Когда-то звонкую силу имел лозунг “Народ и партия – едины!” Аналогичное утверждение касалось и армии, и многого другого. Теперь иначе.
резидент РФ Борис Ельцин издал Указ “О Государственной комиссии по проведению Года согласия и примирения”. Как там записано, ее цель – консолидация российского общества, а также выработка государственной политики, направленной на достижение согласия и примирения. Согласно указу состав утверждается президентом, и он же является ее председателем. Первым заместителем председателя назначен премьер Виктор Черномырдин, заместителями – спикер Совета Федерации Егор Строев и первый вице-премьер Анатолий Чубайс.
нтересная новость. Гуманная идея. Трудно усомниться, что наше общество нуждается в согласии. Но в каком? Если оно касается мнения каждого из нас по поводу достижений российской демократии, его президента и правительства – это одно. Если наших споров на лестничной площадке о старой и новых партиях – это другое. Но ни первое, ни второе не требует никаких согласительных комиссий.
егодня наш терпеливый народ, задавленный властью, как никогда, не собирается ни с кем ни воевать, тем более друг с другом, ни вступать в разногласия. А если и оспаривать, то в основном – несвоевременную выплату заработной платы. Но это вопрос как раз к президенту и его беспомощному правительству. Если новоиспеченная комиссия собирается разбирать эти разногласия, примирять партию (власти) и народ (все тот же) или олигархов (новых) и народ (все тот же) – то и из этого вряд ли что получится даже с помощью такой представительной комиссии. А за кем народу идти: за белыми, красными, зелеными и так далее, увы, он всегда это выбирал сам. Без комиссий. Особенно в стране, где становится все меньше порядочных людей и где так много коррупции и криминала.
Юрий КОВЕШНИКОВ
Обзор прессы
Почему не спешил Юрий Лотман?
Газета “Известия” (N 44 за 1997 год) опубликовала результаты частного расследования серии загадочных смертей в Тюменской области.
“Одного за другим из петли вытаскивали подростков без явных следов насильственной смерти. По первым слухам это были самоубийства, но факты говорили о другом: все повешенные являлись членами какой-то одной сатанинской секты и были задушены во время тайного ритуала посвящения”.
36 смертей молодых людей было списано на самоубийства, пока Борис Буслов – отец одного из погибших подростков, не попытался разобраться в том, что происходит. На сатанистов его вывели странные рисунки и дневники сына. В одной из бумаг оказалась зашифрована дата его собственной смерти. Стас Буслов заранее знал, как и когда его повесят, и нарисовал это…
“Комсомольская правда” одна из немногих вспомнила о юбилее Юрия Лотмана (N 40 за 1997 год). В этом году ученому исполнилось бы 75 лет. “Лотман был в чем-то похож на того незаметного учителя, который рассказал мольеровскому персонажу, что он говорит прозой, а не стихами. Если остановиться и задуматься, то любой из нас дойдет до мысли, что все окружающее нас есть культура и что она существует по каким-то законам… Для этого надо только остановиться, а – некогда да и неохота. Лотману хватило мужества никуда не спешить”. Кто-то ведь должен был “напомнить школьникам о настоящем Карамзине, или Пушкине, или Тютчеве, или многих других русских писателях… Он это сделал”. Бывшие студенты Юрия Лотмана на страницах газеты вспоминают своего учителя в день его рождения. Который, увы, отмечался уже без него.
“Российская газета” (14 марта, N 51 за 1997 год) опубликовала схему Великого расселения народов, предложенную на соискание Госпремии РФ коллективом авторов, в который входит министр строительства Ефим Басин.
Это – не очередной “проект века”, а реальный ответ на извечный вопрос “Как нам обустроить Россию?” Нормальное развитие требует правильного распределения производительных сил на всей территории страны. “Вот здесь пошел явный перекос, когда после развала империи 40 процентов регионов страны стали пограничными, 25 миллионов россиян оказались в других государствах… и, наконец, разрушилась интеграция между бывшими республиками Союза”. Генеральная схема, которая напрямую связывает миграцию населения с возможностями регионов, призвана решить проблему рабочих рук – найти им максимально эффективное применение и создать необходимые условия для развития страны.
