search
main
0

Жизнь

После родного чернозема я долго не могла – чисто зрительно – привыкнуть к московским почвам. Потом притерпелась. Все-таки не вечная мерзлота…

ема, разумеется, шире и поставлена задолго до меня. “Разделяй и властвуй”, “Вечный город”, “Ограбление провинций” – старые римские формулы. Сегодняшняя Москва на первый взгляд гораздо больше город-строитель, чем город-победитель. Бездонная яма у стен Кремля (интересно, что Наполеон с его общепризнанной гениальностью до такого не додумался); восстановление Храма Христа Спасителя – правда, недоброжелатели шипят: “В городе полно пустых церквей”. Столица вызывает глухое раздражение в России вовсе не потому, что жизнь многих здесь посытнее – “отрыв от масс” был уже в пору “колбасных” электричек. Но прежняя идеология хотя бы делала вид, что ей есть какое-то дело до народа.

вежий пример: цирк зажигает огни. На Красной площади. Дрессура, коверные клоуны, шутовские шатры. Одни варвары уничтожили Храм и построили бассейн, другие пришли на кладбище и раскинули балаган. Так в чем же разница? Не может быть великой та страна, у которой нет святынь. Это очевидно, по крайней мере, мне. Москва в восприятии большинства людей, живущих за пределами кольцевой дороги, тождественна правительству, государственной политике, консолидированной национальной идее. И что же мы видим? В лучшем случае эклектику, как в монументе на Поклонной горе – греческая(!) богиня победы Ника парит в окружении православных ангелов; в худшем случае – цирк. Дрессура и коверные клоуны.

не удалось полюбить Москву только тогда, когда я сумела разделить два разных понятия – столица и город. Город Москва чище Каира, больше Тамбова и старше Воронежа. Любимый бульвар – Тверской, любимый переулок – Ветошный и лучшие годы жизни – здесь. Но к столице России Москве у меня много претензий. В черный год Анна Ахматова писала: “Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был”. С кем власть? С кем Москва?

Лидия СЫЧЕВА

Вкратце

“Русское радио” – музыка для души

Год назад в волнах радиоэфира на частоте 105,7 FM впервые зазвучали позывные “Русского радио”. Вряд ли кто-нибудь мог предположить тогда, что новая радиостанция немного времени спустя сможет составить конкуренцию таким “старожилам” музыкального эфира, как “Европа плюс”. Сегодня можно утверждать, что “Русское радио” лидирует в рейтинге популярности у совершенно разных слоев населения. Его слушают политики и артисты, пенсионеры и школьники, бизнесмены и студенты. География его вещания обширна: знаменитый гимн “Русского радио” (исполненный, кстати, главным редактором Сергеем Архиповым) слышен не только в Москве, но и далеко за Уралом. 3 октября список городов, принимающих эту радиостанцию, пополнился Тюменью.

Вообще “Русское радио” – это нечто! Вряд ли кто-то из его слушателей в состоянии пропустить “Русские гвозди” неподражаемого Николая Фоменко – “самую холодную десятку” отечественных хитов. Мне иногда жаль, что возможности радио настолько ограниченны, и этот “перл” невозможно еще и увидеть.

На “Русском радио” выходит радиоверсия программы Алексея Веселкина “50х50”, “Веселый чайник” (под управлением “Сам себе режиссера” Алексея Лысенкова), где всякий желающий радиослушатель тоже может стать самому себе певцом (журналистом, поэтом, шоумэном).

4 октября “Русское радио” отметило свою первую годовщину как и полагается – в кругу друзей. В юбилейном концерте участвовали Людмила Зыкина, Вахтанг Кикабидзе, Владимир Кузьмин, Кристина Орбакайте, Леонид Агутин, Валерий Меладзе, группы “А-студио”, “Несчастный случай” и многие другие “звезды”, чьи голоса ежедневно звучат на “Русском радио”.

Секрет популярности “Русского радио” прост – музыка для души. Ее единственную, душу, нужно баловать: с друзьями встречаться, природу созерцать. Музыку слушать… на родном языке. Придешь как-нибудь домой с лицом, как у Ярославны, включишь приемник, а там Таня Буланова… плачет. Просто, доступно и душевно. Тогда как заморским “стингам” всякие другие части тела радуются (уши, например), а душа просит “Вологду” или хотя бы “Зайку”. Мы же, русские, Джексона и того ласково Мишей зовем. Кстати, казахи тоже слушают “Русское радио”. И не они одни…

Ирина ЛИПОВЕЦ

50 плюс

Богач… бедняк?

Как вы относитесь к богатым людям? Лично я до недавнего времени считала, что среди них нет ни одного порядочного. Что каждый буржуй ставит перед собой только одну задачу: набить карман – собственный, разумеется. Что почти все они к богатству своему пришли через нашу (и лично мою) нищету. И вдруг в сентябре судьба моя профессиональная заносит меня в Саратовскую губернию, где я знакомлюсь с богатым фермером Мониным, много делающим для своего села и школы. А рассуждает он так: “Только дураки и гады думают о себе любимом. Нормальный, уважающий себя богач заботится и о других”. Поговорила я с ним, очень он мне понравился. Но про себя решила: Монин на всю Россию – один. И вот – новая встреча. Тоже с богатым… нет, с очень богатым человеком. “Я вполне нормальный крутой миллиардер”, – говорит он. И даже тени улыбки не появляется на его губах.

вгению Крикунову перевалило за пятьдесят. Еще недавно он был учителем физкультуры в средней школе города Ельца. Сегодня вот – “крутой миллиардер”. Я спросила: “Как вы сделали деньги?” Он пожал плечами: “Да очень просто: вовремя купил недвижимость – несколько домов”. “Домов” – сильно сказано. На самом деле это были стены и… мусор, кучи мусора. Теперь здесь действительно дома. Но это не так интересно, они служат людям – вот что главное! Дома и деньги миллиардера Крикунова приносят людям пользу. И сейчас я расскажу, какую.

Заканчивалась моя командировка в Липецкую область. “Не хотите ли заехать в Елец? – спросили меня. – Красивый, древний город, купеческий”. “…Некогда богатый, а теперь нищающий”, – продолжила я. “Да как сказать!” – возразили мне.

…Машина затормозила в самом центре города. Мы вышли. И тут я увидела прекрасной строгости стелу. “Елецкому пехотному полку” – золотые на черном горели буквы, и даже сумерки не сумели притушить позолоту.

– Нравится? – услышала я интеллигентный голос и обернулась. Передо мной стоял темноволосый, слегка седеющий человек в потрепанном свитере и был явно доволен, что в моих глазах читается восхищение.

– Да уж, такая красота. Строгость и… аристократичность.

– Свойство черного мрамора, – продолжил человек, улыбаясь.

Гнусный вопрос: “А сколько это стоит?” – застрял где-то в самой глубине моей души, и я была рада, что он не вырвался наружу. Что-то сдержало меня, хотя я догадалась: это он поставил здесь стелу, и спрашивать надо у него.

– Евгений Павлович, – протянул он руку, представляясь. Я почувствовала крепкое пожатие уверенного в себе человека.

– …эту уверенность дают вам деньги? – тихонько спросила я (все-таки вырвался гнусный вопрос).

– Ну нет! Я миллиардер. Нормальный, настоящий богач. Но дело не только в деньгах. Довольствоваться просто деньгами – глупо. Пойдемте, я покажу, что доставляет мне настоящее удовольствие.

Крикунов распахнул передо мной двери, и я ахнула: “чудная зала”, вся залитая огнями, предстала передо мной. Мебель, великолепные картины по стенам, паркет, ковры. Это выставочный зал. Картины прекрасны, нет – великолепны!

– У вас хороший вкус, Евгений Павлович. И насколько я понимаю, художники ныне здравствуют? А кто смотрит картины?

– Да все! Кому интересно – все. К тому же здесь я устраиваю праздники для ребятишек. В основном из детского дома, но и любой желающий, даже взрослый, может прийти на елку, в День защиты детей – получит подарок. И это еще не все. Поехали дальше, в Дом художника.

В Доме художника – два этажа. На первом несколько комнат с роскошной старинной мебелью. На втором – картины, великолепная библиотека, концертный рояль. Все картины принадлежат кисти одного художника – липецкого художника Виктора Сорокина. Их много. В них – радость жизни и свет! Даже не верится, что Сорокину уже за восемьдесят. Вот уж действительно: старики и дети одинаково (радостно!) смотрят на мир. За концертным роялем пела Лариса Голубкина. Она приезжала в Елец специально к Крикунову – познакомиться, отдохнуть. Были здесь и Тихон Хренников, и Никита Михалков. И они отдыхали в Доме художника и оставили записи в Книге отзывов. А еще есть здесь записи на английском, французском, японском языках. Почти в каждой – слово “спасибо” за возможность узнать Сорокина, за отдых, связанный с радостью интеллектуальных занятий.

– Ну что, поедем дальше? – снова спрашивает меня Евгений Павлович.

– Как? – снова ахаю я. – Есть еще на что посмотреть?

Это оказалась гостиница для художников. Художники живут здесь бесплатно, разумеется. Живут и работают – пишут картины. В этом же доме расположился и военно-исторический клуб. Его задача: воспитывать любовь к родной истории, особенно военной. Руководит клубом старший сын Крикунова – Александр. Никогда в жизни не видела кольчугу – здесь посмотрела. И кольчугу, и мундиры времен Кутузова ребята изготовили сами. А ведь прежде надо внимательно и весьма подробно изучить исторический материал, а еще раньше просто раздобыть его. Об армии, о чинах, о мундирах.

Александр Крикунов закончил Елецкий педагогический, физико-математический факультет. История – его хобби. Вообще-то “хобби” – плохое слово: смешное, легковесное. История, военное искусство – это любовь, это то, на чем душа и трудится, и отдыхает. Любовь, духовность прочитываются сразу во всем облике Александра, но особенно прекрасно его лицо. Интеллект, пожалуй, – самый лучший скульптор человеческого лица. Обыкновенные черты он наполняет утонченностью и благородством. Жаль, я не увидела младшего Крикунова – Павла, но говорят, тоже отличный парень.

Прощаясь с миллиардером, я спросила:

– А не жалко денег-то, не на себя потраченных?

– То есть как это “не на себя”? – удивляется Евгений Павлович. – Я работаю на себя. И все, что вы видели, это для всех и для себя.

Сначала я не поняла, что он имел в виду. Потом подумала: ну кто это сказал, что “для себя” – это только дома, машины, меха и всякая прочая чушь. А картины, музыка, эмоции, ощущение состоявшейся жизни – не для себя. “В выдающейся, богатой индивидуальности… заключается, без сомнения, самый счастливый жребий на земле”, – писал один немецкий философ. И он же утверждал: “Большая глупость – ради внешних выгод жертвовать внутренними”. Крикунов сильно печется о своей индивидуальности, не хочет очерстветь “внутренне”. Учитель как-никак интеллигент. Древние говорили, что человека преследуют два типа страданий: если он нищ – это нужда, если богат – скука. А причины: внутренняя пустота, безликость, бездуховность. Главным образом внутренней пустотой и обьясняется погоня за роскошью, удовольствиями, развлечениями. Богач в маленьком городе, если не развлекается (или не заполнит свою жизнь благородным смыслом), “сдохнет от скуки” – это точно. Очень часто богачи спиваются…

Крикунов покупает картины, заботится о художниках… Сейчас думает храм построить. Для города, конечно! Но и для себя, для своей души, для детей – Павла и Александра.

…Ницше сказал: “Жизнь глупца злее смерти”. Мне жаль тех “буржуев”, которые только и делают, что гребут под себя. Они и не догадываются даже, что мертвы. А может, догадываются, но скрывают, делают вид, что счастливы, довольны жизнью и благополучны. Глупые люди…

Светлана ЦАРЕГОРОДЦЕВА

Елец,

Липецкая область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте