Если джаз – это свобода, то советский джаз во многом был борьбой за свободу. Но если джазовый исполнитель, какого бы пола он ни был, имеет кавказские корни, то свобода вокала, темперамента, самовыражения подразумевается автоматически. Ирина Отиева одна из тех, кто в 70‑е и 80‑е сломал все стереотипные представления о советской эстраде. Она сразу же привнесла в песни эту свободу джаза, открытость и мощь, достойную быть услышанной далеко за пределами нашей большой страны. Она покоряла Сопот и Прагу, стояла на одной сцене с Рэем Чарльзом и Стиви Уандером, играла во множестве джазовых коллективов, пока не создала свой. Ее появление в телеэфире почти всегда маленький, но фееричный праздник. А в конце ноября Ирине Отиевой исполнилось 65 лет.
Вообще-то ее фамилия должна была бы звучать Отян или Отиян, а Отиева – всего лишь русифицированный вариант. Ирина Адольфовна Отиева – потомок древних армянских князей Аматуни. Родилась, правда, в Тбилиси. Однако практически вся ее музыкальная жизнь в дальнейшем была связана с Москвой.
Родители Ирины не имели никакого отношения к музыке, они были врачами. Да и старшая сестра Ирины Наталья тоже решила продолжить семейную династию. А вот Ирина окончила музыкальную школу по классу фортепьяно и в 1976 году внезапно стала лауреатом фестиваля джаза в Москве. Тогда же она поступила в Государственное музыкальное училище имени Гнесиных. Параллельно она стала солисткой джазового ансамбля под руководством Игоря Бриля и начала осваивать премудрость джазового вокала в экспериментальной студии.
Через три года она пела уже у самого Олега Лундстрема. Немудрено. Такая погруженность в музыку не могла остаться не замеченной столь именитым музыкантом. А в 1980 году Ирина окончила эстрадное отделение Гнесинки (класс Миры Львовны Коробковой) и планомерно начала покорять музыкальный олимп.
Не прошло и двух лет, как Ирина стала обладательницей первой премии в конкурсе на лучшее исполнение советской песни. Потом покорила и Берлин, став лауреатом конкурса «8 шлягеров в студии». А через год блеснула на VII Всесоюзном конкурсе артистов эстрады и заработала Гран-при на песенном конкурсе прибалтийских стран.
В 1985 году Ирина решила проявить себя как самостоятельная творческая единица. Она распрощалась с оркестром Олега Лундстрема и создала собственный джазовый коллектив «Стимул-бэнд», который под ее руководством существует по сей день. Продолжался и штурм международных площадок. Так, в 1986 году на фестивале в Сопоте певица отхватила спецприз «За высокое исполнительское искусство». А через год исполнила на нашей родной «Песне года» композицию Виктора Резникова «Карточный домик».
Мало кто сейчас вспомнит, но голос Ирины Отиевой звучит за кадром известных фильмов. Именно она исполнила впервые «Последнюю поэму», ставшую саундтреком к фильму «Вам и не снилось» по повести Галины Щербаковой, ну и, конечно, вспомним фильм «Чародеи» – эту новогоднюю историю, где голос Ирины поет нам о загадке женщины и о ведьме-речке. Были и другие работы в кино. А спустя десятилетия появилась в другом новогоднем мюзикле – «Старые песни о главном». Со своей едва ли не главной конкуренткой по джазу в СССР и соперницей по «Музыкальному рингу» Ларисой Долиной они составили отличный дуэт с песней из кинофильма «Девчата».
Вначале уже было сказано, что джаз в СССР был сопряжен с борьбой. До определенного момента именно так и было. Джаз не пускали на радио, на телевидении вплоть до второй половины 80‑х его тоже было мало. Считалось, что это явление в музыке сугубо западное и ему не место в нашей культуре. Однако советский и российский джаз имеет богатую историю, и Ирина Отиева стала ее частью. Ее сильный и гибкий голос, ее харизма позволяют делать любую песню запоминающейся и вызывающей неповторимые эмоции. Ирина отнюдь не считает себя сильной женщиной, открыто признается, что у нее есть недостатки и вредные привычки, например, она жалеет, что ей не хватает силы воли бросить курить.
Ирина Отиева и сейчас продолжает записывать песни, сотрудничать с различными музыкантами. Еще в 1996 году она подвела итог своей 20‑летней творческой деятельности альбомом «20 лет в любви». Однако это был далеко не финал. Спустя 10 лет она стала преподавателем вокала в родной Гнесинке. И ее жизнь продолжает быть похожей на фееричную джазовую импровизацию. Ирина всегда пробивала себе дорогу сама, без продюсеров и спонсоров. Она никогда не выходила замуж, однако у нее есть дочь Злата (1996 г. р.), которая не стала ни врачом, ни певицей, а выбрала третью дорогу – журналистскую. Наша героиня жалеет лишь об одном – не родила Злате компанию в виде братишек-сестренок. Зато за эти годы родилось много музыки, воспиталось много молодых вокалистов.
Об отце Златы история умалчивает, однако известно, что ее мама всегда предпочитала мужчин помладше (видимо, сказалась преподавательская деятельность). Со всеми своими бывшими, за исключением двух случаев, Ирина Адольфовна сохранила дружеские отношения. Возможно, в этом и есть высшая свобода – быть в ладу с собой и со всем окружающим миром, творить музыку и дарить ее людям.
Комментарии