек послезавтрашнего будущего (он же сегодняшний ученик) сможет определять, что именно надо созидать, от чего отказываться, в какую сторону развиваться самому? Как он будет взаимодействовать с неизвестным миром, что брать, что отдавать, на что опираться? Отсюда третья задача, для школы относительно новая, возникшая вместе с пониманием неопределенности будущего. Чему нужно учить ребенка, чтобы это нечто наверняка было бы им востребовано в будущем независимо от того, каким оно будет?«Умная школа» предлагает свое решение. По заказу российского благотворительного фонда «Новый дом» мы работаем над созданием в Иркутске большого образовательного комплекса с поселком приемных семей. И вместе с основателем благотворительного фонда российским предпринимателем и филантропом Альбертом Авдоляном мы сформулировали образовательный результат, востребованный в любом варианте будущего, – это умение ответственно распоряжаться собственной жизнью.Мы понимаем жизнь как уникальный дар, который каждому человеку дается только однажды во всей вселенной. Вместе с ним он получает в пользование весь мир. И передать этот мир следующим поколениям улучшенным, обогащенным личным вкладом в культуру человечества, потратить свою жизнь на созидание такого вклада и означает распорядиться жизнью ответственно.В задаче научить ответственно распоряжаться собственной жизнью мы видим две главных составляющих. Во-первых, надо научить ребенка ответственно распоряжаться собственным образованием. А во-вторых, помочь ему выйти из школы с собственным жизненным проектом, который и послужит инструментальной связкой между обучением в школе и взрослой самостоятельной жизнью. Традиционной школе такой связки явно не хватает.При этом под жизненным проектом мы понимаем не один раз и навсегда зафиксированный план проживания жизни, а представление о своих ближайших жизненных целях и устойчивых смыслах, конкретизированное в стратегии и тактике действий. Мы учим распоряжаться жизнью, а не программировать ее по заранее заданному алгоритму.Возможность распоряжаться собственным образованием в современной школе обычно предоставлена, но сводится она к возможности выбора предметов и курсов, часто на примитивном уровне «нравится – не нравится» или «нужен – не нужен для выгодной профессии». Мы же превращаем саму возможность выбора в образовательный инструмент, учим распоряжаться ею ответственно, использовать ее как способ развития себя и своей самостоятельности.Для этого мы разработали особую авторскую технологию обучения жизненному проектированию, на которую опирается вся система образования «Умной школы». Технология жизненного проектирования – это система обучающих курсов и практической работы по генерации и реализации проектов. Она встроена в образовательный процесс с детского сада до выпускного класса и на каждой возрастной ступени работает в соответствии с возможностями возраста и индивидуальными задачами развития. Постепенно от освоения компетенций акцент смещается на самопознание, раскрытие своих способностей, конструирование собственных смыслов и целей. Все больше внимание в разработке проекта уделяется не только и не столько тому, как его делать, а ради чего. Постепенно ученик осваивает все больше и больше проектных навыков и становится все более самостоятельным в замысливании и реализации проектов, внедрении проектных продуктов в жизнь местного сообщества (школьного и не только).В помощь учащемуся – вся система школы, но особую роль играет ценностный наставник: взрослый, чья задача – эмоционально поддерживать, помогать рефлексировать процесс и результат, мечтать и ставить на этой основе новые цели.Заканчивается вся эта образовательная линия защитой особого проекта, посвященного не решению учебной или даже общественно значимой социальной или научной проблемы, а собственной жизни. Итогом школьного образования помимо сдачи ЕГЭ выступает личный жизненный проект выпускника, созданный и защищенный в результате анализа собственного потенциала, ценностей, целей и способов их достижения с учетом социально-экономического контекста.Выпускник «Умной школы» может, базируясь на нравственно-ценностном основании, ставить жизненные цели, развивающие его и мир, привлекать ресурсы для их достижения, выбирать эффективные способы действия, осмысляет и оценивает свой жизненный опыт. Именно такой образовательный результат позволяет ему ответственно распоряжаться собственной жизнью и делать мир лучше в условиях неопределенного будущего. Именно такого образовательного результата возможно достичь в любой российской «школе послезавтра», используя технологию жизненного проектирования.P. S. Центр разработки образовательных систем «Умная школа» – победитель Всероссийского конкурса «Школа навыков XXI века» в номинации «Образовательная программа (Идея/проект)».Марк САРТАН, руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа»; Марина БИТЯНОВА, директор Центра психологического сопровождения образования «Точка ПСИ», научный руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа»
Комментарии