search
main
0

Жизнь как баховская оратория. Где я, какой я, к чему я предназначен?

Организуя воспитательную работу, педагоги нашей гимназии отдают особое предпочтение системе: система в ноябрьских вечерах в музыкальной гостиной, в вернисажах школьной галереи, в исследовательской работе. Вот почему столь органично вошел в жизнь гимназии семинар по духовному возрождению «Взирая на их жизнь, преображаем себя», предложенный учителем истории и права Петром Галанюком.

«Юноше, обдумывающему житье, решающему – сделать бы жизнь с кого, скажу, не задумываясь: делай ее с товарища Дзержинского», – предлагал В.В.Маяковский. Сменились времена, нравы, кумиры, авторитеты. Предложение Маяковского вряд ли найдет сейчас сторонников. Но поэт остался прав в главном: «юноше, обдумывающему житье», нужны ориентиры. И где, как не в школе, их дать. Это и имел в виду организатор семинара, предлагая знакомство с матерью Терезой, Сергием Радонежским, о. Александром Менем, доктором Ф.П.Гаазом, философом Г.С.Сковородой, гуманистом А.Швейцером, полководцем А.В.Суворовым, ученым А.Д.Сахаровым. Восемь встреч за год. Восемь подвижников. Восемь предложений «сделать бы жизнь с кого». Учитель не ограничивал беседы национальностью, сферой деятельности, эпохой. Широкий диапазон личностей, представленных на семинаре, – это первое большое достоинство проделанной работы.Казалось бы, ребята слышат о выдающихся людях на уроках. Но в работе с биографией той или иной личности наблюдается крен в сторону определенного предмета школьной программы. Встреча с выдающимися людьми на семинаре подразумевала не расширение знаний, а нечто большее. Чтобы понять, что именно, делаю отступление в область своих педагогических авторитетов, среди которых – Евгений Александрович Ямбург, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ, директор центра образования №109 Москвы. В 2004 году «Учительская газета» опубликовала его «педагогический сериал» «Гармонизация педагогических парадигм – стратегия развития образования». Основная мысль публикации – как привести к гармонизации четыре существующие сегодня в школе парадигмы (ведущие концептуальные идеи): когнитивно-информационную, личностную, культурологическую, компетентностную.Вот в чем заключается ценность семинаров по духовному возрождению. Гармонизация педагогических парадигм на каждой встрече позволила превратить представленные судьбы в учебник жизни, который помогает сделать выбор, сформировать идеал, осмыслить вопросы, неизменно встающие перед юношеством: где я и что меня окружает? Какой я? Каким я должен быть? К чему я предназначен?          Итак, рассмотрим семинар с точки зрения ведущих педагогических парадигм.1. Когнитивно-информационная (иначе знаниевая). Каждая встреча семинара несла определенную информацию. Ее не нужно было запоминать, чтобы воспроизвести на следующем уроке. Полученная порция знаний пополняла образовательный уровень присутствующих, без чего невозможно интеллектуальное развитие. 2. Личностная. На каждой встрече в центре внимания была личность, на которую каждый присутствующий проецирует себя. Ведь ученик или учитель пришел не только узнать новое, но и приобщиться к личности подвижника, к той группе учеников, которые, взирая на подвижника, невольно примеряют на себя высокую планку его жизни. Эта парадигма переносит центр тяжести «с интеллектуального на эмоциональное и социальное развитие ребенка» (слова Евгения Ямбурга). 3. Культурологическая. Главная задача этой парадигмы – передать ценности культуры следующим поколениям, наполнить их жизнь высокой духовностью. Вот почему так важна была на встречах интеграция слова и музыки. Встреча, посвященная матери Терезе, проходила на фоне моцартовского «Реквиема». Самый достойный фон для главной идеи жизни матери Терезы, которую она высказала в своей нобелевской лекции: любовь и уважение к каждой человеческой жизни являются условием всеобщего мира. Встреча, посвященная Альберту Швейцеру, величайшему гуманисту XX века, сопровождалась музыкой Баха. Сам прекрасный органист, Швейцер уподобил свою жизнь баховской оратории с ее широкими эпическим и героическим началами.4. Компетентностная. Эта парадигма нацелена на то, чтобы выходящий из школы ученик был не столько напичкан знаниями, которые устаревают каждые три-четыре года, сколько был приучен получать их разными способами и с помощью различных технологий. Компетентностная парадигма подразумевает практическую ориентацию. Второе большое достоинство семинара: из всех педагогических парадигм на первый план вышла культурологическая. Именно это позволило семинару выполнить свою главную функцию – функцию духовного просветительства. У Ямбурга находим подтверждение этой мысли: «…культурологическая парадигма… должна постоянно просвечивать сквозь когнитивную, личностную и компетентностную» («УГ» №№15-16, 2004 г., с. 36.).И наконец, третье достоинство. Система семинаров рассчитывалась на конкретную аудиторию: это прежде всего наши ребята и их сверстники в городах России (многие семинары транслировались через систему ВКС (видео-конференц-связи) гимназиям – участницам Гимназического союза России).Вдохновитель и руководитель семинара Петр Петрович Галанюк открыл всем слушателям интеллектуальную среду, погружение в которую вызывало полет мысли и окрыленность чувства. Иначе и не могло быть, ведь участники семинара приобщались к делу матери Терезы, являвшей миру образец христианской любви к человеку; к нравственности Альберта Швейцера, ставшего при жизни живой легендой; к вере преп. Сергия Радонежского, поднявшего упавший дух родного народа; к духовности о. Александра Меня, умевшего быть открытым и простолюдину, и утонченному интеллектуалу; к судьбе доктора Ф.П.Гааза, делавшего людей не только здоровыми, но и по-настоящему счастливыми; к образу жизни украинского Сократа  Григория Саввича Сковороды, жившего, как «птица небесная»; к убежденности А.Д.Сахарова, соединившего в себе гениального ученого, праведника и пророка; к воле русского полководца генералиссимуса А.В.Суворова, чей подвиг свершился не только на поле битвы. ​Зинаида ШУРЫГИНА, учитель русского языка и литературы гимназии №8 города Шумерля Чувашской Республики, заслуженный учитель РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте