Я возвращалась из приморского городка. Командировка получилась на редкость удачной, и приятные впечатления переполняли меня.
есь вечер поезд шел мимо огромных скал и небольших горных селений. Временами он нырял в ущелья, и, когда забывали зажигать свет, мы ехали в кромешной первозданной тьме. “Сколько мы уже в тоннеле? Целый час, правда?” – спрашивал мой попутчик, худенький светловолосый мальчик. Пока мы были в пути, ему исполнилось семь лет, и он чувствовал себя вполне взрослым, серьезным человеком. На поворотах состав изгибался. Мы с Глебом – так звали мальчика, – высунувшись в окно, видели его хвост и голову, светящиеся, как драконьи глаза, окна. На станциях, больших и маленьких, местные жители несли к поезду ведра с яблоками, перцем, сливами… Стоило все это очень дешево, и сумки пассажиров по мере приближения к Москве быстро наполнялись. “А на Украине все будет еще дешевле”, – шепнула мне Наташа, мама Глеба.
тром мы остановились в Иловайске. Было тепло, солнечно, вдоль огромного поля за станцией наклонялись от собственной тяжести рыжие подсолнухи. Пассажиры высыпали на перрон. Вдруг все мы одновременно заметили высокую железную решетку. За решеткой стояли люди, в основном немолодые. “Возьмите картошечки с котлетками, – женщина взглянула умоляюще, – покушаете в поезде”. Кто-то пытался просунуть под решетку пакет с яблоками, кто-то держал на вытянутой вверх руке тонкую фарфоровую вазу… Я купила картошечки и – всего за четыре тысячи – ведро груш у старика, который еле-еле поднял его над решеткой. Руки у него дрожали.
оезд тронулся. Мы заметили, что доступ к “своим” поездам, идущим по Украине, свободен. Отгорожена была лишь российская платформа. Мне не хочется делать никаких выводов. Не хочется снова возвращаться к злободневному до сих пор вопросу – кому и зачем был нужен распад бывшего Союза. Все равно каждый останется при своем. Сейчас, когда я думаю о поездке на юг, я чаще всего вспоминаю не море, не пальмы и магнолии, а старика с дрожащими руками, протягивающего мне груши через решетку.
Наталья САВЕЛЬЕВА
Вкратце
Издана книга для женщин, написанная женщинами
Книга “Кто защищает женщин” – один из итогов сотрудничества Российской ассоциации журналисток, Университета Аризоны (США) и юридического консорциума “Правовое государство в России” – стала первой попыткой соединения различных подходов и точек зрения на женскую тему. Сборник содержит последние законодательные акты, статьи и репортажи о том, как обстоит дело с правовой и практической защитой интересов женщин в современном российском обществе.
Как сообщила на презентации издания Н.Ажгихина, обозреватель “Независимой газеты”, сопредседатель ассоциации журналисток, “книга рассчитана на широкий круг читателей, на тех женщин, которые не входят в общественные организации и не читают женских рубрик в газетах, а таких абсолютное большинство. Только один процент всех публикаций, как в центральной, так и в региональной прессе, связан с женской тематикой. Однако определенное изменение в освещении СМИ проблем женщин налицо: невозможно представить, чтобы несколько лет назад на страницах газет появились материалы о том, как бороться с сексуальным насилием в семье”.
Героинями представленных в книге очерков и интервью стали следователь майор милиции Галия Мавлютова, легендарная правозащитница-диссидентка Людмила Алексеева, женщины-депутаты Госдумы и другие выдающиеся соотечественницы.
Книга распространяется бесплатно через женские неправительственные организации и издательство “Аслан”.
Контактный телефон: 151-5228 (с 12.00 до 17.00).
Белый вальс
Любовь по…контракту
а 30-летнюю учительницу, сидящую в зале суда, было жалко смотреть: сегодня в этом казенном учреждении окончательно разрушились ее вера в широту мужской души и ответственность мужчины перед женщиной. Только что судья зачитала определение о расторжении брака между супругами Д. Но не сам факт развода потряс видавших виды судью, народных заседателей, адвоката и представителей прокуратуры. Бывший супруг в течение 58 минут без перерыва зачитывал реестр общего нажитого имущества, которое подлежало разделу. Чего только не было в этом реестре: и наборы вилок и ложек из мельхиора, и старенький монофонический проигрыватель “Юность”, подаренный когда-то на свадьбу и лет пятнадцать лежавший на антресолях, и даже индийские дверные ручки стоимостью по 20 рублей (!) каждая.