Белый вальс
Неспешные прогулки по аллее любви
Как стать матушкой при батюшке
свободное от работы время люблю поехать в Троице-Сергиеву лавру с друзьями или знакомыми и поводить их по древней святой обители. Рассказать, как давно-давно, в середине четырнадцатого века, пришел сюда русский юноша по имени Варфоломей, чтобы воссиять над Русью великим именем Сергия Радонежского. С интересом слушают люди. И редко оставляют меня без вопросов. Вопросам я рада. Но вот ведь беда – есть вопрос, который не жду, который меня раздражает.
– Где здесь у вас аллея любви, по которой ходят девушки, высматривая себе будущих мужей-священников?
Поначалу терялась:
– Вы что-то напутали…
– Как это напутали? – возмущаются мои знакомцы. – Все говорят, есть в лавре аллея любви. Сюда приезжают девушки “на выданье”. Присматриваются к семинаристам, а те – к ним, выбирают, которая приглянулась…
Если бы раз спросили, я бы посмеялась, да и забыла. А тут как экскурсия, так вопрос про аллею любви. Что делать? Еще ни в одном споре не помешала ссылка на авторитеты. И я обратилась к авторитету – проректору Московской духовной семинарии и академику архимандриту Макарию.
– Расскажите, батюшка, об аллее любви…
– Никакой аллеи нет и никогда не было. Кто-то, может быть, пошутил неудачно, и пошла молва. Ведь живущие в миру люди очень приблизительно представляют себе как монастырскую жизнь, так и жизнь семинарии, академии, порой сами домысливают ее, додумывают. Аллея любви и есть плод такого домысливания.
– Но ведь в семинарском дворе и впрямь можно видеть девушек. Правда, они чаще торопятся куда-то, чем прогуливаются…
– На занятия они торопятся. В Московской духовной семинарии есть регентский класс, где учатся девушки, будущие руководители церковных хоров. Вернее, несколько лет назад мы создали первый регентский класс. Но сейчас стольким храмам не хватает музыкально образованных людей. Вот мы и создали теперь школу. Для девушек.
– Но, наверное, любая из них, получая духовное и музыкальное образование, думает и о семейном счастье?
– Наверное, думает. Однако решение этой проблемы не входит в компетенцию Московских духовных школ. Каждый человек решает ее сам. Наша задача, чтобы на приходы попадали глубоко верующие, образованные люди.
И все-таки аллея есть. Вдоль академического забора, где кустарник подстрижен и скамеечки стоят. Взяла я блокнот с ручкой и пошла к скамеечке. Хожу себе неспешно, никого не трогаю… Проходят мимо семинаристы. Пора сейчас ответственная – экзамены на носу, озабоченные лица, быстрая походка. Идут девушки. Легкие косыночки, светлые лица. Конечно, и они торопятся, но на что только не пойдешь в поисках истины. И я останавливаю одну из них. Знакомимся.
– Меня Марина Рыкова зовут. Я из Кургана, слышали такой город? Да, далеко, Зауралье. Как попала сюда? Господь привел. Приехала на экскурсию в Троице-Сергиеву лавру. А тут такая благодать! Пошла на службы, услышала хор… А петь я всегда любила, узнала, что в семинарии есть регентский класс. Пошла к мощам преподобного Сергия Радонежского, помолилась, чтобы он меня сюда благословил. Приехала, сдала экзамены, вот учусь теперь.
– А семейная жизнь как представляется?
– Не знаю пока. Сейчас главное – регентскую школу закончить. Одно знаю: рядом должен быть человек верующий, православный…
– Куда вы сейчас спешите, Марина?
– На спевку. Спевка у нас через десять минут начинается, вы уж меня простите…
Убежала. А я “за рукав” ухватила еще двух девушек. Они не спешили, просто шли себе и беседовали. Поговорить согласились охотно. Алла Пургель из Белоруссии, из небольшого городка Сморгонь. В роду у нее все священники, и для Аллы незнакомы метания по жизни, знала с детства – ей предстоит путь православного служения.
А вот про свои планы на семейную жизнь Алла Пургель умолчала.
– На все воля Божья, – тихо сказала она и смущенно улыбнулась. И на подругу кивнула, стоящую рядом, – у Наташи спросите. У нее уже все ясно и определенно.
Спрашиваю у Наташи. Худенькой, ясноглазой, с новеньким обручальным кольцом на правой руке.
