Еще 5 лет назад все говорили о том, что молодежь «распустилась», теперь, по-видимому, к этому уже привыкли. Некоторые же считают, что в нынешнее время, наоборот, увеличилось число людей, стремящихся получить образование, а значит, и престижную профессию. Но несмотря на многообещающие прогнозы, появились и новые проблемы времени: пивной алкоголизм, бурный рост наркомании, безразличие молодежи к происходящему в стране. Но все это – лишь слова, слышимые нами с экранов телевизоров. А как сама молодежь оценивает себя? Что она предпочитает – тусоваться в подъездах или ходить в театр, пить пиво или заниматься спортом? Каков ее сегодняшний портрет? В поисках ответов на эти вопросы я провела анонимный опрос среди школьников и студентов. В анкетировании приняли участие 123 человека в возрасте от 14 до 20 лет.
Как выяснилось, современная молодежь всем видам развлечений предпочитает дискотеки в клубах, как небольших, так и весьма известных («B-club», «Infinity» и других). Кроме того, почти все посещают кинотеатры и кафе. Третье место в списке самых распространенных мест времяпровождения уверенно занял вариант ответа: подъезд, двор, улица. Для некоторых ребят это буквально оплот развлекательной программы. Вырванные из контекста выражения в духе «Я люблю развлекаться с друзьями на лестничной клетке» выглядят довольно нелепо. Но, к сожалению, этот печальный факт действительно остается фактом. Редко можно было встретить ответы такого рода: «Я больше люблю тихие семейные вечера или проводить время с друзьями, но когда выдается свободная минутка, с удовольствием посещаю дискотеки, концерты, музеи». «Я просто люблю собираться с друзьями, гулять, вместе обсуждать проблемы каждого» – написала 16-летняя девушка.
К счастью, не забывает молодежь про театр – он на четвертом месте в этом импровизированном рейтинге. Правда, на какие постановки ходят нынешние молодые люди – классические или же новомодные «ревизоры» с голым Гошей Куценко в главной роли, – ребята не уточнили. Некоторые, по-видимому, желая выделиться на общем фоне, отметили как место развлечений «заграницу». Менее продвинутая молодежь противопоставляет путешествиям «школу» или «университет». Может, это и не худшая альтернатива тому, что заявил 17-летний юноша: «Иногда играю в казино». Нашлось всего два-три человека, посещающих школьные кружки, музеи и библиотеки. Не в особом почете у «будущего нашей страны» и спорт: только около 20% в длинном списке как бы между делом упомянули баскетбольные и футбольные площадки, а также каток.
Мнение молодого человека формируют не только родители, но и литература, пресса, телепрограммы и фильмы, радиопередачи, которые он читает, смотрит и слушает. Наибольшей популярностью у современных девушек пользуются журналы «YES!» (12,2%) и «Cosmopolitan» (14,6%). Но если целевая аудитория первого журнала как раз школьники и студенты, то второй явно предназначен для женщин старше двадцати. Чуть меньше поклонников у журналов «Bravo», «Молоток», «Вокруг света» и «ELLE GIRL». Юноши выбирают «Men’s Health», «MAXIM», «Playboy», а также научно-популярные и спортивные издания (например, «Спорт Экспресс»), журналы о компьютерах и играх («Игромания»). Молодежь XXI века, к сожалению, газет почти не читает. Самое популярное издание (8,1% голосов) – «Московский комсомолец». С ним, как ни странно, могут сравниться только районные газеты, которые регулярно пролистывают 7,3% ребят. Остальные либо вообще не интересуются прессой, либо читают «желтые» «АиФ», «Мир новостей», «Антенну» и отгадывают кроссворды в «Ответь».
Среди книжных предпочтений как юношей, так и девушек, – в основном фантастика, фэнтези, классическая, детективная и философская литература. Очень многих привлекают книги по психологии, приключенческие и исторические романы. Как и следовало ожидать, среди современных авторов в ответах ребят главенствующее положение занимают Дэн Браун, Пауло Коэльо, Борис Акунин, Сергей Лукьяненко и Стивен Кинг.
Парадоксально, но телевизор современные подростки и их старшие товарищи почти не смотрят – сказывается не только нехватка свободного времени (его нет у 52% респондентов), но и то, что, судя по всему, на нашем телевидении толком нечего смотреть. Бесспорным лидером в хит-параде любимых молодежью телеканалов стал MTV (21,1%), чуть меньше очков набрали СТС (17,8%) и МузТВ (17%). На четвертом месте – Первый канал, пятое делят между собой «Россия», «Спорт» и ТНТ. Лишь несколько человек смотрят канал «Культура» и «Euronews», а ТВЦ и вовсе остался за бортом. Самое популярное радио, по итогам опроса, – «Европа+», а наиболее востребованная юным зрителем телепередача – реалити-шоу «Дом-2». Любимые фильмы ребят всех возрастов – «9 рота» (6,5%), дневной и ночной «дозоры» (5,6%), обе части «Убить Билла», «Пираты Карибского моря» и «Титаник» (в среднем по 3,2%).
А вот отношение ребят к алкоголю и табакокурению меня, признаться, весьма удивило. Из опрошенных юношей курят только 5 человек, но в то же время из девушек -13 человек (31% от этого количества покуривают время от времени). Ситуация с употреблением алкогольных напитков (в частности, пива) немного иная. Большинство (56%) либо вообще не пьют, либо позволяют себе немного пива или вина по праздникам, чаще всего в присутствии родителей (28,5%). Так что говорить о пивном алкоголизме по отношению к молодым людям в возрасте от 14 до 20 лет немного неуместно. Скорее всего, это удел тех, кому за 25, то есть в принципе уже не молодежи.