Судья была вынуждена, следуя статье закона, разделить общее имущество поровну. Остались неуслышанными даже жалкие возражения ответчицы (а истцом был ее напористый бывший супруг), что некоторые попавшие в общее имущество вещи принадлежали ей еще до свадьбы.
…После окончания судебного заседания разговариваю с судьей.
– Сколько слез и проклятий… – грустно вздохнув, говорит она. – Надеюсь, что хотя бы брачный контракт поможет людям, решившим создать семью, как-то уравновесить свои претензии в будущем.
Я соглашаюсь. Действительно, законодательством сейчас разрешено не просто регистрировать акт бракосочетания, но и заключать по желанию супругов брачный контракт. И хотя не все его положения до конца разработаны, еще возникают спорные финансовые ситуации, но самое главное – подобная правовая норма уже существует.
Итак, что же это такое – брачный контракт в сегодняшней России?
Условно он состоит из шести разделов. Первый – это супружеские обязанности между лицами, решившими образовать семью. Как обычно это происходило – создание семьи с точки зрения процедуры? Двое подавали заявление в ЗАГС, ожидали определенный законом срок, а потом приходили в зал бракосочетаний, и депутат (ныне представитель местной администрации) или заведующая ЗАГСом вручали свидетельство о заключении брака. Кандидатам в супруги поочередно задавался только один вопрос: “Вы согласны взять такого-то (такую-то) в жены (в мужья)”? Слышалось ожидаемое “Да”, молодожены расписывались в книге Актов гражданского состояния и под бравурный вальс Мендельсона шли начинать свою семейную жизнь.
Брачный же контракт подразумевает несколько другую процедуру. Мужчина и женщина выдвигают ряд условий, которые оформляются отдельным договором. Что может быть в этих условиях? Очень многое. Ну, скажем, обязательное поздравление с днем свадьбы, с днем рождения, уважительное отношение к родственникам с той и с другой стороны… В случае нарушения этих требований – довольно весомая денежная компенсация, ведь налицо – нарушение одного из пунктов брачного контракта, и это может даже стать основанием для развода.
Следующий раздел брачного контракта – интимные отношения между мужчиной и женщиной. В нем могут быть пункты: и обязательной добровольности вступления в интимные отношения, и сохранение их тайны (ибо, к сожалению, многие несдержанны в этом смысле), и уровень сексуальной подготовленности и целомудрия до вступления в брак. Рассорившиеся супруги часто потом попрекают друг друга именно этим.
Третий раздел брачного контракта – ответственность мужа перед женой и перед детьми. Как это часто происходит при обычной регистрации брака? Создали семью – появились дети, охладели чувства – развелись… Как отвечает муж перед женой и перед детьми в общепринятом отношении? Обычно согласно закону ему вручается исполнительный лист и с учетом количества детей – сумма выплат на содержание (алименты). И мужчины чувствуют себя во всех остальных отношениях абсолютно свободными. Брачный контракт более суров: например, разведенная супруга может требовать ежемесячные выплаты на себя. К тому же, согласно уровню жизни, который у нее был в браке. Кроме чисто финансовых вливаний на детей, бывшая супруга может предусмотреть такие пункты, как встречу с детьми, организацию их ежегодного отдыха, регулярные подарки, совместное проведение дней рождения и других памятных праздников. Мужчина тоже может в этом разделе контракта требовать многого от жены, ибо и он имеет права на детей. Сейчас, к сожалению, бывший отец, ограничиваясь алиментами, больше не имеет никакой связи с детьми, а женщина “плюхается” сама и по закону больше ничего с мужа спросить не может. Правда, муж, если он был любящим отцом, также часто страдает от женского волюнтаризма, когда бывшая супруга запрещает встречаться с детьми и делать им подарки – раз разошлись, то все связи нужно разорвать!
В случае прекращения семейно-брачных отношений камнем преткновения зачастую становятся подарки, врученные гостями на свадьбе. Теперь можно иметь отдельный раздел и в брачном контракте, заранее оговаривая, кому, что и каким образом достанется. Поскольку сейчас зачастую дарят только деньги, то оговаривается и их сумма. В таком разделе контракта не помешает и пункт о том, какую часть имущества каждый из супругов приносит в новую семью. И можно заранее оговорить, что, если супруги разводятся, каждый забирает свою долю обратно. Этот аспект актуален еще и потому, что, как правило, один из супругов приходит жить к другому и соответственно приносит гораздо меньше, чем он получит от того, к кому пришел. И, конечно, при разводе возникают недоразумения, так как и то имущество также делится поровну.
Нынче российские семьи, как мне представляется, не просто могут, а должны в брачный контракт включать отдельный раздел о наследственной собственности. Представим себе такую ситуацию: образовалась молодая семья, у одной из сторон умирает родственник и завещает что-либо одному из супругов. Супруг принял наследство, вступив в наследственные права. А потом настало время развода. Если вышеприведенная ситуация не оговорена в брачном контракте, то доставшиеся по наследству машина, мебельный гарнитур, дача или деньги могут быть истребованы другой стороной для включения в реестр общего нажитого имущества и раздела поровну. Так ли уж справедливо это требование в данной ситуации?
Вспоминаю, когда был в Италии, меня в Милане пригласили на национальную свадьбу. Паоло и Луиза сначала сьездили на церемонию бракосочетания в церковь, а после венчания поехали не в дом, полный гостей, а к… нотариусу. Где и был скреплен соответствующими подписями и печатями брачный контракт. Невеста, сняв фату и надев очки, больше часа изучала все пункты, и лишь потом поставила подпись.
Конечно, брачный контракт не избавляет от того, что разбирательство может быть перенесено в суд. Но разбор взаимных претензий бывших супругов непосредственно в суде – это все-таки цивилизованный разбор, ведь судья изучает претензии супругов, сверяясь с брачным контрактом.
Новые складывающиеся экономические отношения в сегодняшней России вынуждают нас и семейно-брачные отношения строить на новой основе – с учетом тех или иных экономических тонкостей бытия. И сопротивляться этому, видимо, не нужно: такие времена. Ныне они сопровождаются и шелестом купюр.
Игорь НЕХАМЕС
Надежда
005. Учительница. Образование филологическое. 26 лет, рост 163. Имею сына 4,5 лет. Красивая, темно-русая. Хочу познакомиться с застенчивым учителем до 38 лет, не имеющим детей, без вредных привычек и неприхотливым в быту. Очень люблю свою работу. Хочу создать дружную учительскую семью. Будем с детьми ходить в походы, по вечерам читать книги. Обеспечена жильем, приусадебным участком, техникой, но при необходимости согласна на переезд (только в город). Отвечу на письма переселенцев, беженцев. Национальность не имеет значения. Фото желательно. Писать: 662000, Красноярский край, г.Боготол. Предьявителю паспорта XVI-БА N 731144.
006. Если вы потеряли надежду на счастье – отзовитесь, не ставьте крест на своей судьбе! Может, мы вместе сумеем преодолеть все невзгоды. Мне 39 лет. Образование высшее. Воспитываю двоих сыновей. Писать: 309847, Белгородская область, Красненский район, с.Большое. Захарчук Екатерине Ивановне.
002. Учитель. 24 года. Образование высшее. Работу свою люблю, полон всяческих идей, дети меня любят. А вот в личной жизни не повезло: разведен. Я очень домашний человек, нравится возиться в палисаднике, на даче, умею готовить. Познакомлюсь с учительницей, которая не станет упрекать, что я мало зарабатываю. Писать: 356100, Ставропольский край, г.Изобильный, ул.Ленина, 13, РУС, до востребования, документ N 010291.
003. Инженер. Русская. 55 лет, рост 175. Люблю искусство, литературу. Умею работать на земле, со скотиной, птицей. Надеюсь на встречу с человеком, умеющим ценить жизнь. Писать: 460034, Оренбург-34, до востребования, паспорт VII-ЮС N 687040.