– Я из Вязников. Это Владимирская область. И муж оттуда. Мы земляки, в один храм ходили, а потом он решил в семинарию поступать, а я – в регентский класс. Недавно обвенчались. У Сережи дедушка был священник, папа священник, вот и он избрал этот путь. А я рядом буду. Скажите, разве плохо – муж священник, а жена рядышком, церковным хором руководит? Замечательно. И слава Богу, что в большинстве российских приходов именно такой расклад. Батюшка и матушка. Рядом. Вместе. “Едина плоть” вчера, сегодня и завтра.
Говорим о регентском классе, о том, как интересно и даже радостно учиться, о том, как замечательно, что Московские духовные школы именно здесь, в Троице-Сергиевой лавре, под заступничеством и молитвенным покровительством преподобного Сергия Радонежского. Пока говорили, подошел Наташин муж Сергей Соловьев. Знакомимся. Строгий молодой человек, отутюженный воротничок, светлые волосы, голубые глаза.
– На приход-то куда с женой поедете?
– Куда благословят, – ответил коротко и достойно.
Здесь вообще не в чести празднословие. Уж на что любят поговорить девушки, но, беседуя с ними, чувствую, как осторожно подбирают они слова, как кратко, без лишних эмоций выражают свои мысли, не хихикают, не хвалятся. Неудивительно. Здесь, в регентской школе, закладывается фундамент будущей жизни.
Мои мысли подтверждает Лена Воротникова. Она сидит на лавочке, подставив лицо весеннему солнышку, и читает письмо.
– Из дома?
– Из дома. Я из Кубанской епархии, городок Кропоткин. Сразу после школы поступила.
– Ну а какой же твой будущий путь, Лена?
– Вернусь в свою епархию. А там уже куда правящий архиерей благословит.
– А замуж выходить собираешься?
– Как Бог даст.
Дай Бог этим девочкам крепких семей, надежных мужей, здоровых детей. Пусть не все они станут матушками, не все свяжут свою жизнь с пастырями Русской православной церкви. Но если уж пойдут под венец, то обязательно с единоверцем, с человеком, полностью разделяющим их убеждения. Без этого они не мыслят своей будущей семейной жизни.
А как же девушки, стреляющие глазками в семинаристов, так жаждущие брачных уз с будущими пастырями? Какие такие радости ждут их в поповском доме? Юбка до пят, платок на глазах, ранние службы и поздние спевки, изнурительные посты и полное смирение перед мужем-священником? А может, фантазии о материальном благополучии священников рождают в незамутненных мыслями головках современных девочек идею удачно выйти замуж за выпускника семинарии? Да, если есть корова, коза, куры и поросята, прожить можно. Только вставать придется чуть свет и ложиться затемно.
Серьезным девушкам, решившим связать свою жизнь с выпускниками семинарии, как правило, не надо всего этого обьяснять. Они не стреляют глазками, они долго и очень ответственно готовятся к этому серьезному шагу. Обязательно берут благословение у духовника, у родителей, обсуждают будущую жизнь в подробностях. Аргументы типа “у нас любовь и отстаньте”, как правило, не произносятся. А вот “мы вместе хотим служить Богу” – это серьезно. И еще есть очень важный, хотя и деликатный момент. Жены священников не ограничивают количество деток по своему разумению. Сколько даст Господь, столько и рожать будут. Как правило, у священников многодетные семьи. И это тоже доказательство того, что быть женой батюшки – значит смирить свою волю “до зела”. У тебя уже трое, куда тебе? А Господь благословляет четвертым. Убавит матушка громкость радиоприемника, по которому зазывалы обещают быстро, без боли и недорого вернуть тебя на круги своя, да и подойдет к иконе, да и помолится. Помоги мне, Господи, управиться и с этим чадом. Вот такая она, поповская жизнь.
Наталия СУХИНИНА
Сергиев Посад,
Московская область
Надежда
015. Мартин. 29 лет, рост 167. Козерог. Интересный молодой человек из Германии, работающий переводчиком в Москве. Верующий католик. Многосторонние интересы (среди них – театр, концерты). Характер спокойный. Вредных привычек нет.
Ищу добрую, симпатичную москвичку 19-27 лет (предпочитаю светлые или зеленые глаза и длинные волосы) со знанием немецкого или других языков, желающую вступить в серьезные отношения и создать семью.
Писать (по возможности с фотографией): 103009, Москва, до востребования, паспорт N 4234386978.
Комментарии