Альтернативой вредным привычкам всегда служил спорт. Но нынешняя молодежь научилась совмещать эти «увлечения». Особенно востребован сейчас баскетбол – им занимаются 16,2% респондентов, причем преимущественно девушки. Второе место разделили волейбол и плавание (по 9,8% голосов), а на третьем расположились танцы (естественно, благодаря девушкам).
Современная молодежь в основном обладает активной гражданской позицией, так как на словах большинство интересуется и политикой, и экономикой (в среднем по 28%), а также принимает личное участие в работе органов школьного и городского самоуправления (65,8%). Знание же истории своей страны, за редкими исключениями, школьники и студенты оценивают достаточно высоко – на 7-9 баллов по десятибалльной шкале. Нашлось всего несколько человек, признавших, что их осведомленность в этой области составляет от 2 до 4 баллов, однако обнаружилась и тройка смельчаков, оценивших себя как историков со знаком «минус».
Самыми запоминающимися общественными событиями юноши и девушки признали Олимпиаду в Турине, газовый конфликт, историю с карикатурами на пророка Мохаммеда и избиение рядового Сычева. Некоторые сочли за события общественной значимости Новый год, а кто-то вообще не смог вспомнить ничего выдающегося. Не смотрит молодежь новости, не смотрит! А может, просто привыкла ко всяческим терактам и потрясениям…
И в Российскую армию молодые люди, как известно, не стремятся. Девушки же безапелляционно заявляют, что никогда не отдадут своих сыновей на «верную смерть», припоминая недавний случай, произошедший в Челябинском танковом училище. Выполнить свой гражданский долг готовы 30% юношей, а способствовать тому, чтобы нашу Родину было кому защищать лет через тридцать, будет лишь 24% девушек.
С музыкой же дела обстоят гораздо лучше. Хотя, анализируя итоги опроса, я не могла не задаться вопросом: для кого же тогда существует попса, наводнившая наше радио и телевидение, если всем нравится слушать рок, рэп и альтернативу? Любимой группой всех времен и народов можно по праву назвать «Rammstein», на втором месте полуроковая «Evanescence» и финны из «HIM», а также «Многоточие». Чуть менее популярны «Кино» и Кипелов. Приятно удивило, что молодежь не забывает и классику – ее слушают 4,8% опрошенных.
Еще ребята активно играют в школьных и студенческих постановках. Печально только то, что не во всех учебных заведениях есть драмкружки, где каждый мог бы развивать свои таланты. Хотя 57,7% ребят делать это все же удается.
Дополнительного образования ни школьники, ни студенты практически не получают, если не учитывать языковые и подготовительные курсы. О кружках и секциях, столь популярных во времена советской власти, нынешним подросткам пришлось забыть. Да это и понятно – вокруг столько развлекательных центров, что никто долго не думает, где бы ему отдохнуть в выходной. Единственное же, что всегда остается неизменным во времени, – количество хорошистов, отличников и троечников. К счастью, последних среди опрошенных мной оказалось не так уж и много. Большая часть респондентов (53,6%) сочли себя гуманитариями, но многие не определились с тем, что им ближе, – естественные или гуманитарные науки. Подавляющее большинство в будущем видит себя экономистами, журналистами и юристами, дизайнерами, менеджерами и актерами, но еще больше человек до сих пор не сделали своего профессионального выбора, хотя, по всеобщему признанию (63,4%), на данном жизненном этапе карьера гораздо важнее, чем любовь. Правда, по мнению некоторых, одно другому не мешает, но «любовь ведь не накормит».
Кумиров у современной молодежи нет, несмотря на то, что телевидение активно пытается их создать. Примером для девочек служат их родители, для мальчиков – В.Путин, В.Жириновский, М.Ломоносов и Наполеон Бонапарт. Многие вспомнили в анкете одну из заповедей: не сотвори себе кумира, а для некоторых герой – он сам.
Несмотря на участившиеся случаи агрессии по отношению к приезжим людям другой национальности, большинство ребят относятся к национальным меньшинствам, проживающим на территории нашей страны, либо нормально, либо равнодушно, подтверждая это словами о многонациональности России. Лишь 17,8% высказываются категорически против в адрес грузинских, азербайджанских и других эмигрантов.
Упреки же в развратности в сторону нашего поколения, к сожалению, вполне обоснованны – 41,4% ребят в возрасте от 14 до 20 лет утверждают, что секс в несовершеннолетнем возрасте и гражданский брак – вполне закономерное и никак уж не противоестественное явление. Еще 17,8% не берутся судить тех, кто уже совершил «грехопадение», однако сами еще раздумывают, не имея четкой позиции по этой проблеме. Судя по результатам, можно с полным правом судить о гибели в жизни детей, подростков духовного начала – ведь церковь всегда выступала против половых отношений до заключения брака. К слову сказать, Божий храм регулярно посещают только 6,5% молодежи. Остальные наведываются туда лишь по большим христианским праздникам или вообще не верят в Бога.
Главная цель жизни современного юношества весьма расплывчата – оно одинаково хочет достичь успеха в личной жизни (63,4%) и уважения (70%), но при этом стремится к богатству (42,2%) и власти (38,2%). Может, это и хорошо и не стоит говорить о разложении общества, потере нравственности и морального облика будущего человека? Ведь не все в этом мире живут, как заявил один из респондентов, для того, чтобы разгадать тайну бытия. Вернее, живут, но никогда не задумываются об этом. Кроме того, время ставит нас в новые рамки, в которых людям XX века трудно поместиться. Но это отнюдь не значит, что с XXI веком в нашу жизнь, жизнь наших детей придет что-то плохое, то, что разрушит все, создававшееся веками.
Анна ЛЕОНОВА, студентка МГУ
Комментарии