004. Наталья. Ищу спутника, приветствующего здоровый образ жизни и демократические реформы. О себе: чуть за сорок, среднего роста, с высшим образованием. Писать: 238520, Калининградская область, г.Балтийск, главпочта, предьявителю паспорта I-РЕ N 704613.
Психолог советует
Не давайте школе “затянуть” себя
Татьяна КОДЕСС, психолог московской гимназии N654, рассказывает о наиболее типичных проблемах учителей, с которыми ей приходится сталкиваться каждый день.
Поэтом быть обязан
Учителю не меньше, чем поэту, необходимо вдохновение, только, в отличие от поэта, его не устраивает, что оно приходит иногда и не особенно зависит от волеизьявления автора. Вдохновение необходимо педагогу как постоянное состояние духа. В этом направлении себя можно и нужно воспитывать. Если вы будете видеть себя не слабым человеком, неудачником, а таким, каким вы хотите быть, будете концентрировать внимание на своих успехах, верить в свою силу, то вы начнете делать такие вещи, о которых даже не мечтали.
Когда выходите из дома, посмотрите на себя в зеркало, улыбнитесь: “Какая я замечательная и хорошая! У меня все сегодня получится!” Это самое простое упражнение, которое действует безотказно.
Идеально сосредоточиваться два раза в день, утром и вечером, когда человек находится в относительно спокойном состоянии. В ваших мыслях должна быть четкая и ясная линия: утром вы планируете день, вечером анализируете. В эти моменты cтарайтесь отбросить неприятные эмоции, посторонние мысли и заменить, затмить их яркими, новыми идеями.
Учителям с их повышенной впечатлительностью свойственно переносить на себя различные негативные события. Кто-то из коллег поделился своими проблемами в раздевалке – и у вас уже головная боль на весь день: “А если бы это было у меня?” Умейте абстрагироваться.
Нужно четко разделять повседневную и профессиональную жизнь. Тот, кто не расслабляется после школы, не дает себе возможности самовосстановления. Лучше проверять тетради на работе, чем тащить их домой. Когда вы выходите из школы, акцентируйте свое внимание на том, что за вашей спиной закрываются двери, а если на улице идет дождь, представьте, что он смывает с вас все “школьные” проблемы. Посмотрите вокруг себя, на небо, деревья, дома, людей, вспомните что-нибудь очень приятное для себя (не связанное с работой) и думайте об этом по дороге домой. Переключайтесь постепенно на дом и семью. Не давайте школе полностью “затянуть” себя.
Избавьтесь от жалости к себе – это напрасная трата энергии. Имейте в жизни конкретные планы. Активно смотрите в будущее. Для тела и ума требуются постоянная деятельность, свежие впечатления. Чем богаче ваша духовная жизнь, тем интереснее с вами общаться. Не ограничивайте себя рамками своего предмета. Даже академический материал приходится давать почти каждый год по-новому. Идеально иметь внутреннюю раскованность учеников на собственном нравственном балансе, что достигается, в свою очередь, уверенностью в собственной правоте и глубокими знаниями.
Правила игры
Типичная проблема учителя – что он идет в школу не столько работать, сколько бороться. Бороться с кем? С учениками? С коллегами?
А скольким учителям отравляет жизнь сознание, что они окружены недоброжелателями! Зачастую неурядицы начинаются с ситуации испорченного телефона, когда кто-то передал чьи-то слова. Если вас тяготят подозрения, если вам кажется, что кто-то неадекватно к вам относится, лучше подойти к этому человеку и откровенно с ним поговорить. Все, чем вы при этом рискуете: немножко поволноваться и активизировать свои дипломатические способности, – не идет ни в какое сравнение с постоянным беспокойством по этому поводу. Будьте искренни, и ваши отношения в любом случае улучшатся.
Чтобы избежать лишних нервотрепок в отношениях с администрацией, всегда помните: вы пришли работать, вы согласились на определенные ПРАВИЛА ИГРЫ. Лучше так и воспринимать спорные ситуации, в том числе кажущиеся вам несправедливыми отдаваемые кому-то приоритеты, “неправильное” расписание с “окнами”… Нельзя воспринимать их как личную обиду и переживать бесконечно: нужно пережить один раз в четверти и больше не думать.
“Любят” учителя и преувеличивать степень своей ответственности и вины. Они считают себя морально ответственными за воспитание и жизнь ВСЕХ учеников во всех случаях. Во время своего общения с учениками вы расширяете их кругозор, “воспитываете ум”, даете образец поведения, но решение принимает человек САМ.
Учителя, которые ведут себя раскованно, естественно, – находятся в более близком контакте с учениками, чем те, которые стараются придерживаться “своего идеала”. А у учеников идеал может быть совсем другим. Прислушайтесь к ним. Вдруг они правы? Относитесь к детям как ко взрослым, но не забывайте, что они дети.
Во время стресса дышите глубже
Вряд ли кто-то испытывает стресс чаще, чем учителя, и трудно найти людей более беззащитных перед этим бедствием. Чешские психологи Вера Каппони и Томаш Новак, авторы книги “Сам себе психолог”, советуют, как быстро справиться со стрессом.
Первая помощь в острой стрессовой ситуации
1) Первое и главное правило гласит, что в острой стрессовой ситуации не следует принимать никаких решений, равно как и пытаться их принимать (исключение составляют стихийные бедствия, когда речь идет о спасении самой жизни).
2) Прислушайтесь к совету предков: сосчитайте до десяти.
3) Займитесь своим дыханием. Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание. Выдох осуществляйте крайне постепенно, также через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с вашим дыханием.
4) Встаньте, если это нужно, и, извинившись, выйдите из помещения.
5) Воспользуйтесь любым шансом, чтобы смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой.
6) Медленно осмотритесь по сторонам. Попробуйте взглянуть на окружающие предметы с разных позиций, мысленно называйте все, что видите.
7) Затем посмотрите в окно на небо. Сосредоточьтесь на том, что вы видите. Когда вы в последний раз вот так смотрели на небо? Разве мир не прекрасен?!
8) Найдите какой-нибудь мелкий предмет и внимательно рассмотрите его. Разглядывайте предмет не менее четырех минут, знакомясь с его формой, цветом и структурой таким образом, чтобы суметь четко представить его с закрытыми глазами.
9) Наберите воды в стакан (в крайнем случае – в ладони), медленно, как бы сосредоточенно выпейте ее. Сконцентрируйте свое внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.
10) Выпрямьтесь, поставьте ноги на ширину плеч и на выдохе наклонитесь, расслабив шею и плечи, так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышите глубже, следите за своим дыханием. Продолжайте делать это в течение одной-двух минут. Затем медленно выпрямьтесь (действуйте осторожно, чтобы не закружилась голова).
11) Еще раз проследите за своим дыханием. При каждом выдохе концентрируйте внимание на том, как расслабляются и опускаются ваши плечи. Приятное ощущение, не правда ли? Насладитесь им!
Взгляд изнутри
“Заслуженные”, “домашние”, “стильные”…
Учительская – пожалуй, единственное место в школе, где учителя чувствуют себя людьми, у которых есть пол. В основном женский. Именно сюда по утрам стягиваются невыспавшиеся существа с красными от ночной проверки тетрадей глазами, которые буквально минут за десять превращаются во вполне привлекательных женщин, а те в свою очередь – в несгибаемых марь-иванн. Подобные трансформации – неотьемлемый признак учительской профессии. Недаром говорят, что она сродни актерской. К сожалению, у учительниц диапазон ролей невелик: от Жанны д’Арк до леди Макбет. Каковы же они на самом деле? Наблюдения в учительской позволяют расставить все точки над “i”.
Сразу выделяются женщины, в семье перешедшие в разряд бабушек, а в школе – в разряд “заслуженных”. Внешне, казалось бы, представляют собой классический образец учительницы: темный костюм, неяркая блузка, строгая прическа (или вечная “химия”), иногда мазок помады на губах. Но не стоит верить первым впечатлениям: неприветливая внешность – не более чем признак профессии. Сколько среди них заводил и организаторов различных “междусобойчиков”, певуний и даже плясуний, да и просто милых и остроумных коллег. Для таких школа – действительно дом родной.
Остальных учительниц нетрудно разделить на “домашних” и “стильных”. “Домашние” приносят в школу свои проблемы, которыми и делятся на переменах. Одеваются, на их взгляд, солидно, то есть однообразно.
После уроков торопятся домой, к плите и письменному столу.
Напротив, в жизни “стильных”, помимо семьи и школы, всегда есть место для других интересов (театры, походы). Их манера одеваться может заметно отличаться от остальных, удивляя своей необычностью и яркостью. Однако обилие изысков и украшений, какими бы экзотичными они ни были, может указывать не только на стремление к стильности. Психологи утверждают, что это – показатель тревожности, дискомфорта, который испытывает личность.
Подобное состояние часто характерно для молоденьких учительниц. Некоторые из них явно задерживаются в студенческом возрасте, и тогда в школьных коридорах мелькает фигура учительницы в джинсах (если порядки позволяют) или юбках “а-ля неохиппи”, устрашающих ботинках и с рюкзаком на одном плече. Другие сразу усваивают солидность в одежде. Неизменным остается только одно – максимально допустимое количество украшений – своего рода амулетов.
В зависимости от принадлежности к тому или иному “разряду” учительницы и по-разному строят урок. Нетрудно догадаться, у кого из них он будет самым занудным, а кого ученики будут слушать, затаив дыхание. Но границы между этими “разрядами” открыты, и ничто не мешает изменить имидж.
Мария ШТЕЙНМАН, учительница
Статфакт
22% учителей возмущаются сплетнями
Опрос педагогов Подмосковья, проведенный Центром человековедческих технологий ИПКРО Московской области (Виктором Шепелем и Людмилой Орловой), показал, что у большинства из них (как осенью 1995 года – 70%, так и весной 1996-го – 77%) сложились дружественные отношения с учениками. Однако вызывает тревогу тот факт, что у 16% учителей, по их самооценкам, с учащимися возникли формально-напряженные отношения вплоть до отсутствия каких-либо отношений.
Для большинства опрошенных учителей Подмосковья (80% – осенью 1995 года и 77% – весной 1996) работа, межличностные отношения с коллегами имеют большое значение в жизни. Высказывая мнение о своем трудовом коллективе, более двух третей педагогов (62%) предпочитают следующие поговорки: “Отзвонили, да и с колокольни долой” (37%), “Сидят вместе, а глядят врозь” (26%). Есть в анкетах и такие суждения: “Моя хата с краю – ничего не знаю”, “А нам все равно…”, “У сильного всегда бессильный виноват”. Лишь четвертая часть учителей высказалась так: “Один за всех – все за одного” (24%).
В целом эмоциональный фон в межличностных отношениях “учитель – учитель” в школах Московской области – здоровый. Более половины респондентов (55%) довольно часто обсуждают с коллегами по работе события, происходящие в обществе (обсуждают редко 38%). К сплетням, слухам учителя Подмосковья в большинстве своем относятся избирательно (48%), спокойно (39%). С возмущением воспринимают расползание сплетен 22% учителей, безразличны к ним – 21,5%, с удовольствием и интересом воспринимают слухи – 10%. Угодничество перед начальством тревожит 12% опрошенных.
С местной администрацией за последние полгода вырос уровень дружеских контактов: с 31% (осенью 1995 года) до 44% (весной 1996-го). Однако если напряженные отношения беспокоили осенью 1995 года лишь 2% учителей, то к концу учебного года – уже 5%.
С сотрудниками отделов образования органов законодательной и исполнительной власти Московской области у более половины педагогов Подмосковья (59%) нет никаких отношений, у трети – сугубо официальные.
Особую грань педагогического общения составляют отношения учителей с родителями учащихся. Есть основания полагать, что по степени неудовлетворенности учителей отношениями с родителями своих учеников можно судить об отношении общества к школе в целом. 41% учителей считают, что у них сложились дружественные отношения с родителями учеников, 39% – называют эти отношения формальными, 2% – напряженными, 10% констатировали, что “нет никаких отношений”. Для сравнения: по данным опроса учителей Астрахани, у 47% респондентов отношения с родителями учеников дружественные, у 40% – формальные, у 3% – напряженные, у 10% – нет никаких отношений.
Комментарии